Заголовок:
Политическая декларация Социал-демократической партии российской Федерации. Принята на I Общероссийской конференции СДПР (28.04.1996)
Источник:
Копия оригинала
Дата:
1996-04-28 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

Принята за основу новой короткой Программы СДПР, которую совместная группа по разработке должна подготовить к YIII Съезду СДПР).

1. Свобода, Справедливость и Солидарность - таковы основные ценности социал-демократии. Свобода - право каждого человека иметь все возможности действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными способностями. Справедливость представляет каждому равные шансы для самоопределения. Солидарность обязывает каждого использовать свою свободу при ответственности и взаимных обязанностях, вытекающих из общности, людей. В нашем понимании основы ценности неразрывны и могут реализовываться в полной мере лишь в единстве.
2. Цель социал-демократов - полная демократия, демократия как форма жизни. На нее должны ориентироваться все средства и пути общественного развития. Социал-демократия стремится к такому обществу, где получат дальнейшее развитие эти основные ценности, где каждый человека сможет жить полноценной жизнью, полностью реализуя свои способности, пользуясь гарантиями соблюдения прав человека и гражданина в условиях свободного демократического общества и, сознавая свою ответственность, вместе с другими участвовать в политической, экономической и культурной жизни человечества.
СДПР видит будущее России в демократическом развитии, переходе к гуманитарному, экологически сбалансированному постиндустриальному обществу, в равноправном вхождении нашей страны в открытое международное сообщество.
3. ХХ век начался для России с надежд, но прошел под кровавым знаком небывалой трагедии, последствия которой мы каждодневно продолжаем ощущать до сих пор. Большевизм вышиб страну из русла естественно развития и навязал ей искусственную, тупиковую общественную и экономическую систему. Большевики предали идеи свободы, равенства и братства, начертанные на народных знаменах, принесли многолетнюю гражданскую войну и десятилетия террора против собственного народа, установили в стране репрессивный режим, основанный на монополии власти, собственности и идеологии, что привело к отсталости, нищете и унижению народа.
Разрушение гражданского общества, концепция трудоспособного населения в подконтрольных организованной жизни, уничтожение оппозиции позволили создать невиданную до того в истории форму тоталитаризма. Последовали новое террористическое закрепощение крестьянства, ускоренная варварская индустриализация с широким использованием подневольного труда, быстрое увеличение административного и репрессивного аппарата, окончательное подавление элементов национальной автономии, усиление имперского экспансионизма во внешней политике.
Это ускорило формирование номенклатуры - нового господствующего сословия советской империи, противостоящего всему остальному обществу. Уже тогда большевистская догматика представлялась этому слою лишь средством социальной апологетики и политического камуфляжа. Окончательный крах обанкротившейся идеи большевизма наступил в середине 30-х гг., когда правящей группировкой, осознавшей свои специфические социальные интересы, была в рамках "большого террора" уничтожена "старая гвардия" большевистской номенклатуры.
Сущностью глубоко порочной социально-политической и экономической системы сталинского фашизоидного "социализма" были жестокая тоталитарная власть, бесправие и гражданская индифферентность подданных, всеобъемлющий государственный монополизм, искоренение рыночных отношений, крайне неэффективная сверхэксплуатация народа и всех ресурсов страны в пользу номенклатуры и ее клиентельных социальных групп.
На рубеже 80-гг. отставание страны стало катастрофическим. Она фактически оказалась сырьевым придатком мировой экономики. Гигантская по масштабам милитаризация промышленности, многомиллионная армия в мирное время, огромные и безрассудные траты на военные авантюры. Упадок сельского хозяйства, что привело к постоянным закупкам продовольствия за рубежом. Экологическое сумашествие. Экономический тупик, потеря управляемости, ослабление внешнеполитических и военно-стратегических позиций СССР вынудили номенклатурную верхушку приступить к осуществлению модернизаторских преобразований.
4. Опыт развития России десятилетие выявил возможности и пределы ее движения по пути осуществляемых нынешними властями страны реформ. Российские социал-демократы стремились придать борьбе за демократические и рыночные преобразования конструктивный и одновременно независимый, последовательно антиноменклатурный характер. С тем большим основанием мы констатируем, что происходящие в стране перемены до сих пор в целом соответствовали политическим намерениям и социальным интересам компартноменклатуры и были направлены на осуществление плана авторитетно-номенклатурной модернизации страны.
Политическая программа номенклатурной модернизации может быть оценена как переход режима с существенно фашистских на более "умеренные" крайне консервативные позиции. Социально-экономический аспект этой трансформации предполагает легальный захват номенклатурным сословием крупной (и наиболее доходной) собственности, а также сохранение в его руках экономических и политических рычагов, призванных обеспечивать и в будущем режим наибольшего благоприятствования для номенклатуры.
