Заголовок:
Александр Дугин. Проект “Украина”: Раскол неизбежен
Источник:
Ведомости, №144 (1671), 07.08.2006
Дата:
2006-08-07 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Дугин Александр Гельевич

Проект “Украина”: Раскол неизбежен

Александр Дугин
07.08.2006, №144 (1671)
Заключение в одно национальное государство двух совершенно разнородных геополитических фрагментов было заведомо обречено на распад. Несостоятельность Украины стала геополитическим фактом уже в 1991 г., но то, что Украина действительно является fail state — неудавшимся государством, окончательно стало ясно по итогам оранжевой революции. Два года назад мы наблюдали за тем, как население Украины разошлось не по своим политическим пристрастиям, а по геополитическим ориентациям. Запад хотел в НАТО, в Европу и в атлантизм, Восток хотел в Россию, к себе на родину. На Украине сформировалось две геополитических идентичности, которые воплотились в электоральной карте страны. После третьего тура выборов всем стало ясно, что с единой Украиной мы расстались. Гражданская война не началась там пока только вследствие сонного украинского темперамента, однако это вопрос времени.
При президенте Кучме сама идея “кучмизма” заключалась в балансе между восточной и западной идентичностями Украины. Но ему на смену пришли более активные люди, назвавшие вещи своими именами. В их числе Юлия Тимошенко. Сегодня на улицах Киева столкнулись два абсолютно нереализуемых проекта для Украины, две утопии, которые не имеют никаких шансов осуществиться. Первая — оранжевая утопия, включающая всю Украину (и Запад, и пророссийски настроенные части), — в НАТО и ЕС. Вторая, не менее утопичная идея Януковича, — присоединить всю Украину к России вместе с львовчанами, с Ивано-Франковском и всем униатским населением. Утопия Януковича для нас хоть и более приятна, однако также не имеет никаких шансов. Что нам остается?
Остается раздел Украины. Часть Украины идет в НАТО, часть Украины возвращается в российское геополитическое поле. Это далеко не значит, что вся Украина, за исключением западных областей, должна присоединиться к России. Куда более реально создание двух полуавтономий — евразийской восточноукраинской государственности и западноукраинской государственности. Возможно, там будут разные политические системы, но с геополитической точки зрения это абсолютно точно два разных народа. Пока вопрос о разделении Украины не встанет с двух сторон, будет происходить лобовое столкновение двух утопий — восточной утопии Януковича и западной утопии Тимошенко.
Если посмотреть более детально, то существует четыре Украины: “западэнская”, которая стремится отделиться в пользу Запада, Крым с особым историческим путем, крайние восточные области — этнически русские — и Украина, лежащая между “линией Сталина” от 1921 г. (проходящей по реке Збруч и отделяющей западные области) и Днепром. Вот эта Украина и является в полной мере объектом политического рождения собственно проекта украинского национального государства.
Ближе к востоку живут совсем русские, в Крыму — русские с татарами, а вот между “линией Сталина” и Днепром живут подлинные украинцы, которые и должны выпестовать восточноукраинскую политическую идею, отпустив коллег из Галиции и Ивано-Франковска туда, куда они хотят. К восточному блоку также принадлежит Волынь, форпост русского православия. Оттуда еще в XVII в. вышли величайшие православные авторитеты, такие, как Захарий Копыстенский, которые боролись с униатской ересью.
Когда мы говорим о Восточной Украине, мы не говорим, даже в качестве проекта, о том, что она должна стать частью России. Речь идет о самостоятельной самобытной восточноукраинской государственности. Есть одно очень важное геополитическое различие между Великой Россией, Великороссией, — и Большой Россией. Большая Россия — это не обязательно единое государство. Это то же самое, что Евразия, — стратегическое единение различных политических образований одной геополитической ориентации. Восточная Украина, которая должна сложиться после отделения Западной, станет чем-то наподобие Белоруссии, с огромной степенью национальной и политической автономии, в которой обязательно должен быть сохранен великий украинский язык — не искусственная колонизаторская версия, а все многообразие украинских говоров. Новая Восточная Украина должна стать гораздо более национально ориентированным государством, нежели нынешняя украинская химера. Речь идет о независимости не только от Запада, но и, в значительной степени, от России, о самобытной украинской государственности, которую только сейчас, в результате размежевания с Западом, можно будет построить.
Украина раскалывается по факту. Предотвратить этот раскол после оранжевой революции невозможно. Многие в России хотят видеть нынешнюю Украину нейтральной страной, процветающей, дружественной России, по-европейски модернизирующейся. Но этого уже никогда не будет. А что будет? Будет гражданский конфликт.
Если крайние восточные области могут просто присоединиться к России, то огромная часть, попадающая в восточноукраинскую географическую зону, не является Россией, а является самобытным геополитическим анклавом. И задача России — показать, что мы предлагаем реализоваться независимой суверенной украинской государственности — но органичной, которая будет не препятствием, как сегодня, а мостом между Россией и Европой.
Автор — руководитель Центра геополитических экспертиз