Заголовок:
Брифинг "Геополитика газа на новой карте евразийского материка"
Источник:
Портал "Евразия"
Дата:
2005-03-17 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Дугин Александр Гельевич
[2] Марков Сергей Александрович

Геополитика газа: параллельная нефть Евразии

17 марта в конференц-зале "Президент-отеля" Евразийский экономический клуб провёл научно-практический брифинг "Геополитика газа на новой карте евразийского материка".
Участие в круглом столе приняли: лидер Международного "Евразийского движения" Александр Дугин, директор агентства "Неокон", экономист Михаил Хазин, директор Института политических исследований Сергей Марков, председатель межправительственного Совета по нефти и газу Николай Хомяченко, Советник Аналитического управления Совета Федерации Александр Юсуповский, официальные лица посольства Исламской Республики Иран, представители крупных ресурсодобывающих компаний – Газпром (РФ), КазМунайГаз (РК), Боташ (Турция), ведущие российские и зарубежные экономисты, аналитики, политологи, представители бизнес-сообщества.
Желающие принять участие в обсуждении выступили каждый со своим взглядом на "разработку экономической стратегии в рамках евразийского подхода применительно к сегодняшним процессам в России и ближнем зарубежье, способствование организации экономических связей, контактов, взаимодействий, транзакций и осуществление климата операционной системы для развития бизнеса на евразийском материке", – как пояснил цели работы круглого стола спикер Евразийского экономического клуба в преддверии дискуссии.
Говоря о евразийстве и экономике, Александр Дугин привёл понятия к обобщению: "Мы работаем с двумя полуизвестными величинами, которые находятся в непрерывном становлении. Евразийская экономика это не догма, это процесс. А наша основная идея это приложение серьёзной содержательной нагрузки к существующим процессам. Наш Евразийский экономический клуб ставит перед собой довольно амбициозную задачу – создать в своём лице интеллектуальную платформу, как пространство для выработки этого содержания".
Детальным раскрытием темы стал доклад "Геополитика газа в евразийском пространстве".
"Газ представляет собой важнейший источник энергии, по сути это параллель нефти, нефтяной дубль. Фактор нефти – тот мотор, та тёмная сторона цивилизации, без которой невозможно помыслить экономику. Прослеживая асимметрию газа и нефти в экономике, складывается следующее впечатление – если рынок нефти является демонополизированным и здесь существуют полностью открытые рыночные принципы, в определении баррелей как валютных единиц, то газовые сферы во всех странах Европы (за исключением Дании) являются монополиями с эффективной конкуренцией.
Существуют двойные стандарты – где газ выполняет функцию запасного энергетического дубля на случай, если в нефтяной сфере произойдет коллапс, связанный с политическими или рыночными механизмами, то газовая сфера выступит резервным продуктом энергетики, и мировая энергетика в целом – Западных стран, в первую очередь – не пошатнётся. Газовая отрасль, иными словами, строго монопольной является не случайно.
Геополитика нефти принципиально отличается от геополитики газа, которая принадлежит более серьёзным экономическим циклам, и колебания в газовой сфере идут принципиально иными темпами, с иной частотой. Нефть более гибкая, более живая, с точки зрения энергоносителя, газ более неподвижен, фиксирован, монополизирован.
Гораздо менее прозрачно также и ценообразование газа в сравнении с аналогичными процессами в сфере нефти. Цены на газ тесно связаны с параллельными энергоресурсами – углём и нефтью. Газ отражает и дублирует процессы, которые происходят на рынке других энергоносителей.
Говоря о геополитике газа, мы говорим о том, как система газоснабжения, добычи, транспортировки и рынка потребления газа накладывается и вписывается в геополитическую ситуацию противостояния атлантической и евразийской моделей. В современном мире происходят важные геополитические процессы, связанные с созданием однополярной реальности, как итог окончания холодной войны – где одна геополитическая модель победила другую, став единственным полюсом".
В ходе выступления Александр Дугин проиллюстрировал на репрезентативных картах геополитическую ситуацию однополярной реальности, где атлантический полюс, в лице США, исходит к востоку веером подконтролных слоёв – от "трансатлантического" слоя, и далее через слой "третьего мира" к завершающей иллюстрацию ступени c названием "чёрная дыра" или Heartland, под которым в терминах американской геополитической школы фигурирует пространство России.
Однополярный мир – следовало из поясния к картам – созидается за счёт ослабления противоположного полюса, от баланса стратегического влияния к смещению и полярной диспропорции, в ходе которой евразийский континент из субъекта становится объектом, периферией в отношении полюса атлантической модели. Сведя ситуацию к формуле теоретика Хэлфорда Макиндера: Тот, кто контролирует Heartland – контролирут Евразию; тот, кто котролирует Евразию, контролирует весь мир.
"Если мы поймём логику политического видения американских дипломатов, можно понять и многие закономерности, связанные с процессами газового рынка", – продолжил Дугин.
