Заголовок:
Владислав Иноземцев. Новые технологии и новое государство
Источник:
Сайт газеты "Известия"
Дата:
2010-10-12 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Иноземцев Владислав Леонидович

Новые технологии и новое государство

Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества
Присуждение Нобелевской премии по физике Константину Новосёлову и Андрею Гейму спровоцировало очередной раунд дискуссий о том, удадутся ли у нас инновационные прорывы или нет. В этих дискуссиях, на мой взгляд, теряется понимание различий между фундаментальной наукой (за достижения в которой и присуждаются Нобелевские премии) и инновациями, ориентированными прежде всего на эффективное прикладное использование и обеспечивающими повышение конкурентоспособности компаний и государств.
Россия сталкивается с большим числом проблем в этой сфере, но одна из них практически не привлекает внимания. Я имею в виду постановку задач. Наша научная и инженерная мысль развивается пока "от достигнутого". Достаточно узнать, что "Ситроникс" получает кредит от Сбербанка на организацию выпуска микросхем с топологией 90 нанометров, когда Intel и IBM в 2011-2012 гг. приступают к производству микросхем с топологией 28-32 нм. Достаточно посмотреть на наше военное авиастроение, где с 1977 г. не производится новых моделей самолетов, а МиГ-35 является не более чем модернизированной версией МиГ-29, да и собрано их 10 штук. Все это лучше того, что у нас было, но оно мало кому нужно. В эпоху быстрых технологических перемен такой тип развития ведет в тупик. Достаточно вспомнить про уже хрестоматийные случаи инвестиций в совершенствование фотоматериалов в канун перехода к цифровой фототехнике или прокладывание оптоволокна перед распространением беспроводного доступа в интернет.
Постановка четкого задания - важнейший элемент инновационного прорыва. Оно может быть "импортировано" (как, например, задача создания ядерного оружия или отправка человека в космос) или сформулировано новаторским образом (как, к примеру, задача обнаруживать и поражать самолеты врага на расстоянии, вдвое большем того, с которого они способны нанести удар - что и стало принципом зенитного комплекса С-300). Чем точнее формулируется задача, тем больше вероятность успеха - тут же очерчивается и круг специалистов, способных ее решать, и набор инструментов.
Российские госструктуры работают исходя из диаметрально противоположного подхода. Корпорация "Роснано" отчитывается о том, сколько проектов она отобрала для финансирования. Идеологи Сколкова говорят об отборе претендентов на получение "прописки" в иннограде, о том, что государство сделает все, чтобы отбор был некоррупционным. Но гораздо правильнее сначала определить, чего государство хочет достичь. Сегодня все знают, что нанотехнологии - это хорошо, а биотехнологии - еще лучше. Но представляем ли мы самые перспективные области, где они могут применяться? Самые "узкие" места, препятствующие их распространению? Исходной точкой должен стать заказ ведущим мировым специалистам в различных областях оценки, на каких направлениях в сфере технологий могут быть достигнуты прорывы и что им препятствует (например, повсеместному распространению электромобилей мешает недостаточная емкость и мощность аккумуляторных батарей). Затем надо проинвентаризировать состояние технологии в мире на этих направлениях и наметить реалистические "реперные точки", к которым реально выйти в ближайшие 7-10 лет (все это должны делать люди, далекие от российских госструктур). И уже потом сформулировать технические задания и объявить о выделении значительных средств и привлечении групп специалистов, готовых начать решать эти задачи (тогда можно будет даже не задумываться о том, что кто-то подсунет "изобретения", ставшие вчерашним днем).
Государство вряд ли может стать "бизнес-ангелом", готовым давать деньги на реализацию идей, на первый взгляд кажущихся инновационными. И оно не должно инвестировать в чистые бизнес-проекты типа социальных сетей или поисковых систем. Первые могут оказаться пустышками, вторые реализуются и без его помощи. Власть должна быть компетентным заказчиком новых технологий. А дальнейшие методы известны с советских времен: минимум бюрократического контроля, обязательная конкуренция нескольких групп разработчиков, удовлетворение всех запросов в поставках оборудования и организации опытных производств. И не обязательно привлекать к делу нобелевских лауреатов. Будет достаточно тех, кто только мечтает ими стать.
Российское государство, заявляя о том, что оно хочет стать инициатором инноваций, должно преодолеть себя. Отказаться от риторики и сформулировать четкие задачи. Забыть о "порядке" и дубинках, допустив ограниченный хаос и закрыв в наукоград двери для прокуроров и прочих проверяющих. Осознать, наконец, что бабло решает не все, что нужны еще компетентность и внутренняя свобода. И тогда все получится - и мы получим сначала новые технологии, а потом... и новое государство.
12:58 12.10.10