Заголовок:
Борис Чернышов - о развитии образования
Источник:
Сайт ЛДПР
Дата:
2024-02-01 (год-месяц-день)
Организация:
[1] ЛДПР-8. Либерально-демократическая партия России. Фракция в Государственной Думе 8-го созыва
Персона:
[2] Чернышов Борис Александрович
Орган власти:
[3] ГД. Государственная Дума Федерального Собрания РФ

7 февраля 2024 г.

Борис Чернышов - о развитии образования
Пленарное заседание 1.02.2024
Б.А. Чернышов, заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР:
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Уважаемые коллеги!
Мир действительно вступил в эпоху больших перемен. Глобальная конкуренция входит в горячую фазу, и наша страна — Россия в самом центре этого процесса. Что это значит для нас, для депутатов Государственной Думы? Перед нами сегодня открываются огромные возможности развития, и при этом есть столь же огромные риски. Противники России будут продолжать попытки удушить нас экономически. Чтобы выстоять перед этими угрозами, нужно наращивать технологическую независимость и конкурентоспособность во всех сферах, прежде всего в сфере образования. Для долгосрочного успеха абсолютно необходима образовательная мобилизация, комплекс мер, нововведений и реформ, которые дадут стране востребованных на рынке труда специалистов, хорошо обученных, инициативных, тяготеющих к инновациям и способных быть лидерами.
Ключевая роль в этом вопросе отведена непосредственно школе. Сегодня максимум компетенций, в том числе в работах, связанных с технологиями, имеется у россиян в возрасте 45—49 лет, в других странах пик приходится на 35 лет. Получается, что лучшие специалисты на российском рынке труда — это выпускники советских школ. 40 тысяч школ должны формировать для экономики нашей страны самый важный и ценный ключевой ресурс — умных, трудолюбивых, инициативных, здоровых и целостных людей. Убеждён: чтобы система школьного образования работала эффективно, поступательно и системно, чтобы достичь этой цели, нужно реализовать четыре важные составляющие, которые будут определять лицо российской системы школ.
Первый аспект — это доходы учителей, усиление социальных гарантий, защита чести и достоинства. Пора признать, что дефицит кадров приближается к критическому. Ответы-полумеры, мол, где-то там на два учителя стало больше по одной из специальностей, мягко говоря, многие уже восприняли как надо. По оценке вице-премьера Голиковой Татьяны Алексеевны, в стране не хватает 11 тысяч учителей. РАНХиГС нехватку учителей оценивает и того больше — оценка РАНХиГС в 25 раз больше, чем оценка Татьяны Алексеевны. И главные причины — это низкий уровень доходов, нехватка социальных гарантий и недостатки в отстаивании вопросов, связанных с честью и достоинством педагогов.
Пока учителя не получают за свой труд достойные зарплаты, любые разговоры про общественную значимость профессии, высокую миссию, священный труд выглядят весьма плоско. Не должно быть ситуации, при которой зарплата уборщика в помещении школы — 18,7 тысячи рублей, а оклад учителя — 20 тысяч рублей. Это фактическая ситуация, например, в Свердловской области, да и ещё много где. Такой подход — медленное убийство образования. Не случайно 19 процентов молодых учителей, которые, как нам говорят, вот прямо завтра уже придут в профессию, уверены, что ошиблись в выборе своей профессии. Если учитель получает ощутимо более высокую зарплату, то и родители увидят абсолютно иные результаты. Мы можем здесь посмотреть практику частных школ, в которых и зарплата учителей, и управленческие компетенции намного выше. Для того чтобы реализовать все реформы, нужно, мне кажется, наконец-то ввести единую федеральную тарифную сетку для работников образования: базовый оклад на одну ставку плюс премии и доплаты, которые не должны изменяться. А то мы знаем, как можно похитрить с цифрами, и всё, что заложено в региональные дополнительные, стимулирующие меры, впихнуть в базовый оклад.
Повышение учительских зарплат обеспечит приток абитуриентов в педагогические вузы. И на самом деле это поможет решить главную проблему образования — когда в классе 35 и более учеников. Не во всех регионах, но такое, к сожалению, бывает нередко, и эта проблема становится всё сильнее и сильнее звучит в нашей повестке, видится из всех источников. Выросшие доходы дадут учителям возможность обеспечивать себя качественной техникой для самообразования и повышения квалификации, это облегчит и ускорит внедрение новых возможностей и решений в школы, и это важно.
