Заголовок:
Александр Дугин представил проект "Россия-3 в преддверии 2008 года"
Источник:
Портал "Евразия"
Дата:
2005-03-16 (год-месяц-день)
Организация:
[1] МЕД. Международное евразийское движение. Общественное движение
Персона:
[2] Дугин Александр Гельевич

РОССИЯ 2008: ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТВЕТ НА ВЫЗОВ СРОКАМ

16 марта в информационном агентстве "Росбалт" состоялась 3-я из цикла экспертных дискуссий на тему "Проекты для России".
Лидер "Международного Евразийского Движения" Александр Дугин представил к полемике альтернативный проект "Россия-3 в преддверии 2008 года".
Алексей Шатров открыл обсуждение, "сегодняшняя тема о развитии ситуации в России широко обсуждается, но не сделаны ясные и конкретные выводы. Мы пригласили к трибуне тех, кто представляет свои государственные, национальные, общественные идеи, оформленные в проект, суть которого нам предстоит выслушать и подвергнуть конструктивному анализу. В этой дискуссии, вполне возможно, родятся и новые идеи."
Начиная с общих тезисов, лидер МЕД заявил, "Ни один проект в России не состоится без модели прошлого. Так сложилось, что в России не существует философии политической истории, кроме евразийства, имеющего стройный, ясный, развитый в сотнях трудов взгляд на российскую историю. Все остальные проекты действуют лишь по наитию, оперируя случайными категориями. Россия - самобытная цивилизация, это ни Запад, ни Восток, но вещь-в-себе, со своей русской системой координат. Если мы вспомним этнографа Леви-Строса - в жизни первобытного африканского племени существует такая же степень ясности и сложности системы как и в современной европейской цивилизации, просто надо понять этот язык. Точно так же евразийство предлагает изучать имманентный язык России."
"Россия это синтез Востока и Запада, леса и степи, славян и тюрок - автохтонных евразийских народов. Очень принципиально, что Россия есть всегда нечто третье. Если в западных проектах, как наследие римской эпохи господствует дигитальный код, то Россия - страна tertium datur, где третье всё же дано, как евразийская альтернатива между Востоком и Западом... Византизм, православная империя, которая ментализирована концепцией "Третьего Рима", Чингисхановский "Белый завет", старая административная система, доставшаяся в наследство Московскому царству - это слияние, как позитивный исторический итог, предопределяет стратегическую легитимацию третьей России", - сообщил Александр Дугин.
Как переломный момент в российской истории, в итоге ознаменовавшийся рядом геополитических катастроф, Дугин отметил разделение России в сер. XVII в. на прозападную элиту и евразийские народные массы. "Именно эта парадигма, эта диалектика национальной истории, где "красные" и "белые" возникли ещё за двести лет до революции и предопределяет понимание евразийством ключевых процессов в России." Потому евразийство скорее позитивно оценивает революцию большевиков. В ходе рассуждения была упомянута как важная статья идеолога евразийства князя Трубецкого, "Общеевразийский национализм", в которой находят идеологическое обоснование и примиряются парадигма имперского централизма и мультиэтнический подход, как конструктивный полилог евразийских культур.
Делая экскурс в новейшую историю, лидер МЕД обратил внимание, что в 90-е г. евразийство акцентирует антизападную политическую направленность и ставит упор на геополитику. "Евразийство сейчас - это переход к постиндустриальной парадигме, как коррекция модерна на национальной основе. Россия Путина - Россия status quo, где правят коррупция лжи и тоталитаризм развлечений. Россия-2 - альтернативный "оранжевый" проект, интегрированный в парадигму американского глобализма. Россия-3 - идеальная Россия. Высшая ценность - геополитическая субъектность, усиление статуса религии в обществе, этническое общество, гносеологическая иерархия типов людей, адаптация демократии к национальным ценностям. Россия-3 - синтетический интегральный антиамериканизм, плюс иерархия, базирующаяся на принципах ума и воли", - заявил Дугин.
Политолог Сергей Кара-Мурза, начал с того, что идентифицировал себя как однозначного евразийца, по происхождению и взглядам: "Во-первых я и сам евразиец, уже благодаря своей фамилии. Евразийство, как, например, евроцентризм для Запада, это метаидеология. Некий сосуд, в котором можно совместить целый перечень разных этнических проектов - все они будут евразийскими т.к. в самом главном, в основе будут совпадать... Евразийское сообщество не перестало быть традиционным, но и не стало рациональным. Евразийских проектов может быть несколько, евразийство в версии Александра Дугина - это идеократия, но в ещё более жёсткой форме, чем советский вариант", заключил политолог.
