Заголовок:
Программа Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом - Россия". (Утверждена Вторым съездом НДР 2 сентября 1995 г.)
Источник:
Копия оригинала
Дата:
1995-09-02 (год-месяц-день)
Организация:
[1] НДР. Наш дом - Россия. Всероссийское общественно-политическое движение

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

1. ЦЕЛИ ДВИЖЕНИЯ "НАШ ДОМ - РОССИЯ"

Мы, участники общественно-политического движения Наш дом - Россия", обращаемся ко всем гражданам страны с изложением наших позиций. Главной своей целью мы ставим построение демократического гражданского общества, сильного правового социального государства, создающего условия для высокого уровня жизни граждан и творческой реализации свободной личности.
Ход исторических событий потребовал создания в России движения, способного обеспечить поступательное развитие страны, опираясь прежде всего на отечественный потенциал, стабильность общества, целостность государства, защитить права и свободы человека, интересы всего многонационального населения Российской Федерации.
Движение "Наш дом - Россия" создано во имя служения России. Мы уверены, что сможем лучше других решить ее нелегкие проблемы, так как мы - движение дела, движение тех, кто практически работает в разных областях. Мы ставим перед собой реально выполнимые задачи, основанные на знаниях, опыте и национальных традициях. Мы верим в Россию - страну, достойную величия своих предков, страну, которая станет светлым и благополучным домом для всех россиян.
Движение "Наш дом - Россия" ставит перед собой следующие основные задачи:
выразить интересы всей России, всех ее народов и регионов, укрепить единство России как федеративного государства;
стать центром притяжения, к которому примкнут все, для кого дело, ответственность, демократия, Россия - не просто лозунги для получения голосов на выборах. Мы приглашаем к себе всех, кто умеет работать, а не только говорить, кто умеет отвечать за свои поступки, признавать ошибки и исправлять их;
дать возможность реализовать себя здравомыслящим и конструктивным силам в российском обществе, закрыть дорогу бездарности, безответственности, демагогии и экстремизму;
создать работоспособное Федеральное Собрание;
укрепить демократические основы российской государственности, сделать работоспособными все ветви власти и усилить их взаимодействие;
придать либеральным началам сегодняшней хозяйственной жизни в России ощутимое социальное измерение, подведя под это надежный правовой фундамент;
обеспечить безопасность и благополучие граждан России;
содействовать духовному и культурному возрождению народов Российской Федерации;
реформировать общество на основе законности, порядка, последовательности и поэтапности действий.
Мы сделаем политику правительства цельной, открытой и последовательной, добьемся того, чтобы все средства, все инструменты, находящиеся в руках государства, работали на достижение общенациональных целей, на обеспечение интересов России.
Мы будем вести активную законодательную работу, направленную на реализацию наших программных целей, и создадим практические механизмы их воплощения в жизнь.
Наши принципы
Мы выступаем против поддержки любых идей, преследующих революционное, насильственное изменение существующего строя.
Мы - за преемственность в политике демократических преобразований в России.
Мы стремимся быть подлинно народным движением широкого центра, выражающим главные интересы людей.
Мы - за честность, открытость, гласность, демократию.
Мы намерены добиваться своих целей путем борьбы на выборах всех уровней и принятием нормативных актов, обеспечивающих поступательное развитие страны. Представители Движения в правительстве и других органах исполнительной власти обязаны содействовать проведению принятых решений в жизнь практическому исполнению законов.
Участие в выборах и победа нужны нам, чтобы сформировать целостную систему власти:
профессиональной, нравственной, авторитетной в моральном плане;
способной гарантировать безопасность и благополучие людей, гражданские права и свободы;
готовой к самоочищению и признанию ошибок;
обеспечивающей эффективность и подконтрольность обществу силовых структур;
для которой конституционное положение о социальном государстве - не пустой звук, а цель ежедневной и ежечасной работы по налаживанию механизмов полноценной рыночной экономики.
Выступая, таким образом, за укрепление власти, Движение является активным сторонником укрепления российской государственности.
Движение считает основой своей деятельности сочетание преемственности и обновления. Мы относимся к традиции как к универсальной и непреходящей ценности, отвергаем навязывание схем, проведение над страной и ее народами экспериментов, противоречащих национальным интересам.
Мы видим в традициях народа, опыте прошлого, соединенных с новейшими научными доктринами и социальными технологиями, глубокий практический смысл. Реформируя общество, мы не станем рушить существующего, пока не будем убеждены, что на смену придет что-то лучшее.
Движение открыто для всех, кто разделяет его программу и взгляды. Прием в члены Движения может осуществляться как на индивидуальной, так и на коллективной основе.
Мы собираем вокруг себя всех, кому дорог наш общий дом - Россия, кто хочет прогресса без революционных потрясений, кто устал от беспорядка, кто предан своему Отечеству. Предлагаем сделать выбор в пользу стабильности и развития, демократии и патриотизма, справедливости и порядка.
2. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
2.1. Укрепление государственности,
демократия, права человека
Главную задачу в области государственного строительства Движение видит в укреплении российской государственности, в повышении авторитета власти, эффективности функционирования всех ее ветвей и структур.
Мы видим цель конституционного строительства в том, чтобы ставить пределы власти, но не ограничивать ее дееспособность. Демократический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с установленными Конституцией правилами и процедурами, которые не должны быть подконтрольны ни какому-либо лицу, ни олигархии.
Движение будет способствовать утверждению в нашей стране принципов гражданского общества, предполагающего в том числе:
наличие механизмов влияния граждан и общественных институтов на государственную власть и политическую организацию общества;
создание гарантий политической и экономической свободы каждого, невмешательства в находящуюся в соответствии с законом деятельность массовых общественных движений, организаций, политических партий, религиозных объединений.