Власть в центре и в большинстве регионов страны фактически по-прежнему принадлежит номенклатуре и подобранным ею кадрам. Произошла трансформация властных структур одиозной и окостеневшей КПСС (которая была отброшена вместе со своим истлевшим марксистско-ленинским камуфляжем) и эффективную систему авторитарной по духу президентско-губернаторско-префекторальной власти, декорированной малозначащими "демократически" избранными законодательным корпусом и муниципальными Советами. Резко сокращены полномочия представительных органов, а часть из них распущена без какой-либо адекватной замены. Независимый и беспристрастный суд по-прежнему остается далекой от реальности мечтой. Отсутствуют реальные гарантии прав и свобод личности. Сохранен в неприкосновенности репрессивный аппарат, унаследованный от тоталитарного общества. Фактически похоронена военная реформа, и в новых условиях продолжает жить армия старой системы. Все сильные проявляются милитаристские тенденции, силовые структуры открыто вовлекаются в политические игры и в кровавые авантюры как внутри страны, так и за ее пределами. Земельная реформа зашла в тупик. Создание фермерских хозяйств по-прежнему саботируется всеми структурами аграрного сектора и местной власти.
Политическое пространство изобилует инспирированными властью фальшивками, профанирующими принцип многопартийности. Среди них - и откровенно фашистские формирования, используемые властью как пугало, а также для все более масштабных провокаций, призванных оправдать авторитарные методы управления. Большинство средств массовой информации остаются под жестким контролем.
5. Приватизация, превращенная в легальный захват собственности номенклатурой, до сих пор так и не принесла нам ни широкого слоя собственников, ни роста предпринимательской активности, ни увеличения инвестиций в производство, ни новых мотивационных механизмов для роста производительности труда. Работники не получили от нее ни дополнительных доходов, ни реальных прав на соучастие в управлении.
Ориентированные на скорейшее обогащение номенклатурные хозяева оказались неспособны не только обеспечить устойчивое экономическое развитие, но даже сохранить уже достигнутый уровень. Страна, которая не способна наладить, поддержать, развивать собственное производство, удушая его непомерными налогами, которая не может бороться с потерей внутренних рынков для отечественной промышленности, деградацией технологического уровня производства и научно-технической сферы, быстрым ростом открытой и скрытой безработицы, которая не делает капиталовложений, проедает накопленное ранее - такая страна не имеет будущего.
Вместо самоуправляющегося общества высокой культуры вырастает номенклатурно-бюрократический монополизм - некий гибрид чиновной номенклатуры с дикостью раннего капитализма. Создание механизма и этики рыночных отношений как бы отходит в сторону. Развитие свободного рынка и частного предпринимательства сковывается различными бюрократическими и кланово-мафиозными путами. Лица наемного труда несвободны, поскольку сохраняется масса элементов внешнеэкономического контроля и принуждения. Механизм социальной защиты малообеспеченных слоев населения работает крайне слабо. Нет управы на уголовщину. Власть не справляется со своей главной функцией - защитой человека от преступника, от произвола чиновника, с обеспечением человеку условий для реализации его способностей и возможностей. При этом государственная власть используется для поддержания исключительно низкого уровня цены основной части рабочей силы и уровня жизни большинства населения для компенсации неэффективности "нового социально-экономического порядка".
Большинство общества в условиях фактической экспроприации его прав оказалось практически лишенным сколько-нибудь эффективной защиты своих социальных интересов как на парламентском, так и на муниципальном уровнях. Это неизбежно ведет к широкому общественному разочарованию в самих возможностях демократических институтов, глубокой социальной апатии, разрушению кадрового потенциала демократии. Резкий социальный контраст, поведенческий и правовой цинизм номенклатурных нуворишей неизбежно усиливает моральную деградацию общества.
7. Мы обращаем внимание наших сограждан на то, что нынешняя программа политических и экономических преобразований односторонне ориентирована на удовлетворение социального эгоизма номенклатурного сословия, на сохранение его монополии в политической, экономической и социальной областях и в силу этого разошлась с интересами подавляющего большинства граждан. В этом заключается фундаментальная причина кризиса демократического движения, зыбкости и обратимости курса реформ.
Победа тенденции номенклатурного монополизма не только ставит большую часть общества в более жесткие и бесперспективные социально-экономические условия, но и не создает стимулов эффективности и экономического роста из-за отсутствия свободной конкуренции. Ее продолжение ведет к неизбежному усугублению стагнации и дальнейшему разрушению экономики.
