Заголовок:
Резолюция конференции Комиссии Социнтера по Центральной и Восточной Европе "О положении в России". Проект СДПР(Г). Июль 1995 г.
Источник:
Копия оригинала
Дата:
1995-07-01 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

События в России не могут не влиять на ситуацию в мире и не могут не привлекать самого серьезного внимания международной демократической общественности. Выработка политики Социалистического Интернационала по отношению к Восточной Европе в существенной мере зависит от оценки наиболее важных политических тенденций в России. Одна из таких тенденций как отмечено участниками данной конференции из самой России, из стран СНГ, Балтии и других стран Восточной и Западной Европы эскалации насилия в России и рост милитаризма. Как на одно из проявлений этой тенденции участники конференции указали на криминализацию экономики и вовлечение в нее силовых структур и бюрократического аппарата. Другим и наиболее страшным проявлением стали военные действия и массовые нарушения прав человека на территории Чечни.

НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА В ЧЕЧНЕ
Артиллерийские и ракетные обстрелы, а также бомбардировки городов и сел вызвали волну протестов как в самой России, так и повсеместно в мире. Разрушен Грозный, разрушены и разрушаются другие города и деревни Чечни. Достиг величины в 300 тысяч человек поток беженцев как чеченцев, так и русских. Нанесен колоссальный ущерб и без того истощенной экономике как России, так и Чечни. И несмотря на это, необъявленная война продолжается.
Кризис в Чечне несомненно связан с тяжелым наследием советского прошлого. Он несет на себе следы ставших бедствием конца XX века межэтнических конфликтов, хотя это зло быть может в большей мере проявилось на других территориях б.СССР и самой России. В нем нашли отражение и противоречия сложного поиска народами СССР, в том числе России и Чечни, новых форм государственной и политической жизни. Однако, превращение этого кризиса в тоталитарную войну непосредственно вызвано непоследовательными и авантюрными действиями руководящих кругов как России, так и Чечни действиями, противными принципам демократии и права, как российского конституционного, так и международного. При этом трудно отрицать, что инициатива в применении военной силы, в разрушении городов и массовом уничтожении населения лежит на ответственности политического руководства России. По мнению российских и ряда других социал-демократов эту ответственность несет прежде всего президент России Борис Ельцин. Премьер-министр Черномырдин, министр обороны генерал Грачев, как и ряд других членов правительства и Совета Безопасности, также несут свою долю ответственности в меру того, насколько они содействовали или были терпимы к нарушениям прав человека и конституционные права. Мы полагаем также, что двусмысленные или нерешительные заявления некоторых ведущих политических деятелей Запада были интерпретированы правительством Ельцина как косвенная поддержка его действий.
Комиссия Социнтерна по Центральной и Восточной Европе признает экстренно необходимым прекращение военного насилия в Чечне. Выходом из чеченского кризиса могли бы стать политические переговоры с участием авторитетных представителей федеральных властей России, представителей Дудаева, традиционных родовых структур, религиозных и гражданских авторитетов, представителей различных политических и военных группировок Чечни при участии соответствующих международных организаций. Необходимая предпосылка переговоров обоюдное прекращение огня. Их главной целью должно быть проведение свободных выборов и формирование органов власти, представляющих население республики. Огромное значение при этом имеет целенаправленное международное воздействие как на российскую, так и на чеченскую стороны. Социнтерн и составляющие его партии могли бы усилить в этом направлении политическое воздействие на правительства своих стран, а также использовать свой международный авторитет и международные связи для достижения миролюбивого, гуманного и демократичного решения. Комиссия считает целесообразным принятие Социнтерном резолюции, направленной на поддержку тех демократических и правозащитных сил в России и других странах, которые твердо стоят за немедленное прекращение необъявленной войны на территории Чечни и достижение мирного решения в духе принципов Всеобщей Декларации прав человека.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ
Представленная КСИЦВЕ информация свидетельствует о том, что заявленный радикальными реформаторами переход к рыночной экономике не состоялся. В России произошла, в основном, радикальная квазирыночная экспансия "номенклатурного клуба", сложившегося еще в доперестроечные советские времена. Отсюда опасный рост вызывающих социальных контрастов, отсутствие планомерной социальной политики при подрыве ее экономической народнохозяйственной основы, рост общей криминализации жизни. Правительство и власти на местах не предпринимают реальных усилий для оказания помощи населению в подготовке к новым экономическим условиям, для развития и поддержки здоровых экономических инициатив и здоровой экономической самодеятельности граждан, на катастрофически низком уровне находится экономическая мораль и деловая этика.
Наибольшую опасность представляют тенденции возрождения военно-промышленного комплекса и тесно связанного с ним явного и скрытого милитаризма. Хотя нынешнее правительство придерживается умеренной протекционистской политики, однако имеются тревожные симптомы усиления протекционизма и фаворитизма, которые создают почву для возврата России к автаркии и, соответственно, к "железному занавесу".
ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ
Как результат демократизации начала 90-х в России появились зачатки гражданского общества в виде небольших политических партий и разного рода просветительных и самодеятельных организаций. Однако они находятся в крайне трудном положении из-за отсутствия средств и опыта. Политика правящих кругов во главе с Президентом Ельциным, равно как и деятельность правительства Черномырдина, со всей очевидностью направлены на ограничение или даже удушение реальных гражданских инициатив. Ни законодательно, ни политически, ни административно Ельцин и его команда, хотя они и пришли к власти на волне демократического подъема, не поддерживают гражданскую самодеятельность населения и не способствуют его демократическому образованию. Между тем оно не менее необходимо в пост-советской России, чем в свое время в послевоенной Германии. Не может не вызывать тревоги то, что фактически официальная политика может привести к удушению гражданского общества. Симптоматично в этом отношении все более явное давление на средства массовой информации, как посредством прямых административных угроз, так и через близкие к президентской администрации финансовые структуры. Еще хуже обстоит дело на местах, где назначенные Президентом губернаторы грубо преследуют свободу слова и политическую независимость. Еще один тревожный для демократов симптом попытки кастрировать избирательную систему. Создается впечатление, что с помощью составленного командой Ельцина - Черномырдина проекта хотят подменить зародившуюся в прошлый период многопартийность и политический плюрализм созданием сверху искусственной марионеточной "двухпартийной" модели, которая напоминает сталинскую послевоенную модель "многопартийной" Народной демократии. Сохраняя некоторые атрибуты демократической декорации в основном для внешнего мира, в реальной действительности нынешнее руководство, как свидетельствуют коллеги из России, ориентируется не на демократию, а на жесткую систему управления через назначенных административных чиновников и военно-полицейскую бюрократию. Как вытекает из столь тревожной для демократической общественности информации, критериями политики при этом оказываются самодостаточность власти и корыстные интересы. В то же время в регионах и в центре обозначились противоречия между усилившимися финансовыми группами и местной бюрократией, что влияет на устойчивость ельцинской администрации и делает ее еще более агрессивной. В этих условиях население чувствует себя политически крайне не уверенно, а демократический подъем начала десятилетия сменяется стратегией элементарного выживания. Тем не менее, как вытекает из имеющихся данных (опросы, свидетельства журналистов и экспертов) значительная часть граждан, если не большинство, не желает войн и скептически смотрит на маневры военщины. Это не исключает, однако, имперской ностальгии и связанного с ней агрессивного национализма, который при умелом использовании может в перспективе столкнуть страну в сторону фашистского или полуфашистского режима. По экспертным оценкам - на фоне общей гражданской пассивности большинства населения, в нем медленно растет потенциал активного недовольства, чреватый опасными политическими последствиями. Все это в целом делает весьма вероятным, что при неизменности нынешнего курса через 2-3 года, а возможно и раньше, в России может окончательно утвердиться военно-авторитарный режим с последовательным приходом к власти все более агрессивных его представителей. И ясно, что Президент Ельцин и его команда противостоять такому ходу событий не могут, скорее наоборот.
ВЫБОРЫ
В этой связи следует с осторожностью относиться к официальным итогам выборов. Было бы рискованным отождествлять выборы в сегодняшней России с демократией. Нужно признать, что при существующих сейчас в России условиях одни только выборы, к тому же как свидетельствуют данные, поддающиеся масштабной фальсификации, решить стратегические проблемы стабилизации демократии в стране вряд ли смогут. Тем не менее активное участие как можно большего числа зарубежных наблюдателей на выборах весьма желательно.
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Альтернативой нынешнему положению могла бы стать политика восстановления демократических свобод в сочетании с различными формами масс, поддержки здоровых гражданских и хозяйственных инициатив на основе системы демократически принятых государственных и местных приоритетов. Такая альтернатива, коль скоро она ориентирована на основе системы демократически принятых государственных и местных приоритетов. Такая альтернатива, коль скоро она ориентирована на прогресс гражданского общества, может быть осуществлена только в сочетании с энергичными и массированными усилиями в области демократического правового и экономического просвещения граждан. Долгая история России взывает к глубокой правовой реформе, реформе армии, земельной реформе. В целом, смысл демократической альтернативы в России - развитие гражданского общества и стимулирование демократического правового и политического контроля на всех уровнях власти. Понятно, что осуществление подобной политики под силу только демократическим силам и при посредстве демократических партий. Особенно важно, чтобы различные демократические силы действовали бы совместно на базе общих ценностей и согласованных программ.
По сути дела настоящие реформы только должны быть начаты в России. Социал-демократы видят их главный смысл в достижении социальных целей с помощью экономических методов. Что прежде всего необходимо России - это созидательный класс ориентированных на потребительский рынок предпринимателей, рост числа продуктивных рабочих мест и социальное партнерство при защите и поддержке социально слабых. Нельзя не отметить, что СДПР уже проявила инициативу в создании блока "Социал-демократическая Россия". Однако между созданием эффективных демократических партий и ростом гражданского общества существует тесная взаимная зависимость. Поэтому демократическая альтернатива в России потребует двуединой стратегии. И эта ситуация, в свою очередь, требует понимания и активной инициативы со стороны международной демократической общественности.
ЗАПАД И РОССИЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
По мнению многих независимых экспертов, оказываемая в настоящее время Западом финансовая и "моральная" поддержка правительству Ельцина-Черномырдина в основном используется не по назначению и нередко распределяется в пользу корыстных интересов. В стратегическом плане она не приближает, а скорее отдаляет демократическую стабилизацию в России.
Таким образом, назрело время поставить вопрос об изменении стратегии Запада в отношении России - о переносе центра тяжести с помощи бюрократии на помощь гражданскому обществу. Вероятно, есть необходимость рассмотреть возможность использования финансовых ресурсов и политических средств Запада для осуществления широкой международной программы, призванной оказать поддержку самодеятельным российским организациям и группам, занятым развитием активности граждан на основе постепенного овладения ими правовой, деловой и трудовой этикой, соответствующей стандартам исторически сложившихся успешных демократий. Без такого рода программы, осуществляемой совместно демократическими силами России и Запада, перспективы России представляются малопривлекательными как с точки зрения внутренних процессов, так и с точки зрения международных последствий. В этой связи представляется особенно важной и политически оправданной инициатива социал-демократических партий западных стран.