Мы за сильную федеральную исполнительную власть. Мы за эффективное правительство, ответственное перед парламентом, но свободное от его мелочной опеки. Мы за профессиональный парламент, который должен принимать законы, а не вести беспредметные дискуссии. Мы за то, чтобы судебная власть, роль которой недопустимо принижена, наконец стала действенной властью. Мы за укрепление конституционной роли Президента Российской Федерации как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства.
Движение придает особое значение гарантиям безопасности личности и правам гражданина, в том числе как собственника, видя в этом важнейшее условие независимости личности и развития демократического общества.
2.2. Федерализм и региональная политика
Мы видим залог развития отечественной государственности в становлении российского федерализма.
Выбор народа, закрепленный в Конституции России 1993 года, - это выбор в сторону конституционной, а не договорной Федерации. Договоры и соглашения между центром и субъектами должны использоваться как дополнительный инструмент учета экономической, национальной и региональной специфики тех или иных субъектов Федерации. Федерализм в условиях России - единственно приемлемая форма организации власти при переходе общества от тоталитаризма к демократии в многонациональной стране. Это исторически сложившийся способ сосуществования и гармонизации интересов различных народов и народностей. Это и новый уровень сотрудничества центра и регионов на основе взаимосогласованного распределения между ними полномочий и ответственности.
Наша цель - сделать федерализм главной формой демократической организации общества, цивилизованной формой децентрализации властных и имущественных полномочий.
Мы видим в федерализме лучшее средство для разрешения конфликтов как в отдельных регионах, так и в Федерации в целом.
Движение исходит из того, что важнейшей задачей государственного строительства является выработка региональной политики, приоритетами которой являются:
благополучие и равенство прав человека на всей территории России, связанные в первую очередь с обеспечением прав собственника и их юридической защиты в любом уголке Российской Федерации. Благополучие граждан наряду с укреплением имущественного благосостояния подразумевает политическую и социально-экономическую стабильность, равенство прав человека и гражданина на всей территории страны вне зависимости от места проживания;
единство конституционной системы Российской Федерации обеспечивается соответствием федеральной Конституции, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, гарантиями юридического равенства прав граждан, законодательным установлением пределов правового регулирования России и субъектов Федерации.
Страна должна пройти между крайностями возвращения к унитарному государству и размывания основ государственности в малоуправляемой конфедерации:
целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации подразумевает исключительные полномочия федеральных органов государственной власти в вопросах обеспечения свободного перемещения людей, товаров, денег и информации по всей территории России независимо от административных границ, обеспечения целостности территории страны, недопустимость действий, направленных на односторонние изменения статуса субъектов Федерации;
единство системы исполнительной власти, соблюдение в каждом субъекте Федерации решений федеральных органов по вопросам их компетенции, верховенство федерального законодательства и применение конституционных мер принуждения в отношении тех, кто наносит ущерб общенациональным интересам Российской Федерации;
гарантии прав субъектов Российской Федерации, связанные с разделением полномочий между центром и регионами, что определяется конституционными принципами равноправия субъектов Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и их независимости в решении вопросов, входящих в компетенцию субъектов Федерации.
Главным содержанием региональной политики в ближайшей перспективе должно стать:
противодействие территориальной дезинтеграции;
последовательное смещение приоритетов хозяйственной, финансовой, социальной, культурной политики в сторону субъектов Федерации;
четкое разграничение полномочий в сфере бюджетно- налоговых отношений, собственности, использования земельных и других природных ресурсов;
поддержка местных инициатив, обеспечивающих максимальное использование внутренних возможностей для стабилизации социально-экономической ситуации, рыночных преобразований и социальной защиты населения;
государственная поддержка регионов с наиболее сложными социально-экономическими, демографическими и экологическими условиями, и в первую очередь северных районов России, а также регионов с объективно недостаточным потенциалом для саморазвития на уровне, достигнутом другими регионами;
решение специфических проблем крупных и малых городов, депрессивных районов, "закрытых городов", населенных пунктов при шахтах, заводах, леспромхозах;
признание за субъектами Федерации права на долю в собираемых на их территории налогах и сборах.
2.3. Местное самоуправление
Мы выступаем за всемерное поощрение местного самоуправления, которое в России имеет глубокие исторические корни. Без перехода к реальному местному самоуправлению Россия не будет стабильным государством, не будут созданы гарантии для решения самими гражданами вопросов жизнеобеспечения в городах и селах. Самоуправление граждан делает реальной общинную организацию самозащиты и взаимопомощи людей.
Именно на уровне местного самоуправления происходит важнейший процесс, создающий ядро общества и государства.
Движение выступает за такую реформу местного самоуправления, которая обеспечит реальную самостоятельность в рамках Конституции местных органов. Только в этом случае население сможет решать свои вопросы и защищать себя от любого произвола.
Такое разделение полномочий должно получить соответствующие экономические гарантии. У органов местного самоуправления должен быть самостоятельный бюджет, они должны обладать правом получать компенсацию за выполнение функций государства на местах. Организационные гарантии должны включать выборность органов местного самоуправления и право на самостоятельное определение своей структуры. Гарантии должны основываться на более совершенной законодательной базе и обеспечиваться судебной защитой.
Реформа местного самоуправления невозможна без реформы бюджетной системы, которая должна предусматривать оптимальное финансирование городских и сельских поселений, подразумевающее у них наличие собственных источников дохода.