8. Однако альтернативой проводимому властями курсу может быть не только возврат в "светлое коммунистическое прошлое", но и иной вариант продвижения в будущее, иные реформы, способные обеспечить социальную стабильность и положительные перспективы для всех слоев общества и для каждой личности.
Мы не видим другого способа противостоять угрозе реакции и контрреформы, кроме левоцентристсткой альтернативы политике номенклатурной модернизации и ее идеологической квинтэссенции - номенклатурному ультраконсерватизму, нацеленному на сохранение монополии этого правящего сословия в политике, экономике и социальной структуре общества. Только решительная корректировка курса реформ в сторону расширения их социальной базы способна защитить интересы неноменклатурного большинства нации и сохранить для России перспективу демократического развития.
Социал-демократы исходят из того, что утверждение свободы, справедливости возможно лишь при гармоничном сочетании политической, экономической и социальной демократии.
9. Политическая демократия предполагает реализацию политических прав и свобод, плюрализм и многопартийность, народное представительство на основе свободных, всеобщих, равных и тайных выборов, соблюдение прав меньшинства, равенство всех граждан перед законом.
Мы боремся за демократию. Она должна стать всеобщим устройством государства и всей жизни, потому что она одна является выражением уважения достоинства человека и его личной ответственности. Мы противостоим любой диктатуре, любому виду тоталитарного или авторитарного господства, ибо они пренебрегают достоинством человека, уничтожают его свободу и разрушают право.
Наступила пора практически перевернуть до сих пор существовавшую пирамиду общественного устройства - государство, общество, человек. Достойным порядком в свободном обществе должен быть - человек, общество, государство. Россия должна стать демократическим, правовым, социальным и культурным государством.
СДПР выступает за проведение конституционной реформы, направленной на установление четкого разграничения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей и их баланса путем сокращения властных полномочий президента и укрепления законодательной власти, возвращения ей контрольных функций. Мы считаем приоритетной задачей создание современной системы права и правосудия, стоящей на страже интересов свободного человека в свободном обществе. В стране должна быть арбитражная сила, которая стояла бы на страже законов и не позволяла ни человеку, ни законодательной, ни исполнительной властям выходить за рамки закона. Россией уже тысячу лет правят лица, а не законы. Пора покончить с этой практикой.
10. Твердо отстаивая позиции единого и прочного государства, СДПР считает, что в современных условиях наиболее эффективный путь к такому единству - это укрепление самостоятельности регионов и максимальное развитие самоуправления с учетом местных традиций. Необходимо, чтобы органы самоуправления получали гарантированные средства для своей деятельности за счет собственных источников. Решение основных социальных вопросов должно перемещаться вниз, как можно ближе к самоуправляющимся структурам.
Развитие самоуправления - не только коренной вопрос развития демократии, но и основное средство блокирования авторитарных поползновений. СДПР будет добиваться, чтобы каждый город, каждое поселение, каждая деревня имели прочные органы самоуправления.
11. Непрофессионализм значительной части чиновничества и его произвол перешли все границы. Коррупция стала обыденным явлением. Требуются упрощение структуры и сокращение численности госаппарата за счет устранения дублирования функций, подготовка компетентного администратора и поощрение высокого профессионализма, всеобщая аттестация чиновничества, жесткий общественный контроль за его деятельностью, экономическая и административная ответственность за бюрократизм. СДПР считает необходимым обеспечение "прозрачности" власти, введение общественного контроля за деятельностью государственных органов власти. Это потребует соответствующей законодательной базы, гарантирующей получение информации и отчетность власти перед обществом.
12. СДПР будет бороться за коренное реформирование силовых структур; поэтапный переход к профессиональной армии; незамедлительное введение альтернативной службы; отзыв агентуры спецслужб из политических и общественных организаций, законодательное запрещение фашистской пропаганды и агитации, пресечение действий, разжигающих национальную, расовую, религиозную рознь, и призывов к насилию.
13. Экономическая демократия предполагает отсутствие концентрации экономической мощи в руках немногих, свободу экономического выбора каждого потребителя и производителя на основе многоукладной рыночной системы, экономическую политику государства, направленную на защиту общественных интересов, соучастие наемных работников в управлении предприятиями, а их профсоюзов и организаций - в осуществлении экономической политики.
Главным содержанием нового этапа внутреннего развития должно стать не удовлетворение сословного эгоизма номенклатуры, а координация, основанная на действенном сотрудничестве между государством, частными предпринимателями и трудящимися в рамках социального партнерства. Ход этого процесса должны определять не декреты и указы, а консультации и переговоры.