На вопрос "Где деньги взять?"... Ну, знаете, и наш президент Владимир Владимирович Путин, и ряд исторических фигур достаточно часто использовали фразу: "Если не кормить свою армию, будем вынуждены кормить чужую армию". Так же и с образованием: не вкладывая деньги в образование, в учителей, будем откатываться назад, в 90-е годы. Мы видели, к чему привела эрозия всех этих процессов и в воспитании, и в системе подготовки кадров.
Второй аспект, о котором я хотел бы сказать, — это школа как центр жизни. Почти треть российских подростков, 29 процентов (такие материалы приводятся тоже в исследовании РАНХиГС), проводят в Интернете более семи часов в сутки. Такое количество времени в одиночестве, конечно же, без последствий не остаётся, и школа должна давать возможность, чтобы ребята и на переменах, и в рамках образовательного процесса по-другому друг с другом общались, наконец-то вылезли из своих гаджетов и начали разговаривать. Два примера: одна частная школа в Москве и одна муниципальная школа на юге России (не буду называть регион). Мы приняли закон, запретили использовать гаджеты в классах — и там, и там не используются. После этого запрета в одной школе, в Москве, ребята пару дней посидели помолчали, потом специалисты с ними начали работать, и они стали больше общаться, дружить, это очень хорошо. В другой школе начали баловаться и бедокурить — ну, наверное, это говорит о том, что недостаток психологов в школе... Хотя одно из министерств даёт ответ, что в 51 проценте школ есть школьные психологи. Уважаемые депутаты, вы, как родители, бабушки, дедушки, сталкивались с тем, что хорошо работают психологические службы в школах? Уверен, что нет, вижу это по вашей реакции.
Безусловно, и вопросы здоровьесбережения должны быть ключевыми в школе. Вот статистика Института социологии РАН: за 20 лет, с 2000-го по 2020 год, заболеваемость подростков в возрасте 15—17 лет выросла на треть, причём количество раковых заболеваний и сахарного диабета увеличилось в 2,3 раза, число детей с ожирением — в 4,4 раза. Всё это потому, что уроки физкультуры проводятся для галочки и специалистов не хватает. Также важно и реализовывать процессы, связанные с нормальным питанием в школе, это не только быстрый перекус для средней школы и старшей школы.
Третий аспект — школа как место, где создаётся будущее. Нельзя не поддержать распространение на школы действия программы "Профессионалитет". Это очень важно, когда ребята уже в школе реализуют своё будущее, создают его. Благодарим за реализацию этой программы, за её идею и Президента России, и вице-премьера Татьяну Алексеевну Голикову. Но здесь, по нашему мнению, необходимо усиливать работу школы с корпоративными образовательными программами для каждой крупной компании с государственным участием. Это крайне важно. Здесь тоже социальная роль госкомпаний должна подчёркиваться.
Лидер ЛДПР Леонид Эдуардович Слуцкий недавно в ходе поездки в Приморский край посетил центр "Океан". Мы должны поддерживать наших талантливых детей. Действительно, большая поддержка осуществляется за счёт средств федерального бюджета, но цены на путёвки достаточно высокие. Председатель ЛДПР предложил ограничить стоимость путёвки суммой 15 тысяч рублей. Это было бы правильно, особенно сегодня, и нельзя не поддержать инициативу нашего лидера, лидера ЛДПР.
Также не могу не сказать пару слов о системе оценки знаний в наших школах. Радикальные предложения, такие как отмена домашних заданий, безусловно, излишни, но избавить детей от выставления баллов по общеразвивающим, творческим специальностям и предметам — музыке, изо, технологии и физкультуре — вполне возможно и даже нужно.
Что касается ЕГЭ. Тот эксперимент, который мы ставили на себе в результате введения болонской системы, где ЕГЭ был одним из элементов, — нужно от него уходить, избавляться от тех принципов, на которых мы строили систему оценки знаний, вводить дополнительные возможности, для того чтобы реализовывать творческий потенциал ребят, всё это нужно.
Школа как модель воспитания — это четвёртый аспект. Долгое время мы ориентировались на Южную Корею, Финляндию, Германию, Америку, привозили к себе иностранных специалистов, для того чтобы нашу скудную — как говорили — систему образования подтянуть до международного уровня, катали их по нашей стране. Мы же это всё знаем, мы помним, как реализовывалась модель PISA в России и другие вещи. Почему-то сегодня, когда изменились приоритеты, мы как-то быстро это пересмотрели. Вы знаете, такие программы, как РДДМ, а также по другим направлениям будем реализовывать. И для того чтобы сделать нашу школу совершенно другой, нужно больше.