Выступая следующим, Председатель "Партии России" Юрий Крупнов сообщил целый ряд выводов: "Сегодня не может быть какой-то одной идеологии, мы имеем дело с фрагментированным социумом, и эта фрагментация носит, судя по всему, тяжёлый и долгосрочный характер... Какой бы мы ни придумали "-изм" - ценности людей не упакуешь в одну ценностную коробку." Крупнов также призвал к необходимости корректировать современный язык, т.к. это чревато последствиями: "Неточный язык - это неправильные политические решения, что может привести к кровавому хаосу в стране", - добавляя - "Кремль хочет подморозить оранжевое пламя, противопоставляя возможности создания ситуации - похожей на недавние события в Украине - свои политические контрпроекты, которые не сегодня так завтра могут перекраситься в любой цвет, в том числе и оранжевый."
"Единственный плюс в деле интеллектуальной школы неоевразийской геополитики - это последовательная критика европоцентризма. В числе минусов - попытка всё свести к географическому детерминизму. Кто ближе к монархистам, белые или красные - ещё вопрос... Нам хочется помочить сапоги в индийском океане, - суммируя ход рассуждения в лирических аккордах - "Не стоит превращаться в чёрную дыру, из которой последуют одни неприятности". Фразой "Говорят, что Гумилёв - последний евразиец, хорошо бы он и остался последним, а мы наконец перешли к реальным задачам России", - Юрий Крупнов завершил своё выступление.
Сергей Кургинян, отзываясь на предыдущее выступление, начал с реплики о ситуации постмодерн в России: "Это попытка подменить политику актёрством, мы оказались в ситуации, где политическим процессом руководят шуты, а гражданское общество - напоминает толпу зевак больше, чем что-либо ещё... Полагаю, что в течение 3-4 лет в России настанет понимание того, что в огне брода нет. Политический проект - это война, но здесь расхождение, мы видим, что проектный модус политики на глазах превращается в симулякр. Сегодняшняя ситуация - это осколки битого стекла, но можно их собрать и перенести в котел с высокой температурой, сплавляя разрозненные фрагменты новое государство и общество."
"Политика поддаётся тотальной симулякризации, постмодернист последователен и хочет растлить всё, чего мы камлаем над хаосом?" ", - отсылая к выступлению предыдущего оратора, заключил политолог.
Сергей Кургинян прокомментировал и тезисы Дугина: "Мы существуем в ситуации конфликта между историей и игрой. Соединяя несоединимое, мы парализуем конфликт. Мы хотим такой опричнины, которая любит казанских татар. Пётр I страшный и великий патриот, построил Россию на костях, но не на костях делаются только либеральные проекты, но, впрочем, тоже не костях... С тем же успехом можно сделать специальный сахар для диабетиков, который не будет сладким." На что лидер МЕД прокомментировал следующим: "История однонаправленная и сведённая к одной общей хронологии - парадигма, на которую в западном мире опирался модерн, в премодерне - история циклична, её дополняет сакральные, архетипические представления, в модерне история это миф, в постмодерне истории уже нет как таковой..."
В завершении "расставил точки над i" директор Института национальной стратегии Станислав Белковский, заявив, что "России-1 не существует как геополитического субъекта, и соответственно воли к победе. "Оранжевый" проект России-2 - конституируется в отношении России-1, а поскольку её нет, то и Россия-2 не имеет никакого значения - она в той же степени асубъектна. Россия-3 Александра Дугина замещает собой как Россию 1-ю, так и 2-ю, которая будет уже более конкретно оформлена новой российской элитой. России нужен новый царь... Главное достоинство евразийского проекта в том, что он интегрально являет собой целый ряд государственных формаций, имевших место в истории и географии России, это и литовско-русский проект, и империя Чигисхана - всё это тоже мы."
Тезисы выступления Александра Дугина: http://evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=2283
Проект «Евразия» - Россия-3
1. Ретроспектива евразийской политической философии: основные принципы
Россия – самобытная цивилизация, не Запад, не Восток – русская система координат
Россия – синтез Запада и Востока, леса и степи, славян и тюрок (угров).
