Заголовок:
Олег Нилов и Олег Смолин об экономической и образовательной неуспешности и заявлении ректора ВШЭ
Источник:
Сайт радиостанции "Эхо Москвы"
Дата:
2021-06-08 (год-месяц-день)
Организация:
[1] Коммунистическая партия Российской Федерации. Фракция в Государственной Думе 7-го созыва
[2] СР-7. Справедливая Россия. Фракция в Государственной Думе 7-го созыва
Персона:
[3] Смолин Олег Николаевич
[4] Нилов Олег Анатольевич

Олег Нилов

1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция "Справедливая Россия"
08.06.2021 14:31
В ответ на это прозвучавшее мнение я бы сказал: так, да не так. Даже при всех "заслугах" ЕГЭ-образования уровень образованности в России все-таки выше, чем во многих странах третьего мира, которые устанавливают и бьют рекорды производительности и эффективности труда, таких как Индия, Китай. При всем уважении к их системам образования, я думаю, им еще далеко до существующего у нас уровня образования, хотя по современным, общемировым меркам этот уровень, конечно, нельзя считать приемлемым.
Поэтому, отчасти с рассуждениями ректора ВШЭ можно согласиться, но главную проблему здесь я вижу не в этом. Главное – в необразованности, неподготовленности руководящего звена, особенно среднего, в том числе деятелей, которые сами себя называют элитой, - промышленной, банковской, финансовой. Вот там можно наблюдать вопиющие пробелы, потому что, к сожалению, не сегодня и не вчера начала разваливаться система подготовки грамотных специалистов, причем на фоне, скажем так, несопротивления утечке мозгов. Вот где причины! Лучшие умы, что были у нас благодаря еще советской школе, средней и высшей, утекали, а те, кто незаслуженно считает себя элитой и считает ниже своего достоинства получать российское образование, отправляли своих детей в заморские школы, колледжи, вузы. И даже если они возвращались, пусть может и с неплохой подготовкой, но с такой, которая мало соответствовала нашим реалиям, да еще с завышенными запросами, амбициями. Понятно, что в большинстве своем они не приносили и не приносят в России никакой практической пользы. Они здесь привыкли "мажорить", вести образ жизни рантье, получив в наследство баснословные капиталы, а производство, эффективность труда, какие-то новации во благо страны их мало интересуют.
Вот отсюда и получается, что именно троечники, которые уже пришли к управлению в стране, пусть может еще не на самом высшем уровне, но на среднем точно, и представляют собой очень большую проблему, при которой каких-либо прорывов в нашем социально-экономическом развитии, к сожалению, быть не может. Конечно, можно в качестве неких экспериментов продвигать проекты вроде тех или иных наукоцентров, всяких "сириусов", и т.д., практиковать какие-то исключения. Но это будет каплей в море, и к массовому прорыву не приведет.
Система ЕГЭ, недоступность для многих качественного высшего образования, троечники на руководящих управленческих постах, - все это вместе взятое не позволит нам реализовать жизненно важные направления, нацпроекты, и т.д. Это как аксиома, которую не надо доказывать никакому здравомыслящему человеку.
Поэтому главным приоритетом должно быть для нас выстраивание системы общедоступного и качественного образования, на уровне образования советского. А чтобы ускорить этот процесс, начать нужно с того, чтобы ввести наконец для детей высокопоставленных чиновников, для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации запрет на получение первого высшего образования за рубежом. Наша партия настаивает на этом уже давно. И вопрос этот касается не только состояния российской системы образования, но и, по понятным причинам, интересов национальной безопасности.
Олег Смолин
1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция "КПРФ"
08.06.2021 14:31
Я думаю, что Ярослав Иванович прав, но как всегда прав очень частично. Начну с того, откуда берется образовательная неуспешность в российской школе. Дело в том, что Россия, увы, стала страной контрастов. С одной стороны, у нас есть школы, в которых ребят готовят весьма успешно. С другой стороны, появляется все большее количество школ-гетто, в которых концентрируются дети мигрантов, дети людей с низкими доходами, и т.д., и т.д.
Причем, на образовательной неуспешности прямо сказывается уровень социального неравенства. Семьи с высокими доходами тратят на образование своих детей в 5 раз больше, чем семьи с невысокими доходами. Прежде всего, у хорошо обеспеченных есть возможность нанимать репетиторов. Подготовиться к ЕГЭ без репетиторов крайне сложно, если вообще возможно. Более 70% всех детей и до 100% детей в Москве и Питере готовятся к ЕГЭ с репетиторами. То есть, экономическое положение семьи прямо сказывается на возможности получения высшего образования. Таким образом, Кузьминов говорит про образовательную неуспешность, забывая, что она постоянно связана с высоким уровнем экономического неравенства. Это первое.
Второе. Экономическая неуспешность связана отнюдь не только с образовательной неуспешностью. Ну например, вы успешно закончили университет как учитель, или даже как инженер, вы приходите на работу, и получаете зарплату в 15-20 тысяч рублей. Это что? Это экономическая неуспешность, которая прямо не связана с вашей образовательной неуспешностью. Это связано прямо с неправильной государственной политикой. Мы в свое время ругали Советский Союз за то, что там высоко квалифицированный труд низко оплачивался. Ну так по сравнению с Советским Союзом сегодня ситуация у нас резко ухудшилась! По данным Минпросвещения, озвученным на его коллегии, разница в оплате труда учителей по регионам России составляет у нас сегодня 7 раз. И каким бы успешным вы ни были учеником и студентом педагогического вуза, начинающий учитель все равно получает нищенскую заработную плату.
Поэтому повторю: доля правды в том, о чем говорит Ярослав Кузьминов, есть. Но еще гораздо важнее то, что в России образовательный неуспех, - это следствие высокого уровня экономического неравенства и неравенства образовательных возможностей.