2.4. Политика межнационального согласия
В переходный период под воздействием сложных политических и социально-экономических процессов обострились межнациональные противоречия, что чрезвычайно опасно для Российской Федерации - одного из крупнейших в мире многонациональных государств. Особенно резко это проявилось в Чечне, где отсутствие эффективного правового механизма, запаздывание мер политического урегулирования конфликта, просчеты руководства силовых структур не позволили избежать массовых жертв.
Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия всех населяющих его народов. Самый многочисленный из них - русский народ, составляющий более четырех пятых населения страны. Движение сознательно ставит своей целью возрождение русской нации и национального самосознания всех россиян.
Это позволит избежать опасных крайне правых и крайне левых политических виражей, кризисов и кровавых потрясений.
Устойчивое государство может быть построено только на основе учета общенациональных интересов и интересов населения отдельной территории.
Для каждого народа России должны быть обеспечены:
национальный паритет с другими народами на территории субъектов Федерации, в том числе и равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной жизни;
право на этнокультурную самоорганизацию путем создания ассоциаций, землячеств;
государственная поддержка программ возрождения и развития многообразия национальных культур, в том числе культуры соотечественников, оказавшихся за рубежом.
Развитие национальной культурной автономии, соединение ее с местным самоуправлением позволит использовать сегодня традиционные формы самоорганизации населения.
Политика межнационального согласия должна занять одно из ведущих мест в стратегии государственного развития России. Необходимо создать правовые механизмы и согласительные процедуры, направленные на предотвращение межнациональных конфликтов, обеспечить правовую защиту граждан от любых проявлений национального экстремизма. Движение будет стремиться выработать специальное законодательство в этой сфере и способствовать предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов.
2.5. Борьба с преступностью и коррупцией
Движение считает важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и управления всех уровней борьбу с преступностью и коррупцией; обеспечение безопасности граждан, общества и государства.
Одним из самых тяжелых проявлений создавшейся в стране кризисной ситуации является резкий рост преступности и коррупции, криминализация экономики, государственного аппарата и общества в целом. Особую опасность представляет организованная преступность, растет количество тяжких преступлений, подростковая преступность, преступлений, совершаемых в группе. Расширяется применение огнестрельного и другого оружия при осуществлении преступных посягательств. Пенитенциарная система не обеспечивает исправление и перевоспитание лиц, осужденных за совершение преступлений, возвращение их к нормальной жизни.
При этом уровень социально-экономического обеспечения правоохранительных органов и их сотрудников недостаточен.
Мы понимаем, что состояние преступности в стране неразрывно связано с политической и социально-экономической ситуацией в целом, и считаем необходимым условием сокращения преступности улучшение социально-экономического положения народа, поддержку малоимущих слоев населения, решение проблем занятости взрослых и молодежи, прекращение и предупреждение межнациональных войн и конфликтов на территории страны, оказание действенной помощи беженцам и бездомным.
Движение считает необходимым обеспечение действенного равенства всех граждан России перед законом, в частности путем отмены льгот и привилегий для всех категории должностных лиц и депутатов.
В качестве основных направлений борьбы с преступностью и коррупцией мы выделяем:
реформирование административного, уголовного и исправительно-трудового законодательства, обеспечение стабильности законодательства, в том числе законодательства об охране права собственности, необходимое в условиях переходного периода усиление ответственности за тяжкие преступления;
обеспечение независимости судебной власти, охрану конституционных прав судей и других работников правоохранительных органов;
неукоснительное соблюдение принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение;
поддержку и развитие систем социальной реабилитации наркоманов и алкоголиков;
очищение государственного аппарата и правоохранительных органов от коррумпированных чиновников и лиц с криминальным прошлым, от лоббистов мафиозных группировок. Декларирование собственности и доходов лиц, претендующих на государственные посты, должно распространяться на всех должностных лиц всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Проверка на порядочность должна проводиться до того, как человек будет назначен на государственную должность. Мы выступаем за разумное сокращение численности управленческого персонала на всех уровнях;
охрану прав личности от произвола правоохранительных и других государственных органов и должностных лиц;
реформу правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел. Для оптимизации управления считаем целесообразным создать три вида органов милиции: систему органов федеральной милиции, функционирующих на всей территории страны в пределах определенной законом федеральной юрисдикции; милицию субъектов Федерации, обеспечивающую предупреждение и пресечение преступлений в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации; муниципальную милицию, осуществляющую охрану общественного порядка в соответствии с законодательством России, субъектов Федерации, нормативно-правовыми актами местных органов власти и обеспечивающую защиту жизни, здоровья граждан, их чести, достоинства и собственности от преступных посягательств. Такая реформа на деле будет означать приближение к гражданину милиции, повышение ее ответственности перед налогоплательщиком;
подготовку и постоянное повышение квалификации кадров правоохранительных органов, их ежегодную аттестацию, высокий уровень материального обеспечения и стимулирования кадров, должное материально-техническое обеспечение работы правоохранительных органов;
коренное реформирование пенитенциарной системы, исправительно-трудовых учреждений, соблюдение прав и предусмотренного законом уровня обеспечения заключенных, их социальной реабилитации и возвращения к нормальной жизни;
развитие системы правового обучения и воспитания населения, особенно молодежи, повышение уровня правовой культуры граждан.
Комплексная реализация указанных направлений позволит укрепить правопорядок в стране, повысить уровень правосознания населения, усилить правовую защищенность личности, общества и государства.
3. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Мы считаем, что от духовного возрождения России, сохранения традиций, развития культуры и искусства, науки и образования зависит состояние дел в других сферах. В связи с этим работа во имя духовного развития России является одной из главных целей Движения.