"Согласно недавно опубликованному докладу ЦРУ, существуют сумма четырёх потенциальных геополитически реальностей, ограничивающих свободу в осуществлении американской гегемонии:
1. Китай, который становится самостоятельным игроком, полюсом силы, последние годы набирающий для того серьёзные экономические, демографические, политические основания;
2. Исламский мир, который является принципиальным политическим антагонистом однополярного мира;
3. Европа, претендующая на новую геполитическую субъектность, с собственной стратегие, политикой, энергетическими интересами, как полюс, заинтересованный в прямом контакте с арабским миром, без посредничества со стороны США;
4. Самой главной фигурой в этой евразийской системе координат является территория стран СНГ и Российской Федерации.
Для полного утверждения однополярного мира задача такова: получить контроль над этими четырьмя пространствами, не допустив их самостоятельного конкурентного возвышения, и воспрепятствовать становлению России как новому геополитическому образованию, способному к самостоятельным волеизъявлениям. И для того разделить евразийский континент на четыре базовых геополитических пространства при помощи санитарных кордонов.
Это задача, которую сформулировали ещё в 1992 г. Пол Волфовиц и Льюис "Скутер" Либби в их основном докладе на тему "Что угрожает интересам США в XXI в." Самая главная угроза, указанная в докладе, это возможность возникновения геополитического альянса на евразийском материке. Некий альтернативный сценарий, который сорвет план строительства однополярного мира. Альтернативная евразийская контрстратегия состоит в том, чтобы найти общие точки соприкосновения между всеми четырьмя большими пространствами евразийского материка, с целью сбалансировать американский полюс, и создать равновесие".
Дугин пояснил, как это положение проецируется на газовую сферу. "Основные ресурсы газа, около 70% принадлежат территории Евразии, по объёмам лидирует Россия, на втором месте Иран, на третьем Катар, далее Саудовская Аравия, Ирак и Туркменистан. Основной газовый массив пролегает вглуби материка, основные потребители – на периферии. Если посмотреть на экономику Евразию отвлечённо, откинув решётку геополитических реалий, мы увидим, что баланс распределения газа привел бы к очень быстрому, гармоничному и стабильному развитию всех евразийских пространств, уравниванию потенциалов. Открытый либеральный рынок газа в рамках евразийского материка и являлся бы наиболее последовательным воплощением евразийства, поскольку каждая из стран потребителей газа приходит в состояние стабильного цикла экономического развития.
Именно такой вариант развития газовой энергетики и не желателен однополярному глобалистскому проекту в версии США, цель которых предотвратить такой сценарий через стратегию санитарных кордонов. Когда на евразийском континенте возникает два союзника – между ними создаётся санитарный кордон, экономическая зона которого нерелевантна ни одному из них, и представляющая собой территорию в той или иной степени конфликтную ко обоим союзникам, как зона напряжения. Сегодня именно такая система создаётся между Европой и Россией – страны Балтии, Украина являются мерами по его расширению.
Такой же санитарный кордон создаётся на Кавказе – возникает проблема диалога между Россией и исламским миром, подобные процессы происходят в Центральной и Средней Азии. Этот пояс санитарных кордонов начиная от стран Балтии, через Кавказ и Центральную Азию к Дальнему Востоку – является главным инструментом алантистского однополярного управления политическими процессами на евразийском континенте. С помощью этого кордона предотвращается сближение России с Европой, Исламским миром и России с Китаем, и следовательно становление Евразии как геополитического субъекта".
Как темы, занимающей особое место в развитии тенденций на рынке энергоресурсов спикер Клуба коснулся сжиженного природного газа: "Это новый формат газовых поставок, сжиженный газ является гораздо более ликвидным, легким с транспортной точки зрения продуктом и рынок его, безусловно, будет расширяться. Освоение рынка СПГ является важнейшим инструментом экономического рывка России, если мы должным образом обратим внимание на эту сферу".
Как принципиальный акцент в докладе был озвучен курс стратегической ориентации на Газпром. "Это по сути синоним России в геоэкономическом смысле. Стратегическое планирование, геополитическая экспертиза проектов, постоянный политический консалтинг и аналитика высочайшего уровня должны быть нормой существования Газпрома. Сегодня всем специалистам очевидно, что это далеко не так. Необходимо чтобы связка Президент (власть) – Газпром основывалась на продуманной и четко выстроенной стратегической парадигме", – закончил выступление Дугин.
Представитель Китайской народной республики Ван Лицзю в своём выступлении большую часть времени уделил общим вопросам сотрудничества между Россией и Китаем, набирающего, по его мнению, интенсивную динамику: "Сейчас между Россией и Китаем установились очень хорошие отношения, которые можно определить как – “нет нерешённых проблем”. У нас очень большой потенциал экономического сотрудничества, особенно в области ресурсного сотрудничества – в области торговли нефтью и газом". Так же г-н Лидзю отметил особенности китайского экономического развития: "Наша нынешняя экономика основана на балансе – балансе между развитием города и развитием деревни, балансе между эффективностью экономики и занятостью населения, балансе экономического развития и социального развития, роста экономики и ресурсного обеспечения".
