Заголовок:
Владислав Иноземцев. Плата за роскошь
Источник:
Сайт газеты "Известия"
Дата:
2010-08-26 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Иноземцев Владислав Леонидович

Плата за роскошь

Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества
Время от времени общество увлекается идеями, которые выглядят вполне привлекательными и абсолютно логичными, но на деле оказываются частными и сложно реализуемыми. Одна из таких идей - пресловутый налог на роскошь, который предлагает ввести (пусть и не со следующего года) Министерство экономического развития.
Концепция такого налога не нова - более того, он существовал и существует во многих странах. Начиная с XVI века, когда в Англии им обкладывали самые крупные поместья, он призван переложить часть расходов на общественные нужды на наиболее состоятельных граждан. Позднее был найден гораздо более эффективный метод достижения той же цели - прогрессивный налог. Однако в периоды экономических сложностей и мобилизаций налог на роскошь раз за разом возникал вновь: в Великобритании и США в годы Второй мировой войны, в Японии в 1950-е и 1960-е годы и в некоторых других странах. В Южной Корее в годы ускоренной индустриализации существовал, например, полный запрет на ввоз предметов роскоши из-за рубежа - чем власти демонстрировали свою близость к народу и готовность ограничить притязания нуворишей. В на-ши дни налог на роскошь используется в основном применительно к отдельным типам имущества (например, в Гонконге в начале этого года была установлена специальная фиксированная плата в размере 4,25%, удерживаемая при покупке чрезмерно дорогой недвижимости - ценой более 20 млн гонконгских долларов [$2,5 млн]). В США налог на роскошь (luxury tax) существует в Калифорнии и Флориде и применяется к дорогим автомобилям и яхтам в виде единовремен-ного платежа в сумме 5-8% их стоимости. Очередной страной, пополнившей список тех, где существует такой налог, станет Украина - поступления от него уже запланированы в бюджете следующего года.
В России идея налога на роскошь наверняка была бы поддержана обществом, учитывая безудержное потребление нашей элиты и то, что она отнюдь не становится скромнее даже в условиях кризиса. Однако на деле этот справедливый налог не слишком целесообразен.
Во-первых, он de facto давно уже существует. Банальное сравнение цен на автомобили, дорогую одежду, импортные спиртные напитки и ювелирные украшения в наших магазинах и в Европе показывает, что у нас они дороже в 2,5-4 ра-за. Существенный вклад в это удорожание вносят таможенные пошлины, идущие в доход государства и фактически составляющие налог на роскошь.
Во-вторых, сложившаяся юридическая практика не позволяет вводить законы задним числом, и, следовательно, его можно будет распространить лишь на новые приобретения, что во многом бессмысленно - недвижимостьи так облагается постоянно растущим налогом, выяснить у кого появилось новое колье или дорогое кольцо с бриллиантом, просто невозможно, а яхты и особняки наших олигархов зарегистрированы не в России.
В-третьих, сам политический класс не готов к такого рода нововведению, так как оно направлено против него самого. В Совете федерации и Государственной думе заседают больше долларовых миллионеров, чем в любом другом парламенте мира, и провести такой закон почти невозможно - в чем уже убедились депутаты-"справедливороссы".
Правильнее было бы пойти другим путем - а именно: облегчить положение рядовых граждан и повысить их уровень жизни, отменив налог на доходы, не превышающие, к примеру, 15 тыс. рублей в месяц. В развитых странах доходы до $1-1,2 тыс. в месяц облагаются по пониженным ставкам: в Японии и Франции - по ставке 5,5%, в Бразилии - 7,5%, а в Финляндии налоги вообще взимаются с доходов, превышающих ?12,6 тыс. в год. Отмена подоходного налога на малоимущих - куда более явная борьба за справедливость, чем выявление роскошествующих граждан, от которого выиграют прежде всего, мне кажется, отдельные работники налоговых и правоохранительных органов.
А если уж серьезно говорить о роскоши, то власти и олигархи должны бы для начала соблюдать существующие законы. Известно ли читателям, что из более чем 40 тысяч рейсов, сделанных в 2009 г. между российскими городами частными самолетами, около 85% осуществлено воздушными судами, зарегистрированными вне территории нашей страны? А это, между прочим, запрещено действующим Воздушным кодексом. Каботажные перевозки пытались запретить уже трижды - последний раз с 1 июля этого года. Что-то изменилось? Нет. А цена вопроса - десятки миллионов долларов в год. И контроль прост и понятен. Но стоит ли ждать перемен в этой области? Вопрос риторический. Поэтому лучше уж отмените налоги на бедных. А сами живите богато...
14:29 26.08.10