Мы исходим из того, что вложения в духовную сферу, расходы на культуру, образование, науку являются необходимыми и высокоэффективными капиталовложениями в будущее страны. Поэтому мы будем обеспечивать повышение государственных расходов на социальные отрасли, являющиеся базой духовного развития общества.
3.1. Культура и искусство
Мы считаем, что политика в области культуры призвана способствовать свободному развитию творческих сил граждан России и обеспечить духовно-нравственное единение народа при сохранении и обогащении исторического наследия и культурного многообразия.
Ключевую роль в консолидации российского общества и его духовном возрождении мы видим в восстановлении и развитии культурных традиций, нравственных ценностей многонационального народа России, в создании такой социальной атмосферы, в которой будет реально осуществлена свобода творчества.
В реализации политики в сфере культуры и искусства мы предусматриваем:
сохранение и использование историко-культурного наследия, государственную поддержку классических видов художественной культуры, а также творческих поисков и экспериментов в области искусства;
возрождение и развитие национальных культур всех народов и этнических групп Российской Федерации и российской провинции;
поддержку инициатив в организации культурного досуга, обеспечение его доступности для большинства граждан, приобщение детей и молодежи к культурному наследию;
воссоздание и укрепление культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, развитие форм взаимоотношений и поддержку русских национально-культурных обществ в бывших союзных республиках и других государствах;
недопущение монополизации средств массовой информации, высвобождение информационного пространства, телевидения, видеопродукции, печати от пропаганды насилия, бездуховности, худших форм зарубежной культуры;
поддержку разнообразия форм и видов культурной деятельности, рост культурного потенциала общества.
Мы можем и должны сохранить и восстановить памятники культуры. Мы должны положить гуманные уроки отечественной культуры и истории в основу эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Мы выступаем за то, чтобы уже в ближайшее время существенно увеличить финансирование организаций культуры как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации о культуре".
Мы создадим достойные условия для жизни и деятельности работникам культуры и искусства. Это позволит, в частности, переломить наметившуюся в последние годы тенденцию, когда многие выдающиеся деятели культуры вынуждены покидать Россию.
Мы будем поощрять меценатство как материально, так и мерами моральной поддержки и укрепления их авторитета.
Мы решим задачи по созданию эффективного механизма включения культурного потенциала в экономическую систему через сочетание форм культурной и туристской деятельности, развитие бизнеса, ориентированного на культурно-коммерческую сферу, с использованием доходов на поддержание некоммерческих секторов в области культуры и искусства.
3.2. Образование
Образование граждан России - источник ее духовного и экономического возрождения.
Вступающим в жизнь россиянам предстоит жить в открытом демократическом обществе с динамичной рыночной экономикой, и поэтому учебные заведения должны не просто давать знания. Они призваны готовить человека к принципиально иным, чем ныне, условиям политического, экономического, социального, духовного бытия. Это возлагает на всю систему образования огромную ответственность: быть одной из основных движущих сил духовного и экономического обновления нашего Отечества.
Поэтому Движение выделяет в числе своих политических приоритетов образование. Его развитие призвано придать человеческое измерение проводимым реформам, подготовить новые поколения к сознательному строительству своей жизни в условиях полнокровной демократии и динамичной рыночной экономики, восстановить уважение к истории, культуре и традициям русского и других народов России. Образование может и должно выступить фактором сохранения единства России, стабилизации, адаптации российского общества к происходящим переменам, обретения им уверенности в правильности избранного пути.
Исходя из этого. Движение "Наш дом - Россия" ставит в сфере образования следующие задачи:
наполнить реальным правовым и материальным содержанием гарантии права каждого россиянина на образование по выбору. Каждый россиянин должен иметь равный доступ к получению полноценного образования;
сохранить и укрепить в качестве ядра всей российской образовательной системы государственные учебные заведения, обеспечивающие получение бесплатного полного среднего и высшего образования, развивая все виды образовательных учреждений - государственных и частных, платных полностью или частично;
продолжить на основе дальнейшего развития принципа автономии образовательных учреждений, реформирование средней и высшей школы общего и профессионального образования с учетом требований общества, экономических возможностей страны;
осуществлять социальную поддержку на всех ступенях общего и профессионального образования детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, сирот, детей с отклонениями в развитии и инвалидов, детей из экологически неблагоприятных регионов, а также одаренных детей;
создать условия для удовлетворения культурно-образовательных запросов всех народов России с учетом национальных и региональных особенностей;
содействовать более органичной связи образования с потребностями рыночной экономики, видоизменению системы подготовки и переподготовки кадров с тем, чтобы она соответствовала условиям рынка труда, гибко реагировала на его изменения, предвосхищая их, носила опережающий характер;
продолжить формирование системы непрерывного образования, включающей в себя преемственность различных ступеней обучения, начиная с дошкольного и кончая послевузовским;
поддерживать стремление образовательных учреждений к автономии и демократизации, к разнообразию типов школ и творческих направлений на основе государственных стандартов, к гуманизации учебно-воспитательного процесса, к укреплению связей школы с семьей, производством, общественностью;
обеспечить сохранение и наращивание уникального научного потенциала отечественной высшей школы, используя для этого как государственную поддержку федерального и регионального уровней, так и новые формы, основанные на привлечении частных инвестиций;
поддерживать удовлетворение образовательных запросов русскоязычного населения ближнего зарубежья.
Решая эти задачи, Движение намерено добиваться практического осуществления Федеральной программы развития образования, а также долгосрочных программ и проектов, рассчитанных на социальную и экономическую защиту школьников, студентов, аспирантов, работников учебных заведений, поддержки нововведений в учебном и исследовательском процессе, расширения международного сотрудничества. Движение считает необходимым увеличение бюджетного финансирования сферы образования, а также привлечение в эту сферу частного капитала.