Цель социал-демократической экономической политики - постоянно растущее благосостоянии и справедливое участие всех в доходах народного хозяйства, жизнь в условиях свободы, без недостойной человека зависимости и принуждения. Экономическая политика должна на основе стабильной валюты обеспечивать полную занятость, позволяющую гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать, поднимать производительность народного хозяйства и повышать всеобщее благосостояние.
Мировой опыт показал, что социальное рыночное хозяйство в наибольшей мере служит реализации этой цели. С одной стороны, именно свободное рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности создает экономические предпосылки благосостояния для всех. С другой стороны, результаты свободного экономического процесса должны корректироваться там, где они привели бы к социально нежелательным последствиям. Минимум государственного влияния никоим образом и никогда не означает максимум свободы индивидуума. С другой стороны, большее государственное влияние также никоим образом и никогда не означает максимум свободы индивидуума. С другой стороны, большее государственное влияние также никоим образом и никогда не ведет к большей свободе граждан. Целью социал-демократии является соединение общества, построенного на конкуренции, частной инициативе с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики.
14. Свободная предпринимательская инициатива, свободная конкуренция, свобода выбора для потребителя и свободный выбора места работы - решающие основы социал-демократической экономической политики. Социал-демократия выступает за свободный рынок, где господствует подлинная конкуренция. Государство должно не просто "либерализовать" советскую экономику - сверхмонополизированную, имеющую неэффективную структуру и глубоко искаженные внутренние пропорции, - а постоянно и бдительно работать над тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался. Конкуренция - насколько это возможно, регулирование - насколько это необходимо.
15. Пока частная собственность не станет доминирующей, пока общество не станет богаче государства, в России не будет ни порядка, ни свободы. Необходимо перестать частное предпринимательство и обеспечить, наконец, ему действенную защиту как от государственного, так и от уголовного рэкета. Во имя нормализации национальной экономики мы будем поддерживать все сферы российского предпринимательства. Вместе с тем, максимальное благоприятствование становлению малого и среднего бизнеса должно рассматриваться как часть социальных программ, поскольку не только позволит многим инициативным людям обеспечивать самих себя, но и приведет к созданию новых рабочих мест, к нарастанию богатства общества.
16. Следует незамедлительно положить конец нынешней системе налогообложения, которая является грабительской по отношению к рядовому гражданину и тормозит любое здоровое предпринимательство. Нынешняя система толкает людей к обману толкает людей к обману и воровству, разоряет производителя. Налоговое законодательство должно отвечать требованиям стабильности, простоты и ясности, воспитания у населения уважительного отношения к финансовой дисциплине, равномерного распределения доходов среди бюджетов разных уровней.
17. Россия является уникальной страной в мировой истории, в которой до сих пор еще нет частной собственности на землю. Мы будем нищи, убоги, голодны и злы, пока земля не окажется в руках производящего хлеб. Аграрная сфера - последняя, где продолжает безраздельно господствовать полицейское государство. Этому должен быть положен конец. Мы будем поддерживать любые формы хозяйствования, которые эффективны экономически и не разрушают плодородие земли. Частная собственность на землю и свободное распоряжение граждан землей должны стать основой экономического возрождения.
18. СДПР выступает за осуществление активной промышленной политики и создание специальных структур по финансированию реконструкции для обеспечения реиндустриализации страны и подъема новых современных отраслей.
19. Без свободного экономики нет свободного общества, однако ни рынок, ни частная собственность сами по себе не устраняют общественного неравенства, а следовательно, не обеспечивают свободу для всех. Свобода без равенства создает привилегии. Социал-демократия хочет заменить концентрацию концентрацию экономики в руках индивида общественным порядком, при котором каждый человек будет иметь право как гражданин, трудящийся и потребитель влиять на производственный процесс и распределение, формирование руководящего производственного аппарата и условий труда. Для этого необходима целенаправленная политика в области доходов и демократизации собственности.
20. Социальная демократия предполагает первоочередное обеспечение жизненных потребностей всех членов общества, защиту их права на труд, на медицинское обслуживание, на отдых, на обеспечение в старости, при безработице или нетрудоспособности, на жилище, на образование, равенство мужчины и женщины, доступность для всех достижений науки и культуры. Государственная политика должна гарантировать социальную справедливость, равные возможности и равномерное распределение бремени реформ среди всех слоев общества.
Социальные гарантии - не только пенсии, стипендии и пособия малоимущим. Это - гарантии защиты человека от преступности, от незаконных посягательств со стороны должностных лиц и самого государства. Это признание государством на деле своих обязанностей перед человеком и обществом. Систему социальных гарантий в сегодняшней России предстоит создавать практически заново, во многом с нуля. Но и без нее не может быть и не будет ни демократии, ни гражданского общества, ни служащего ему правового государства.
