Заголовок:
Денис Драгунский и Александр Дугин о волнениях во Франции
Источник:
Сайт газеты "Известия"
Дата:
2006-04-05 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Дугин Александр Гельевич
[2] Драгунский Денис Викторович

Волнения во Франции: кризис либерализма или закат социализма?

ПРО и КОНТРА
Студенческие волнения, забастовки и уличные беспорядки потрясли нынешней весной Францию. И не только ее. Какие уроки должна извлечь из этих событий Россия?
PRO
Битва за всеобщее благо
Денис Драгунский, главный редактор журнала "Космополис"
Массовые протесты во Франции вызваны тремя базовыми причинами. Во-первых, там чрезвычайно крепок дух единства нации, что не удивительно: это старейшее национальное государство Европы, уже тысячу лет сохраняющее территорию, язык и название. Во-вторых, во французской национальной идее с давних времен сильна закваска государственного покровительства и социализма. Добрый король Анри IV обещал править страной так, "чтобы у каждого крестьянина по воскресеньям была курица в горшке". Ту же воскресную курицу сулил народу Луи XVI. Очевидные неуспехи птицеводства привели народ к революции, а короля - к гильотине. Но социалистическая фантазия о государстве всеобщего благоденствия все усиливалась.
Само слово "социализм" придумано французами, а ученики главного социалиста Сен-Симона стали крупнейшими менеджерами французской экономики позапрошлого века, президентами банков, транспортных и строительных компаний. И, наконец, во Франции, как нигде в Европе, а может, как нигде в мире, сильна традиция массового политического участия, массовой мобилизации. Суверенное право народа восстать против дурного правительства - для французов не пустая декларация, а реальный инструмент давления общества на государство.
Чего хотели парижские студенты в 1968 году? Смешно сказать, они добивались того, от чего стонали и стремились "откосить" их советские ровесники, - обязательного распределения на работу после окончания вуза. Чего требуют они сейчас? Чтобы было, как при давешнем французском социализме, "молодого специалиста нельзя уволить".
Однако издержки на поддержание всеобщего благополучия становятся запретительно высокими, поэтому теперь каждый должен сам заботиться о курице в своем воскресном горшке. Но каждый хочет, чтобы за него это делал добрый король в лице правительства социалистов.
Что в такой ситуации может сделать правительство? Самое простое и честное - уйти в отставку. Но на волне народного гнева к власти придут еще более крутые социалисты. Самое трудное и ответственное - проявить политическую волю и окончательно раскрепостить рынок труда. Но тогда французский народ наверняка сметет это правительство и - см. предыдущий пункт. Самое эффективное и социально ориентированное - создать новые государственные предприятия, куда и направлять всех безработных. Оно бы хорошо, да откуда денег взять? Вот бедное французское правительство и борется с социализмом как тот хозяин, отрубавший собаке хвост постепенно, кусочками.
Народ, однако, бьется за социализм и бьет витрины. Последнее, увы, естественно: любые массовые движения чреваты вандализмом. Когда в России устанавливалась власть рабочих и крестьян, еще не то случалось.
Глядя на события во Франции, начинаешь отчетливее понимать, кто такие мы. Жалобно выглядят российские голодовки рабочих на фоне всеобщей забастовки французских транспортников. Еще жалобнее - пикет из десятка молодежных активистов на фоне стотысячных парижских митингов. У нас крайне низок уровень национальной солидарности, и особенно уровень политического участия. Сама возможность активного воздействия на власть десятилетиями выколачивалась из русского народа. Успех превзошел все ожидания.
CONTRA
Вприпрыжку к бездне
Александр Дугин, директор Центра геополитических экспертиз, лидер Международного "Евразийского движения"
Многие сравнивают нынешние студенческие волнения в столице Франции с событиями 1968 года. Есть нечто сходное, но есть и существенные различия. В нынешнем восстании молодежи практически нет никакой социальной программы, никакой революционной идеологии. Молодежь, бушующая на улицах, бушует по сути дела просто так. Да, принятые поправки относительно предоставления работы молодежи весьма спорны, хотя и у их сторонников есть свои резоны. Но реакция явно превосходит повод.
Такое впечатление, что осенние волнения иммигрантских окраин сняли какие-то социальные табу во французском обществе и на поверхность вылилась тайная агрессия, которая копилась годами и десятилетиями.
Молодежи явно понравилась сама стихия бунта и восстания. Об идеологической стороне дела она задумывается менее всего.
На фоне масштабных протестов, погромов, столкновений и вандализма лозунги молодежи выглядят на удивление беспомощно и бессмысленно. Такое впечатление, что никто даже не удосуживается придать беспорядкам политическую ориентацию: это агрессия ради агрессии, стихия пробужденного хаоса, выплеск диких энергий, задавленных жестким кодом европейской политкорректности.
Однако ферментом хаоса явно выступает иммигрантская молодежь - та же, что жгла машины в пригородах прошлой осенью. Лишенные системы культурных и социальных табу коренных жителей Франции, но и оторванные от своих религиозных и этнических корней, не способные встроиться в социально-экономическую систему, юные иммигранты представляют собой сгусток чистой энергии, не поддающейся канализации в какое-то конкретное русло. Да в либеральном обществе этим никто и не занимается по определению. Эта пассионарность передается и собственно французской молодежи, которая также утрачивает идентичность, а вместе с ней - и систему социальных запретов и кодов поведения в мультикультурном обществе. И в итоге остаются чистый хаос, агрессия, разрушение, бунт. Запад на наших глазах стремительно катится в бездну. Его социально-политические механизмы дают сбой за сбоем. Его либеральные рецепты смертельны для употребления.
Нам надо смотреть на то, что происходит во Франции, созерцать, во что Франция превратилась в последние годы и превращается на наших глазах, и, пока еще не поздно, срочно сворачивать с западного пути. Только возврат к нашим национальным корням, к православной этике, к традиционным ценностям, к понятной и надежной идеологии спасет нас от французского опыта. Конечно, беспорядки в Европе, и особенно во Франции, как никогда выгодны заокеанскому могуществу, но нельзя, в конце концов, все валить на Вашингтон. Если бодро вприпрыжку двигаться к бездне, ничего нет удивительного, если рано или поздно в нее упадешь.
Надо, пока не поздно, учиться на чужих ошибках и всерьез заняться нашей идентичностью, нашей молодежью, нашей национальной и социальной политикой. И тогда вперед к русскому будущему на наших улицах будет маршировать активная, собранная, целеустремленная и цельная молодежь. А не бесноваться всякий сброд.
16:12 03.04.06