Состояние образования во многом определяется профессионализмом, личными качествами, социальным самочувствием и экономическим положением тех, кто учит и воспитывает. В числе своих важнейших задач Движение видит улучшение материального положения работников образования, повышение престижа педагогического труда, стимулирование притока в учебные заведения свежих сил, восстановление попечительства и меценатства и традиционной для России высокой духовности, которая всегда питалась заботой общества, государства об образовании, науке, культуре, их творцах и носителях.
3.3. Наука
Россия вправе гордиться своей наукой, гением ученых и специалистов, богатством накопленных знаний, размахом и уровнем научно-технических достижений. И наш долг не только сохранить, но и приумножить это бесценное богатство.
Движение "Наш дом - Россия" видит свою важнейшую цель в том, чтобы содействовать выработке и реализации такой политики, которая превратит российскую науку в динамичную, самоуправляющуюся систему приращения естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, отвечающую условиям рыночного уклада и потребностям духовного возвышения общества.
В центре этой политики Движение ставит ученого и инженера, всех тех, кто своим трудом сохраняет и приумножает научный потенциал страны.
Мы будем отстаивать и претворять в жизнь следующие принципы :
гарантии высокого общественного положения и уровня жизни ученых; свободу научного творчества и защиту интеллектуальной собственности;
приоритет человеческого измерения науки, первоочередное развитие исследований в областях, определяющих качество жизни россиян, ее продолжительность, здоровье людей;
конкурсность, состязательность и конкурентность в организации научных исследований, селективность их государственной поддержки;
широкое привлечение научной общественности, использование данных науки, экспертных оценок, рекомендаций ученых при принятии важнейших политических, социальных и экономических решений;
содействие дальнейшей интеграции российской науки в мировое научное общество.
Движение считает необходимым разработку и принятие в законодательном порядке правового акта - национальной научной доктрины и проведение основанной на ней государственной научно-технической политики. Этой доктрине следует придать перспективный характер, а ее реализация призвана обеспечить переход к устойчивому развитию всех сторон жизни общества, постепенный перенос центра тяжести в производственно-технологическом базисе страны с преимущественного использования сырьевых ресурсов на ресурсы интеллектуального плана.
Мы будем создавать все необходимые условия для приоритетного развития фундаментальной науки, поскольку новые технологии, обеспечивающие более высокий уровень экономического развития, национальной безопасности и улучшение качества жизни - это всегда следствие достижения передовой творческой мысли.
Движение придает первостепенное значение восстановлению и укреплению связей науки с производством, стимулированию научно-технического прогресса во всех сферах жизни общества. В новых экономических условиях здесь особое значение приобретает развитие научного предпринимательства, сети технопарков и внедренческих фирм как основы инновационных процессов и становления наукоемкого производства. В поддержке научно-технического предпринимательства и стимулировании инновационной деятельности мы видим инструмент, способный изменить мотивацию труда исследователя, повысить востребованность результатов научных изысканий и идей ученого.
В числе важнейших задач науки Движение выделяет повышение культурного и нравственного уровня российского общества, обогащение его знаниями о самом себе и человечестве в целом. Мы по праву можем гордиться освобождением гуманитарных наук от идеологических пут и политического контроля со стороны власти. Теперь необходимо сделать следующий шаг - подвести под обретенную свободу творчества прочную материальную и финансовую основу. Мы будем содействовать принятию законодательных актов, государственных программ, направленных на поддержку гуманитарных наук и подготовку кадров для них.
Движение выступает за правовое обеспечение и создание гибкого и эффективного механизма финансирования науки, базирующегося на государственных и негосударственных формах поддержки научно-технических исследований, на активном и заинтересованном участии в этом различного рода общественных организаций, фондов, предпринимательских кругов, частных инвесторов. Именно в объединении усилий государства, частного сектора и научных организаций мы видим мощный рычаг преодоления кризиса и обеспечения подъема экономики и культуры. Все это будет содействовать прекращению процесса "утечки умов" - миграции и эмиграции ученых и специалистов в другие страны и в далекие от науки сферы деятельности и поощрения плодотворного развития международных научных связей.
Перед лицом грозных вызовов современности все мы должны сознавать: ныне Россия, быть может как никогда прежде, нуждается в светлых умах и масштабно мыслящих людях, способных привнести в политику мудрость, глубокое понимание насущных проблем Отечества.
Движение будет содействовать тому, чтобы наука, да и сами представители научного мира стали ближе ко всем социальным, региональным и другим группам и слоям, к конкретным людям.
Мы выступаем за то, чтобы ученые, все сограждане, с уважением относящиеся к творческим возможностям человеческого разума, сделали свой политический выбор в пользу приоритетного развития отечественной науки и техники в нашем общем доме - России.
3.4. Семья, материнство, детство
Сильное и здоровое общество - это прежде всего крепкая семья. Движение считает важнейшими направлениями своей социальной политики укрепление семьи и улучшение условий ее жизни, оказание ей всемерной поддержки в воспитании детей.
Основными задачами семейной политики мы считаем:
усиление государственной поддержки и содействие семье в выполнении основных функций (рождение и воспитание детей, забота о престарелых, взаимопомощь в семье);
обеспечение активной социальной защиты;
расширение возможностей удовлетворять потребности семьи собственными силами;
учет специфики разных типов семей, их объективных потребностей при обеспечении социальной поддержки, разнообразие форм и методов такой поддержки;
признание приоритетности интересов детей в семейной и социальной политике;
развитие сети детских дошкольных учреждений, спортивных лагерей и баз летнего отдыха для детей и малоимущих семей, освобождение детских спортивных учреждений от налогов;
обеспечение правовой защиты материнства и детства;
стимулирование рождаемости, государственную поддержку многодетных семей.
