Заголовок:
Владислав Иноземцев. "Pro Europa: Отказ от стереотипов"
Источник:
Ведомости, №233 (2007), 10.12.2007
Дата:
2007-12-10 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Иноземцев Владислав Леонидович

Pro Europa: Отказ от стереотипов

Владислав Иноземцев
10.12.2007, №233 (2007)
Первые же итоги выборов в Государственную думу подтвердили, что "Единая Россия" получит конституционное большинство. Стало ясно, что специфика выборов в России заключена в том, что условия их меняются, а результат — нет. Начиная с 1993 г. ни одни выборы не проводились по тем же правилам, что и предшествовавшие, но всякий раз они сохраняли власть за "партией власти". В этом, видимо, и заключается отличие "суверенной" демократии от либеральной, а России — от Европы.
Очнувшись от тоталитаризма 1930-х и 1940-х гг., европейские элиты поняли: нет лучшей защиты от авторитарной власти, чем готовность всех политических сил принять волю народа. В Италии за послевоенный период выборы проводились 15 раз, в Германии — 16; Франция 14 раз выбирала депутатов и девять раз — президента. Правящие партии в этих странах сменились у власти 11, 4 и 13 раз — но ни разу смена правительств не уподоблялась катастрофе, которая могла бы привести к изменению политической системы страны или радикально ограничить права ее граждан. Все легально действующие в правовом государстве партии по своей сути являются демократическими — и это давно усвоено в Европе.
Причем не только в Западной. Еще в 1993-1994 гг. в восточноевропейских странах к власти стали возвращаться политики, тесно связанные с бывшими компартиями. В начале страшного для России 1993 г. Альгирдас Бразаускас, занимавший пост первого секретаря ЦК КП Литвы с 1977 г., был избран президентом республики. Летом 1994 г. социал-демократ Дьюла Хорн стал премьер-министром Венгрии, в конце 1995 г. Александр Квасневский сменил Леха Валенсу на посту президента Польши, а в 1998 г. социал-демократ Милош Земан возглавил правительство Чехии.
И только в России сочли, что демократы — это не те, кто требует соблюдения демократических принципов, а те, кто способен оболванить массы, убедив их в собственной демократичности. Народ поверил творцам авторитарной Конституции 1993 г. и "сплотился" вокруг них, не допустив коммунистов к власти в 1996-м. Итоги процесса крайне противоречивы. С одной стороны, сегодня никто не сомневается в демократичности российских коммунистов; Геннадий Зюганов прав, утверждая, что "фракция КПРФ будет единственным оплотом демократии в новой Госдуме". С другой — платой за их "демократизацию" стал резкий сдвиг всего общества в сторону самых примитивных форм бессознательного патернализма и фактическая готовность к восстановлению основных институтов авторитарной власти.
Причиной всего этого остается извращенное понимание россиянами выборов как столкновения стереотипов — в то время как во всем цивилизованном мире выборы выступают наиболее подходящим моментом для их пересмотра.
Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и главный редактор журнала "Свободная мысль"