Заголовок:
Владислав Иноземцев. Modernizatsya.ru: Бесперспективные проекты
Источник:
Ведомости, №147 (2417), 10.08.2009
Дата:
2009-08-10 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Иноземцев Владислав Леонидович

Modernizatsya.ru: Бесперспективные проекты

Владислав Иноземцев
10.08.2009, №147 (2417)
Каждая успешная модернизация была большим проектом, но складывалась из малых дел, которые сплетались в единую картину. Любая программа индустриализации состояла из сотен начинаний, каждое из которых было встроено в общий замысел. Увеличивался в Китае объем экспорта — строились крупнейшие в мире порты; нужна была электроэнергия в центральных районах — возводилась Плотина трех ущелий. Возникала в СССР проблема с обеспечением зерном — распахивались целинные земли; требовались ресурсы — разрабатывались богатства Западной Сибири; нужна была валюта — строились нефте- и газопроводы в Европу. За исключением космоса и военной промышленности все крупные проекты имели четкое экономическое обоснование.
Сегодня все поменялось. Власти занялись программами с явным политико-идеологическим подтекстом и сомнительной эффективностью. Эти проекты дороги, не имеют шансов быть реализованными в срок, а окупаемость их практически неисчислима. Почти все они чистый пиар, в котором только и преуспело нынешнее российское руководство. Рассмотрим несколько подобных проектов, и их изъяны станут очевидными.
В энергетике государство переключилось с наращивания производства на организацию поставок. В 2000-2008 гг. добыча газа в России выросла с 584 млрд до 665 млрд куб. м, или на 14%. Зато были инициированы три масштабных трубопроводных проекта: "Голубой поток" в Турцию, "Северный" — в Германию, "Южный" — на Балканы и далее в Европу. Их суммарная пропускная способность — 135 млрд куб. м газа в год, что прирастит экспортные возможности на 73% по сравнению с нынешними. Наполнятся ли эти трубы газом? Судя по опыту "Южного потока", это не очевидно. Зачем нужно строительство? Для того чтобы усилить нажим на несговорчивых соседей. Но не кажется ли цена в $40 млрд излишней для таких геополитических упражнений? Кроме того, напомним: стоимость 1 км "Южного потока" в 3,7 раза выше, чем у его основного конкурента, "Набукко", представляющего собой новую трассу, не имеющую дублеров.
В последние два года добыча газа в России падает (что неудивительно: в 2003-2007 гг. на разработку новых месторождений "Газпром" потратил всего $18,5 млрд, а на один "Южный поток" нужны $24 млрд). При этом компания переключается с запуска ямальских месторождений — Бованенкова и Харасавэя — на политически ангажированный Штокман, который сама освоить не в состоянии. Бюджет Штокмана — не менее $20 млрд, необходимая для завершения программ на Ямале сумма — $12-14 млрд; при этом доказанные запасы Штокмановского месторождения — 3,7 трлн куб. м газа, а Ямала — 10,4 трлн куб. м. Однако ввод в действие ямальских проектов приносится в жертву амбициям властей, возомнивших себя повелителями арктического шельфа. Добавим также: ни один из проектов, анонсированных "Газпромом" за все время существования этой корпорации, не был выполнен в заявленные сроки.
Но хватит об энергетике. Более безрассудными выглядят проведение саммита АТЭС на острове Русский в 2012 г. и Олимпиада в Сочи в 2014-м. Смета первого мероприятия — $7 млрд. Из них около 50 млрд руб. потратят на два моста, соединяющих о. Русский с материком. Длина большего из них — 1872 м, меньшего — километр. Для сравнения: за $2,2 млрд в Китае в 2003-2007 гг. был построен морской мост Хэнгжоу Бэй длиной 35,6 км (с надводной частью в 9,7 км). Университет на о. Русский тоже будет не из дешевых: подрядчик — "Крокус интернешнл" Араса Агаларова до этого занимался строительством на Рублевке "городков миллионеров". Но главный вопрос: что даст эта стройка экономике страны в целом?
Сочи — еще одна большая загадка. Бюджет Олимпиады в 314 млрд руб. (около $12,2 млрд) будет превышен не менее чем вдвое и окажется в восемь раз большим, чем затраты на зимние Игры в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. При этом, по словам самих властей, не менее трети сооружений будут демонтированы после проведения Игр. Заметим: на обеих "великих стройках" за последние три года сменилось по четыре команды руководителей. Комментарии, думаю, излишни.
Многие другие прожекты говорят сами за себя. В 2005 г. нам обещали, что к 2010 г. за 180 млрд руб. построят автодорогу Москва — Петербург; сегодня говорят, что в 2010 г. начнется строительство ее первого участка: 43 км обойдутся в 60 млрд руб. и будут готовы к 2013 г. В 2007 г. мы узнали, что к середине 2009-го в стране появятся четыре оборудованные "игорные зоны"; ни одной так и не возникло. В 2005 г. закрылся на двухлетнюю реконструкцию Большой театр; на нее хотели потратить $260 млн — в ближайшее время затраты превысят $1 млрд, а сроком открытия называется 2011 г.
Модернизация требует перспективного планирования и жесткого соотнесения затрат и результатов. Ни то ни другое не возможно в стране, уже почти 10 лет живущей в режиме "ручного управления" одним человеком. "Большие проекты" 2000-х останутся в памяти так же, как и скоростная железная дорога Москва — Петербург в 1990-х. Деньги будут потрачены, бюджет обескровлен, ответственные за неудачи пересажены на новые теплые места. Да и разве эти проекты имеют под собой иные цели?
Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества; издатель и главный редактор журнала "Свободная мысль"
Мнения, публикуемые в колонке "От редакции", не влияют на выбор и освещение новостей в остальной части газеты. Другие мнения, публикуемые на полосе "Комментарии", могут не совпадать с позицией редакции.
Комментарии online — cтатьи, которых нет в бумажной версии, повестка дня, все колумнисты.
Постоянный адрес материала: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/08/10/208962