Мы считаем необходимым введение выплаты малообеспеченным семьям пособия на ребенка в размере не ниже прожиточного минимума.
Для этого мы будем совершенствовать и развивать законодательство с учетом интересов детей при принятии государственных решений в экономической и социальной сферах, обеспечение стабильного финансирования приоритетных проблем детства из бюджетов всех уровней, создание в обществе режима наибольшего благоприятствования для деятельности по решению этих проблем.
Движение исходит из того, что права женщин являются неотъемлемой существенной и неделимой частью общих прав человека, что полное и равноправное участие женщин и мужчин в политической, гражданской, экономической, социальной и культурной жизни на региональном, национальном и международном уровнях должно стать принципом государственной политики. Это потребует дополнительных мер по укреплению положения женщин на рынке труда, по равномерному распределению семейных обязанностей, усилению охраны материнства, повышению роли женщин в процессах принятия решении на всех уровнях.
3.5. Молодежная политика
Движение "Наш дом - Россия" считает государственную молодежную политику одним из приоритетных направлений деятельности государства. Нашу главную задачу здесь мы видим в создании условий для выбора молодыми людьми жизненной стези, образования и профессии, в формировании системы духовных ценностей. Необходимо принятие федерального закона о молодежи, создание государственной программы ее поддержки.
Становление сильной, уверенной в себе, в своем будущем России невозможно без усиления роли молодежи в проведении реформ во всех сферах экономической и общественной жизни. Новая Россия особенно нуждается в молодой генерации политиков, политически активных граждан, разделяющих идеалы гражданского общества и правового государства, демократии и патриотизма, сильных характером и волей, ставящих во главу угла социальных преобразований не стихию революционных катаклизмов, а трезвую логику реформ.
Мы понимаем, что успешное проведение экономических реформ возможно лишь при наличии широкого слоя молодых, культурных хозяйственников, предпринимателей, фермеров. Они имеют вкус к собственному делу, способны выдержать конкуренцию и дома, и за рубежом. Будущее России как технически развитой страны во многом зависит и от молодого корпуса высококвалифицированных инженеров и техников, высококвалифицированных промышленных и сельскохозяйственных работников, тружеников, знающих цену своим природным задаткам, своему мастерству.
С новыми поколениями деятелей науки и культуры, способных возродить и приумножить мировую славу российской науки, искусства, культуры, молодой интеллигенции, несущей в своих генах высокий дух российского подвижничества, Движение связывает создание нового, воодушевленного идеалами подлинного гуманизма, сообщества российских народов.
Мы считаем, что государственная поддержка молодежи - это общественный кредит, но не дотация. В этой связи мы будем поддерживать социальные проекты и программы, позволяющие обеспечить необходимый жизненный старт молодым людям, и прежде всего программы по обеспечению молодому человеку возможности получения профессионального образования и первого места работы.
Политика Движения в отношении молодого поколения включает в себя следующие основные направления:
создание условий для равного доступа всем категориям молодежи к образованию, труду, культуре, спорту, медицинскому обслуживанию;
обеспечение гарантий трудоустройства и занятости молодежи;
создание сети служб, способствующих эффективной профессиональной ориентации и подготовке;
применение системы льготного налогообложения, кредитования, возвратных ссуд и других экономических стимулов, обеспечивающих становление молодой семьи, приобретение жилья и решение других вопросов жизнеобеспечения молодежи;
сохранение и развитие социальной инфраструктуры, материальной и кадровой базы для занятий физической культурой и спортом;
социальная защита сирот и молодых инвалидов, создание специальных служб по реабилитации молодых людей с отклонениями в здоровье и нарушением норм поведения.
Мы считаем, что в принятии решений и реализации молодежной политики должна непосредственно участвовать сама молодежь. Ее интересы должны представлять молодежные объединения, клубы, центры различного назначения и различных ориентаций.
Общественно-политическое движение "Наш дом - Россия" рассчитывает на понимание и поддержку молодым поколением россиян его политической платформы, ибо судьба исторических преобразований в России, их настоящее и в еще большей степени будущее неразрывно связаны с уровнем социальной активности молодежи, ее собственной судьбой.
3.6. Старшее поколение,
социально уязвимые слои населения
В числе приоритетных направлений политики Движения - работа по социальной поддержке отдельных групп населения, нуждающихся в государственной помощи.
Прежде всего, это обеспечение благополучия и благосостояния пожилых людей, ветеранов войны и труда.
Задача Движения - создание более совершенной комплексной системы социальной защиты граждан пожилого и престарелого возраста, улучшение обустройства их жизненного пространства на основе применения принятых мировым сообществом гуманитарных норм.
Движение предпримет конкретные меры по полной реализации Закона о ветеранах, совершенствованию законодательства в части пенсионного обеспечения, социального обслуживания, предоставления людям, переступившим порог пенсионного возраста, льгот по налогообложению и кредитованию, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, получению медицинской, протезно-ортопедической помощи, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и индивидуальными средствами передвижения, по оплате проезда, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилья.
Для малообеспеченных пенсионеров, проживающих отдельно от родственников, мы расширим различные виды натуральной помощи, включая бесплатное питание.
Движение будет выступать инициатором создания эффективной системы социальной безопасности инвалидов как наиболее уязвимой категории населения.