Среди основных докладов конференции следует так же отметить выступление директора Института политических исследований Сергея Маркова, в котором он увязал необходимость сохранения Россией контроля за газовой отраслью с необходимостью продолжать интеграционные процесс и взаимодействие с Европой. Общее состояние газовой отрасли Марков обозначил, как динамично развивающееся: “Потребление энергии год от года будет расти в связи с тем, что экономики таких бывших бедных стран, как Китай, Индия, Бразилия, на подходе Пакистан и Индонезия, те страны, которым важно быстрее накормить свое бедное население, чтобы сохранить стабильность, развиваются очень стремительно. В связи с этим роль газа будет увеличиваться. Сейчас его доля в общей энергетической составляющей ресурсов пока что достаточно низка, из за того, что газ начал добываться значительно позже, чем всё остальное. Цены, соответственно будут расти”.
В связи с чем, по мнению Маркова, газодобывающая отрасль становится наиболее перспективной для повышения экономического роста России: “Выкачивание газа из России – это чистые деньги, поэтому необходимо усиление контроля за этими деньгами. В чём заинтересована Европа: она хотела бы, конечно, перехватить контроль за газовой отраслью у России. Идеальная ситуация для европейских энергетических компаний, это когда Газпром принадлежит европейцам, газопроводы контролируются европейцам, всё вместе контролируется советом безопасности. Именно на это направлено большинство предложений со стороны Европы, в том числе, требования либерализации газового рынка и либерализации продажи акций Газпрома. Все действия Европы направлены на это. Даже по Чечне нас критикуют для того, чтобы захватить Газпром. Здесь иллюзий быть не должно. На что нам необходимо ответить – “Газпром навсегда останется русским”. – Все переговоры должны начинаться с этого. Я думаю, что этот момент нужно закрепить законом: 51 процент акций - за российским государством, что в свою очередь уменьшит и критику России, в том числе и по Чечне”. В заключение Сергей Марков предложил свой вариант баланса отношений с Европой: “Нам необходим большой договор с Европой. Этот договор должен включать в себя максимальную интеграцию России в евроструктуры, а с другой стороны, твёрдые гарантии России стабильных энергетических поставок в Европу”.
Представитель посольства Ирана Матинфар Али рассказал собравшимся о перспективах взаимодействия Ирана с сопредельными государствами в газовой отрасли, а так же о роли России в этом процессе. В частности г-н Матинфар заявил: “Недавно прошла встреча между Александром Дугиным и послом Республики Иран в России г-ном Шафеи, на которой было отмечено, что Россия и Иран, как два крупнейших обладателя газовых запасов в мире должны, иметь более тесное сотрудничество. Хотелось бы обратить внимание на то, что за последние годы, помимо динамичного развития отношений с Россией, у нас достигнуты очень хорошие договорённости с Пакистаном и Индией о поставках иранского газа в эти страны. Мы подчёркиваем, что экспорт газа на рынки азиатских стран обязательно должен состоятся. Мы так же считаем, что Ирану необходимо стремиться к тому, чтобы в будущем выступить в качестве активного поставщика газа и в Европу”.
Одним из выступлений, подытоживающим обсуждение вопросов связанных, в частности, с деятельностью Газпрома, стал доклад представителя этой компании Евгения Прокудина. “Газпром – это действительно национальное достояние, и мы, как копания, заинтересованная в стратегических разработках по обеспечению нашей деятельности готовы к долгосрочному сотрудничеству с Евразийским экономическим клубом. Газпром и так строит систему своего развития в последние годы в евразийской системе координат. Вместе с тем, я бы хотел не согласится с тем утверждением, что у Газпрома нет стратегии работы на внешних рынках”, – заявил г-н Прокудин.
“Конечно же, компания ориентируется на директивы, которые исходят из руководства страны, и сейчас уже нельзя не заметить последовавшие в последнее время изменения в географии приоритетов Газпрома. Прежде всего, приоритетами являются страны бывшего СССР – СНГ, страны средней Азии. Можно констатировать, что Газпром, а вместе с ним и Россия вернулись в этот очень геополитически важный регион. Вторым очень важным приоритетом стал разворот Газпрома на восток – прежде всего на Восток России, в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вследствие чего Газпром получает плацдарм на востоке России для работы со странами азиатско-тихоокеанского региона. И третий момент – активизация Газпрома на юге, в странах персидского залива, а так же Иран, Индия, Северная Африка. Более того, Газпром поставил перед собой задачу превращения в транснациональную энергетическую компанию, и последние шаги Газпрома, направленные на это - всем известны”, – отметил Евгений Прокудин, намекнув собравшимся на интенсивно проходящий в настоящее время процесс объединения Газпрома и нефтяной компании “Роснефть”.