Россия как государство наследница двух легитимаций - византизм (православная империя, Третий Рим) и орда (чингизхановский белый завет)
Обе составляющие – восточная и западные – преображены в России, превратились в нечто третье (гегелевский синтез) – отсюда «Третье», «троичность» в сущности России
Перекос в Восток (монголо-татарское завоевание) позитивен – из него на Куликовом поле вышла единая держава – Московская Русь. Перекос в Запад – негативен, он подтачивает устои (Запад агрессивен, претендует на универсализм) – евразийцы – наследники славянофилов
Раскол 16 века катастрофа Руси – народ отделился от элиты, элита пошла на Запад, народ остался в самобытной Руси
Белые и красные соответствуют элите (западники) и народы (красные). В 1917 народ (восточный-евразийский) взял реванш над элитой (западнической), но все это искажено – элита прикрывалась уваровской формулой, народ встал под знамена марксизма – парадоксы
Проекты евразийцев – Евразийская Империя, «православный большевизм», воссоздание синтеза, Третья Русь – красно-белая, с элитой и народом, которые выстраиваются по оси верности корням, идентичности и броска в будущее, «православный футуризм».
2. Неоевразийство
1985 – возрождение евразийства применительно к ситуации: за СССР, но с консервативным православно-национальным содержанием – провал
90-е – патриотическая оппозиция, против либерализма и западничества, за сохранение империи, геополитика, традиционализм – провал
Выработка национальной идеи на евразийской основе: имперский унитаризм в стратегической области и «права народов»
Евразийский постмодерн: сочетание традиции (архаики), частичной модернизации (промышленность), переход к постиндустриальной парадигме на национальной основе (коррекция постмодерна в национальном духе – как русский большевизм был коррекцией модерна в национальном духе)
Конкретный геополитический проект: 4 пространства Евразии – Евразийский Союз, Европа, Китай, исламский мир. Ассиметричный альянс для балансирования однополярной гегемонии США (США – резюме абсолютизированного западничества, пик атлантизма, который стремится стать абсолютным). У России есть союзники.
Евразийство=антиамериканизм.
Позитивный образ будущего: причудливое сочетание архаических ценностей и авангардных высоких технологий, дифференциация слоев населения – гносеологические касты (иерархия на основе ума и воли), приоритет пассионарных типов, ротация элит. В мире - несколько империй – американская, европейская, евразийская, азиатская, исламская и т.д.
Реалистичный образ будущего: планетарная партизанская война в глобальном масштабе против американского «нового мирового порядка» и глобализации, альтернативная глобализация
Евразийство – сетевая идеология, основана на сетевой структуре.
3. Россия-3 в преддверии 2008 года
Евразийские структуры сосредоточены в Международном «Евразийском Движении» - оптимальная форма консолидации идей, структур и кадров – подразделы «Евразийский Экономический Клуб» и «Евразийский Союз Молодежи».
Клуб для финансирования евразийских инициатив
ЕСМ – более конкретная модель, это сетевая реальность России-3.
Россия-1 – Россия постельцинская, актуальная. В ней есть черты евразийства, но она карикатурна и безжизненна, основана на коррупции, манипуляции, лжи и тоталитаризме развлечений. Либо она эволюционирует, либо рухнет.
Россия-2 – оранжевый проект, направлен не столько против России-1, сколько против ее возможностей эволюции в евразийском ключе. Россия-2 оранжевая Россия – абсолютный враг евразийства.
Россия-3 – евразийский проект в чистом виде. Это идеальная Россия, сильная, бурно развивающаяся, сохраняющая идентичность имперская с системой четких ценностей.
Высшая ценность: – геополитическая субъектность, свобода и независимость, суверенность, мощь и сила, отсутствие внешнего управления (это возможно только в условиях многополярности и при изменении вектора глобализации от однополярной к многополярной)
Другие ценности: – традиция – усиление роли и функции религии (православия, но для отдельных групп ислама и т.д.), народность, социальная справедливость (левый социалистический аспект), солидаризм классов в общем национальном проекте, этическое общество, экономика «третьего пути» - сочетание всех трех укладов – традиционного, модернистического (промышленного) и информационного, гносеологическая дифференциация типов людей и их дистрибуция по социальным функциям (евразийский отбор), адаптация демократии к национальным ценностям (демотия, органическая демократия и т.д. – братская демократия, национальная демократия).
От всех ценностей можно временно отказаться перед лицом Высшей Ценности. Это определяет критерий врагов и друзей евразийства.
Формы реализации евразийского проекта: влияние на власть, Россия-1, на интеллектуальное поле, на сферу культуры, политики, общества, образования, создание многоплановых евразийских сетей – это экономических и дипломатических клубов до евразийских медиахолдингов, от евразийских творческих союзов до евразийских бригад «антиоранжевой» молодежи.