21. СДПР будет бороться за приведение трудового законодательства в соответствие с международными нормами; за создание федеральной системы общественных работ в целях уменьшения безработицы, реорганизации инфраструктуры, предоставления средств нуждающимся; за установление уровня минимальной пенсии, минимальной заработной пенсии, минимальной заработной платы, а также стипендий, пособий и других фиксированных доходов в соответствии с прожиточным минимумом, их регулярную индексацию согласно увеличению стоимости потребительской корзины.
Мы выступаем против передачи в федеральный бюджет и за введение контроля со стороны профсоюзов за использование средств внебюджетных социальных фондов, а также за поэтапный переход к системе индивидуального социального страхования.
Гарантии медицинского обслуживания, образования культурного развития должны быть обеспечены не ниже, чем на дореформенном уровне. Любые социальные льготы, выплаты и субсидии должны предоставляться непосредственно нуждающимися гражданам, а не организациям, предоставляющим социальные услуги.
22. Социальные гарантии следует рассматривать не как пособия, выплачиваемые пассивным личностям, но как необходимую основу, обеспечивающую активное участие граждан в жизни общества. Речь идет не о субсидировании тех, кто окажется не социальной периферии, а о создании условий для возникновения интегрированного общества, обеспечивающего всеобщее благосостояние.
23. Социал-демократы исходят из того, что экономический и социальный прогресс - не самоцель, они служат освобождению и развитию человеческой личности. Возрождение культуры имеет в конечном счете решающее значение для демократии и мира в России. Социал-демократический взгляд на образование заключается в признании его одним из ключевых условий решения всех проблем, начиная от прав человека и кончая переходом экономики к современным технологиям. Культурная свобода без образования неосуществима.
24. СДПР рассматривает профсоюзы как несущую опору свободного общества, основанного на рыночной экономике, как неотъемлемый фактор порядка, стабильности и прогресса. Мы выступаем за обеспечение гарантий полноценной профсоюзной деятельности путем приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами.
25. Социал-демократы исходят из представления о целостности и взаимозависимости мира, о единой судьбе человечества, нуждающегося на современном этапе истории в объединении усилий для решения глобальных проблем. Крупнейшая и настоятельнейшая задача - недопущение вооруженных конфликтов и обеспечение свободы в соответствии с этим мы оцениваем различные интеграционные процессы на постсоветском пространстве не с технократической или сугубо экономической точки зрения, но в зависимости от того, способствуют ли они укреплению гражданских прав и демократии.
СДПР выступает за открытую мировую экономику, дальнейшее устранение государственных барьеров в этой сфере. Для подъема благосостояния народов и обеспечения мира необходимо постоянно развивать мировую торговлю и международное разделение труда. Россия ни в коем случае не должна оказаться в стороне от мирового экономического развития.
26. СДПР - партия последовательного реформатизма. Мы выступаем за политику постоянного совершенствования общественных структур в направлении их демократизации, гуманизации и повышения их эффективности. Наш путь - это путь постоянных реформ, соизмеряющимися с болями и заботами конкретного человека, потребностям которого должны быть подчинены все формы общественного бытия. СДПР действует ненасильственными методами. Мы считаем, что насилием невозможно решить экономические, социальные или этнические проблемы.
27. СДПР является народной партией. Социал-демократия не стремится к созданию никаких новых привилегий. Она не намерена также оказывать предпочтения одним социальным группам перед другими. Она направлена на осуществление интересов всех людей, стремящихся к свободе, справедливости и солидарности. Она должна искать поддержку во всех социальных группах, которые могут одобрить эту программу. Вместе с тем, социал-демократическая политика объективно направлена на обеспечение в первую очередь политического представительства интересов лиц наемного и свободного труда, технической и творческой интеллигенции, крестьян, пенсионеров, студентов, независимых предпринимателей, а также других неноменклатурных слоев общества.
28. СДПР - партия свободы духа. Она является сообществом, в которое входят люди различных верований, и убеждений. Их согласие базируется на общих нравственных основных ценностях и одинаковых политических целях.
29. СДПР стремится в равноправном состязании с другими демократическими партиями завоевать на свою сторону большинство народа для того, чтобы формировать государство и общество в соответствии с основными ценностями социал-демократии.
Исходя из этого, Социал-демократическая партия России определяет свои социальные, политические и экономические приоритеты, которые становятся основой ее практической деятельности.
Конт. тел. СДПР 298-47-59, 298-47-23, т/ф 298-47-32