В этих целях Движение будет способствовать:
созданию и развитию государственной системы многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов для восстановления их способностей к различным видам деятельности, а также реабилитационной индустрии, обеспечивающей производство изделий, облегчающих труд и быт инвалидов и их трудовую занятость;
формированию общественного мнения, способствующего социальной адаптации инвалидов;
становлению и развитию общественных объединений инвалидов и их участию в жизни общества, в принятии важнейших социальных решений по проблемам инвалидов.
Для улучшения социального обслуживания людей мы предполагаем и впредь развивать систему территориальных социальных служб и центров социального обслуживания. Необходимо создать специализированные центры социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; специализированные учреждения для безнадзорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.
Мы будем уделять особое внимание социальной защите чернобыльцев, уволенных в запас военнослужащих и членов семей воинов, погибших при защите Родины и исполнении воинского долга.
3.7. Религия
Движение отстаивает принцип свободы совести и вероисповедания и заявляет о своей поддержке традиционных для России религиозных конфессий. Духовное и нравственное возрождение русского народа во многом зависит от положения в обществе русской православной церкви. Мы признаем ее особую роль.
Мы признаем имущественные права религиозных объединений и выступаем за постепенную передачу конфессиям ранее использовавшихся не по их прямому предназначению культовых зданий и имущества.
Мы выражаем озабоченность тем, что на современную религиозную ситуацию в России оказывают существенное влияние разнообразные религиозные и полурелигиозные культы и организации, которые хлынули в Россию с конца 80-х - начала 90-х годов. Отсутствие законодательных актов, регламентирующих деятельность зарубежных миссионеров, наличие у них крупных финансовых средств, отсутствие действенного упорядоченного и убедительного идейного противодействия - все это привело к тому, что деятельность этих новых культов приобретает массовый характер, усиливающий нестабильность в обществе, создающий основу для конфронтации на религиозной почве. Поэтому необходима система правового регулирования деятельности всех зарубежных проповедников, миссий, организаций.
В школах и других светских учебных заведениях целесообразно организовать на факультативной основе изучение традиционных для нашей страны религий в культуроведческом плане как части истории, отечественной и мировой культуры. Важно строить изучение так, чтобы осознавалось: самые разные религии едины в главном: из века в век они учат людей любви, честности, трудолюбию. Это позволит предотвратить раскол между верующими и неверующими, последователями различных вероисповеданий.
Мы считаем, что силовые структуры, армия должны быть исключены из зоны целенаправленной и организованной деятельности как религиозных, так и антирелигиозных представителей. Отправление религиозных обрядов не должно носить обязывающего характера и может осуществляться только на индивидуальной основе по личной просьбе верующих, если это не мешает выполнению служебных задач.
Движение считает недопустимым противопоставление одних конфессий другим. Мы видим в религии серьезный фактор укрепления нравственного здоровья общества.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
4.1. Сильное социальное государство
Сильное социальное государство - это государство, которое органически соединяет экономические свободы и идеалы социального прогресса, развивает экономику применительно к человеку, а не приспосабливает человека к экономической политике.
Главный приоритет социальной политики Движения - человек, его интересы и свободное развитие, достойный уровень и качество жизни. Мы сделаем все, чтобы вернуть каждому россиянину чувство уверенности в будущем, подавленное теми сложностями, с которыми столкнулась Россия на пути реформирования экономики и общества.
Благосостояние общества зависит не только от материального благосостояния его членов, но и от внешней и внутренней безопасности, состояния социальной инфраструктуры (школы, больницы, учреждения для детей, молодежи, престарелых и т. п.), от социального мира в обществе.
Укрепление рыночных отношений в России должно происходить в условиях устойчивого экономического и социального развития. Единственным гарантом этого является сильное социальное государство, не допускающее перекосов в развитии рынка, в частности, массовой безработицы или резкой дифференциации уровня жизни. Важнейшую роль при этом играет усиление законодательства, гуманизирующего рыночные экономические отношения.
Мы за построение социального государства, которое несет ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого члена общества.
Движение будет добиваться безусловного выполнения государственными структурами возложенных на них обязанностей по законодательному, финансовому и материальному обеспечению прав россиян под строгим контролем общества. Только так государство становится социальным по сути, а не по названию.
Движение исходит из того, что социальное государство:
обеспечит экономические и правовые гарантии реализации неотъемлемого права каждого своим трудом и знанием добиваться собственного благосостояния;
создаст механизм социальной защиты всех групп населения и в первую очередь наименее защищенных его слоев;
не допустит массовой безработицы, а в случае потери работы обеспечит безработным возможность переобучения и переподготовки, повышая тем самым свою конкурентоспособность на рынке труда;
создаст систему социального страхования, основанную на принципах свободы выбора форм и методов социальной защиты самими россиянами, сочетании государственного и негосударственного страхования граждан России по старости, по случаю потери работы, трудоспособности и пр.;
не допустит падения уровня жизни социально незащищенных слоев населения;
исключит принятие решений, ведущих к увеличению обязательных расходов и платежей населения, не обеспечив предварительно условий для устойчивого роста доходов граждан и не создав надежно действующих механизмов необходимых компенсационных выплат;
установит судебную и административную ответственность всех производителей социальных услуг за их качество, обеспечит контроль за социальной сферой как со стороны государства, так и со стороны самих потребителей ее услуг;
введет независимую социальную экспертизу проектов решений органов власти с обязательностью заключений экспертизы для органов, разработавших проект решения;
обеспечит защиту россиянина не только от преступных посягательств на его жизнь, имущество и сбережения, но и от действий недобросовестных, некомпетентных и коррумпированных чиновников;
добьется радикального улучшения демографической ситуации, снижения смертности населения.
