Заголовок:
Владислав Иноземцев. Экономика без иллюзий
Источник:
Сайт газеты "Известия"
Дата:
2010-10-27 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Иноземцев Владислав Леонидович

Экономика без иллюзий

Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества
Модернизация в России мало-помалу стала ассоциироваться с технологиями, а технологии - с виртуальным пространством интернета и системами обмена данными. Выступая в Госдуме, руководитель "Сколково" Виктор Вексельберг говорит, что нужно "создавать в год по одному Гуглу", а оба "нечиновничьих" члена президентской Комиссии по модернизации - Юрий Мильнер и Евгений Касперский - также занимаются интернет-проектами и производством программного обеспечения. Кажется, что сырьевая экономика России, относящаяся к давно уже вчерашнему дню, готовится к прыжку в постиндустриальное послезавтра.
Случаются ли в мире чудеса? Иногда. Но давайте взглянем на развитые экономики и их структуру. Какая доля ВВП в США создается компаниями, развивающими интернет-сервисы и программные продукты? В 2009 г. она составляла 1,2%. Доля занятых в этом секторе - 0,8%. В Европе (ЕС-27) - 0,5 и 0,4%. При этом даже отдельные отрасли промышленности были куда более значимыми. Фармацевтические компании, например, обеспечивали соответственно 1,9 и 1,8% ВВП и 1,4 и 1,5% занятости. Автомобилестроение - 2,7 и 2,9% ВВП и 2,2 и 2,4% занятости. Сфера услуг представлена в основном образованием, здравоохранением, гостиничным бизнесом и ритейлом - отраслями технологичными, но отнюдь не "виртуальными". Да и выручка компьютерных гигантов также не выглядит запредельной: по итогам 2009 г. у Microsoft она в 3,6 раза меньше, чем у Toyota, у Google - в 4,8 раза меньше, чем у Siemens, у Yahoo! - в 9,1 раза меньше, чем у Nokia. Их вклад в занятость еще менее значим: Google поддерживает в 18,6 раза меньше рабочих мест, чем Volkswagen, Yahoo! - в 21,9 раза меньше, чем General Electric. Несмотря на то что имена гигантов компьютерной отрасли у всех на слуху, облик экономики большинства развитых стран определяют отнюдь не они.
Компании, действующие в сфере новых технологий, зачаровывают российских политиков и олигархов во многом своей феноменальной рыночной переоцененностью. Да, Microsoft по состоянию на 1 июля 2010 г. оценивался в $201,7 млрд, а Google - в $109,3 млрд, но не надо забывать, что, во-первых, эти компании изначально ориентировались на глобальный рынок, во-вторых, являются признанными лидерами своих отраслей, и, в-третьих, они создались и развились в США - самой свободной в экономическом отношении стране мира. В Америке сектор программного обеспечения и компьютерных услуг является третьим по размеру капитализации ($884,1 млрд по состоянию на конец 2009 г.) - почти столь же дорогим, как нефтегазовый ($928,7 млрд) или фармацевтический ($843,9 млрд). Зато в Европе он занимает скромное 19-е место с суммар-ной капитализацией в $98,9 млрд против $1189,9 млрд у "нефтянки" и $652,9 млрд у фармацевтики. В Японии и Китае положение "виртуалов" еще более скромное. И это означает, что у российских сторонников постиндустриального прорыва попросту нет шансов "догнать" своих заокеанских конкурентов. Зато стратегия развития индустриального сектора, значительная доля производства в котором вполне может быть отнесена к высокотехнологическому, вполне оправданна - именно здесь Америку побеждает не только Европа (производящая больше автомобилей, стали, продукции химической промышленности и т.д.), но также Япония, а теперь и Китай.
Иллюзорная экономика, порожденная компьютерной революцией, имеет и еще одну характерную черту, несовместимую со стереотипами отечественной экономической культуры: ее продукция стремительно совершенствуется и немыслимо быстро дешевеет. С 1985 по 2010 год средняя стоимость минуты телефонного разговора между Европой и США упала в 310 раз, а с помощью основанной в... Эстонии компании Skype сегодня вплотную приблизилась к нулю. За тот же срок средняя память жесткого диска персонального компьютера выросла в 1,2 миллиона раз, быстродействие - в 90 тысяч раз, а цена машины упала в 4-6 раз. Только довольно консервативная IBM выпустила за этот период на рынок почти 60 новых моделей компьютеров. Готова ли Россия к такой конкуренции или мы в очередной раз недооцениваем сложность задачи?
Интернет и новые технологии перевернули жизнь миллионов людей, создали новые сферы бизнеса, изменили принципы социализации. Но все же те времена, когда интернет-ритейлер аmazon.com стоил втрое больше, чем все реальные книготорговцы Америки, а сервисы по продаже авиабилетов котировались по цене нескольких авиаперевозчиков, миновали в 1999-2000 гг. Экономика становится все более технологичной, но остается реальной. Поэтому российская модернизация, если ей суждено быть успешной, станет, на мой взгляд, модернизацией индустриальной, а не виртуальной. В ее основе будут лежать российские Arcelor'ы и Siemens'ы, а не mail'ы и odnoklassniki. Иллюзорная экономика не должна порождать лишних иллюзий.
13:15 26.10.10