Заголовок:
Валерий Гартунг и Николай Арефьев о заявлении А.Чубайса
Источник:
Новости Федерации
Дата:
2021-06-06 (год-месяц-день)
Организация:
[1] Коммунистическая партия Российской Федерации. Фракция в Государственной Думе 7-го созыва
[2] СР-7. Справедливая Россия. Фракция в Государственной Думе 7-го созыва
Персона:
[3] Гартунг Валерий Карлович
[4] Арефьев Николай Васильевич

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"
06.06.2021 13:17
Ну во-первых, статус великой энергетической державы – это не тот статус, за который нам нужно бороться. России нужно бороться за статус великой технологической державы. Это подразумевает развитие информационных технологий, "зеленых" технологий, роботизацию, ну и в том числе развитие водородной энергетики – здесь я с Чубайсом согласен.
Но повторю, статус великой энергетической державы – это не главное, к чему должна стремиться Россия. Наша страна должна стремиться к доминированию производств и отраслей, создающих максимальную добавленную стоимость, к повсеместной реализации Индустрии 4.0. Если в двух словах, Индустрия 4.0 – это полная цифровизация всех производственных процессов. Сегодня технологии дошли до такого момента, когда мы можем создать цифрового двойника любого производственного процесса и управлять всеми такими процессами дистанционно, без участия человека. Фактически роботы могут делать роботов, и также роботы будут делать всю тяжелую физическую работу, а люди будут заниматься только высокоинтеллектуальным трудом. Вот к чему нужно стремиться.
Россия способна на многое, и сводить все ее задачи и возможности только к доминированию в энергетике – это значит недооценивать ее потенциал. Мы можем заниматься всем, и мы уже показали, что способны и вакцины создавать, и еще много на что способны. Но, еще раз повторю, мы отстаем пока в технологических процессах, в информационных процессах, в роботизации. Если мы во всем этом продвинемся, тогда и водородная энергетика будет реальностью.
Правительство и ЦБ часто указывают на то, что у нас низкая производительность труда. Но она у нас низкая не потому, что люди в стране неграмотные. Нет, люди-то грамотные, просто у нас существуют серьезные издержки, - коррупционные, монопольные, и от природной ренты, - которые давят сегодня на себестоимость товаров. Вот с этим надо разобраться сначала. Надо изымать природную ренту в полном объеме и не допускать, чтобы граждан обирали через монополизацию. А то посмотрите, цены на металл у нас с начала года взлетели в стране в три раза! У нас монополизированы финансовые рынки, монополизированы энергетические рынки внутри страны, поэтому естественно, издержки растут гораздо более высокими темпами, чем растет экономика. Вот с этим сначала надо разобраться, и параллельно с этим заниматься развитием цифровых технологий и водородной энергетикой.
Николай Арефьев
1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ
06.06.2021 13:17
Говорят, нет дыма без огня. Только что директор МВФ задалась одним из самых важных для них вопросов – о "зеленых" технологиях, т.е. технологиях без вредных выбросов. Дума недавно приняла закон о сокращении парниковых газов. А это означает, что использовать углеводородное сырье для тепловых электростанций будет довольно затруднительно. Это значит, что мы будем платить штрафы. Вот и выходит, что на пенсии у нас денег нет, а на ликвидацию тепловых электростанций есть. А между тем, в стране 60% электроэнергии вырабатывается именно тепловыми электростанциями, которые используют углеводородное сырье.
Что касается водорода, то Чубайс отчасти прав. Я тоже за то, чтобы использовать это совершенно безвредное сырье, водород, которое кроме пара выпускать ничего не будет. И его необязательно добывать прямо из углеводорода: его можно извлекать из обыкновенного воздуха, можно извлекать из воды. Но как панацею видеть в водороде какое-то альтернативное топливо - это еще бабушка надвое сказала. У нас появились водородные автомобили, но только пока в экспериментальном варианте, и буквально на прошлой неделе.
Причем, такие автомобили не так просты в эксплуатации, как кажутся, потому что водород сохраняется в жидком состоянии при очень высоком давлении и низкой температуре. Ну и как содержать это в своем автомобиле, и что будет, если не дай бог лобовое столкновение или нечто подобное? Сгорят все вместе с железками, даже пепла не останется. Водород – это очень мощное взрывчатое вещество, особенно в жидком состоянии.
Поэтому в мире пока еще остерегаются переходить на водородные технологии - только потому, что они очень небезопасные. И торговать на сегодняшний день водородом мы вообще не готовы. Установки, производящие водород, у нас используются только в ВПК, для заправки космических ракет. И к сожалению, эти установки маломощны для того, чтобы обеспечить всех. Ну а кроме того, такие установки надо делать в каждом регионе, а водород пока еще значительно дороже даже нашего дорого бензина. Его производство пока еще несовершенно, и переходить на него в промышленных масштабах довольно затруднительно. Если бы мы овладели какими-то очень дешевыми и большими технологиями, тогда, наверное, можно было бы говорить о переходе на промышленное производство водорода и о продаже его за рубеж. Но сегодня, к сожалению, мы такими технологиями не обладаем. Мало того, для производства водорода в промышленных масштабах соответствующие станции надо создавать не только в каждом регионе, но и в каждом районе. А это с одной стороны опасно, и с другой стороны, в нынешних условиях будет далеко не совершенно.
Поэтому Чубайс в данном случае поторопился. В целом в этом направлении он, допустим, прав, но чисто теоретически. А практически переходить к этому направлению пока еще сложно, поскольку все это пока только на стадии эксперимента.