Заголовок:
Владислав Иноземцев. Закатаем кризис в асфальт. Каким будет план модернизации российской экономики
Источник:
Сайт газеты "Известия"
Дата:
2009-07-14 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Иноземцев Владислав Леонидович

Закатаем кризис в асфальт. Каким будет план модернизации российской экономики

14.07.2009
Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества
Российские дороги, оказывается, не только самые плохие в мире, но еще и самые дорогие. А производительность труда у нас в шесть раз ниже, чем в Европе или в Америке. К тому же топлива мы сжигаем недопустимо много. Так что выйти из кризиса Россия сможет только за счет модернизации своей экономики. Об этом не раз говорил президент Дмитрий Медведев, с этим согласны политики и эксперты. Но никто до сих пор не знает, как именно должна выглядеть эта модернизация. Никакой комплексной программы пока не существует. "Известия" решили включиться в работу над ней и дать слово ученым - тем, кто формирует сейчас программу обновления экономики России.
Неудовлетворительное положение вещей, которое сегодня заставляет президента Дмитрия Медведева создавать комиссии по модернизации и постоянно повторять довольно очевидные тезисы о необходимости технологического прорыва, порождено двумя обстоятельствами.
Во-первых, в России не сложилось понимания того, что такое модернизация. Если в мире ее обычно воспринимают как развитие экономики на основе новых технологий, то у нас под ней понимают ускоренное создание этих самых технологий. Президент говорит: "Интеллект и способность к новаторству - это сейчас наше главное конкурентное преимущество", и он прав. Но это преимущество надо еще суметь использовать. В реальной конкурентной борьбе Россия, создавшая и создающая массу новых технологий, вчистую проигрывает Китаю, главному "интеллектуальному пирату" современности. Так что модернизация России состоит не в развитии собственно технологического сектора, а в создании механизма усвоения технологий нашей промышленностью.
Во-вторых, в России государство самоустранилось от управления процессами экономического развития. Во всех успешно модернизировавшихся странах власть определяла приоритеты, расставляла акценты, контролировала выполнение планов. Критерием успешности выступали объем производства, а также доля, занимаемая национальными производителями на мировом рынке, и соответствие выпускаемой продукции международным стандартам качества. У нас же все основные показатели сегодня - финансовые. Если мы хотим модернизации, нужно признать: "вертикаль власти" не может быть "вертикалью распределения". Необходимо ставить нефинансовые цели и достигать их постоянно, а не провозглашать "программы-2020", за выполнение которых нынешнее поколение руководителей не будет нести ответственности.
Можно ли "запустить" модернизацию в России? Конечно, можно. Но для этого нужны как минимум два условия. С одной стороны, следует начать не с ассигнований на развитие новых технологий, а с создания своего рода "карты" России в "модернизационной" системе координат, которая, во-первых, позволила бы понять сферы нашего наиболее нетерпимого отставания, а во-вторых, проинвентаризировала бы уже имеющиеся отечественные технологические решения и те зарубежные технологии, которые сегодня можно дешево купить и относительно легко внедрить в производство. С другой стороны, необходимо создать механизм "принуждения к инновациям", который заставил бы промышленников применять эти нововведения. В современной экономической среде - неконкурентной и пронизанной коррупцией - сделать это можно лишь проявив волю к жесткому государственному регулированию.
Государство должно установить такие "правила игры", при которых в ближайшее время работать без новых технологий в России станет труднее, чем из-бегая уплаты налогов. Эти правила должны воплощаться в жестких стандартах энергопотребления; введении предельных норм расхода материалов в промышленности и строительстве; установлении техусловий по качеству дорож-ного покрытия, строительных материалов и автомобильного топлива; пересмотре допустимых концентраций вредных веществ в промышленных отходах и т.д. Стандарты должны иметь график постоянного ужесточения. Такая практика применяется повсюду: в КНР действуют стандарты энергоемкости зданий, в Европе и США - графики повышения эффективности автомобильных двигателей, в странах ЕС - жесткие экологические нормы. Предприятия, которые сейчас производят некачественную, дорогую или не соответствующую новым техническим требованиям продукцию, окажутся перед выбором: или модернизироваться, или закрыться. Тем самым слабые уйдут с рынка, а те, кто останется, и станут потребителями новых технологий.
Такой путь обеспечит достижение нескольких целей. Во-первых, повысится "экономическая дееспособность" российского государства, которая в последние годы часто сводилась к "кошмаренью" зарвавшихся и зарыванию денег в землю под предлогом строительства трубопроводов и дорог. При этом средняя цена километра новой автодороги достигла в 2008 году 514 млн руб. Это в 2,9 раза дороже, чем в Евросоюзе, а срок ее службы до капремонта втрое меньше европейского! За весь прошлый год в России построено столько же дорог, сколько в КНР строится за 9 дней.
Во-вторых, система жестких технических стандартов позволит задавать ориентиры развития куда более четко, чем "финансовый менеджмент". В-третьих, последовательное ужесточение стандартов вынудит бизнес искать соответствующие технологии на рынке, снимая с государства обязанность "внедрять" их насильственно; при этом основные расходы будут перенесены с бюджета на предпринимателей. В-четвертых, отечественные инноваторы будут доказывать эффективность своих изобретений (см. материалы Ананяна и Бикбау) не чиновникам-бюрократам, а рынку. И наконец, в-пятых, возникнут предпосылки для устранения бизнес-цепочек, обеспечива-ющих "интерес" ме-неджеров при поставке практически любого оборудования, что пока затруд-няет некоррупционный вход на рынок новых технологических разра-боток.
Попытка реализации такой стратегии, с одной стороны, сразу же выявит масштаб отставания российской промышленности от развитых стран и приведет к изменению риторики власти (станет очевидным, что впереди у нашей страны не "постиндустриальное будущее", а перспективы "новой индустриализации") и, с другой стороны, подчеркнет несостоятельность системы управления экономикой, основанной на подчиненности государственной власти интересам олигархических групп и на совмещении регулирующих и контролирующих функций в одних руках. Вспомним, например, как правительство в 2002-2008 годах шесть раз устанавливало и переносило сроки ввода нового стандарта автомобильного топлива. Перестройка системы управления экономикой - важнейшая задача, без решения которой никакая серьезная модернизация в России невозможна.
Обновление экономики - задача, которая может потребовать создания Федеральной службы (агентства) по модернизации с руководителем в статусе заместителя председателя правительства. Основной ее задачей должно стать определение стандартов качества конечной продукции и стандартов выполнения производственных процессов основных отраслей экономики. Новая техническая политика, вводимая директивами службы, должна стать механизмом "принуждения к инновациям". Служба должна иметь право экспертизы всех проектов, финансируемых за счет средств бюджета, и возможность заблокировать любой из них при выявлении технологической или экономической неэффективности.
России нужна модернизация - но она заключена не в словах о технологических прорывах, а в последовательном создании условий для выбраковывания предприятий, не способных отвечать современным требованиям. Для этого в экономику должна вернуться политика - именно политика, а не "политики", делающие бизнес на своем положении в управленческой иерархии. Только если политика в России перестанет быть бизнесом, модернизация в нашей стране получит свой исторический шанс.