4.2. Политика доходов
Политика в области доходов населения будет направлена на решение следующих основных задач:
обеспечение экономически обоснованного роста доходов от трудовой деятельности;
содействие росту доходов от собственности и предпринимательской деятельности, создание экономических и правовых механизмов, стимулирующих использование этих доходов для приобретения государственных ценных бумаг, инвестирования и кредитования социально значимых программ, в том числе общественных работ;
повышение минимальных доходов на основе индексации размеров государственных гарантий в соответствии с ростом уровня потребительских цен;
систематическое повышение ставок и окладов работников в бюджетных отраслях в увязке с ростом потребительских цен, заработной платой во внебюджетном секторе экономики и с учетом финансовых возможностей государства;
совершенствование системы налогового регулирования доходов физических лиц, исходя из уровня доходов отдельных групп населения;
повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании доходов по секторам экономики, отраслям, категориям работников, регионам страны.
Главное в нашей политике доходов - повышение жизненного уровня населения в результате подъема экономики.
Мы исходим из принципа, что оплата труда и доходы от трудовой деятельности - основная составляющая доходов населения. Это позволяет обеспечить трудовую активность, и, следовательно, благосостояние граждан и общества в целом.
В условиях рыночных отношений, свободы формирования цен на товары и услуги не должно быть каких-либо искусственных ограничений в размере оплаты труда. В то же время государство должно воздействовать через налоговую систему на формирование средств на оплату труда на предприятиях, а также регулировать оплату труда, производимую из бюджетов всех уровней.
Наша политика в области оплаты труда ориентирована на решение следующих наиболее острых проблем:
своевременное увеличение минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы;
обеспечение ответственности работодателей за соблюдение минимальных гарантий оплаты труда, своевременность выплаты зарплаты и установленных законодательством компенсационных выплат;
поддержание разумных соотношений уровней заработной платы во внебюджетном секторе экономики и в бюджетных учреждениях на основе совершенствования единой тарифной сетки и ее индексации с учетом роста цен; недопущение задержек выплаты заработной платы в отраслях бюджетной сферы;
устранение необоснованной дифференциации в размерах заработной платы по отраслям и категориям работников на основе договоров между представителями исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзов;
поэтапный переход от прямого регулирования фондов оплаты труда предприятий к налоговому регулированию конечных доходов;
упорядочение территориального регулирования оплаты труда путем определения порядка введения районных коэффициентов по заработной плате и их размеров с учетом природно-климатических условий территории и различной стоимости жизни в регионах;
упорядочение оплаты труда руководителей государственных предприятий и организаций.
Мы намерены преодолеть неоправданно большой разрыв в уровне доходов - главным образом за счет дифференциации ставок подоходного налога и налогов на личное имущество.
Мы предпримем решительные шаги по увеличению доходов малообеспеченных групп населения и приближение минимальных размеров реальных доходов к уровню прожиточного минимума.
Движение уделяет первостепенное внимание проблеме восстановления сбережений граждан и организаций, в том числе за счет выпуска облигаций государственного займа с графиком погашения, рассчитанным на обозримую перспективу. Ускоренный механизм восстановления сбережений должен быть предусмотрен для лиц пенсионного возраста и других категорий особо нуждающихся граждан.
4.3. Социальная защита
Принципиальная задача Движения состоит в том, что социальная защита населения является важной составной частью современной социально-экономической политики и должна быть сильной, эффективной, целенаправленной.
Эффективная социальная защита предполагает коренное улучшение системы выплат, предоставляемых в порядке социального обеспечения и социальной помощи.
Действующее пенсионное законодательство будет улучшено в направлении создания надежной системы социального обеспечения граждан с учетом их трудового вклада и изменения стоимости жизни.
Приоритетами в области пенсионного обеспечения Движение считает:
разработку эффективного механизма осовременивания заработка для исчисления и перерасчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;
реализацию мер по повышению пенсий в связи с ростом потребительских цен и средней заработной платы, имея в виду регулярную индексацию и компенсационные выплаты;
обеспечение постепенного перехода к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования;
развитие негосударственных пенсионных фондов с целью выплаты дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников.
Политика в отношении социальных выплат и пособий будет осуществляться на основе создания двухуровневой системы - федеральной и региональной.
Дальнейшее развитие получит система пособий гражданам, имеющим детей.
Нашей основной заботой в этой области является поддержание уровня жизни и усиление социальной защищенности семей с детьми, мобилизация максимально возможных финансовых средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов на эти цели, расширение категории получателей пособий и введение новых видов пособий. Движение считает необходимым всемерно учитывать интересы детей при развитии систем социального и медицинского страхования, совершенствование системы алиментного обеспечения детей в случаях разводов родителей, развитии основных социальных нормативов обеспечения детей услугами образования, здравоохранения, культуры.
Государственные гарантии в области социальных выплат, складывающихся на федеральном уровне, должны подкрепляться и на региональном уровне.
Система денежной и натуральной помощи применительно к местным условиям будет увязана с уровнем рождаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе.
4.4. Занятость и безработица
Структурная перестройка экономики, конверсионные процессы, реорганизация убыточных предприятий, сокращение вооруженных сил приводят к усилению подвижности людей на рынке труда, необходимости смены рабочего места.
Движение считает одной из ключевых задач политики на рынке труда поддерживать высокий уровень занятости, обеспечить максимально плавную перемену места работы, устранять причины, препятствующие этому процессу.
Движение нацелено на повышение качества рабочей силы, развитие услуг государственной службы занятости.
Наша политика предусматривает упреждающие меры по сдерживанию массовой безработицы, защиту трудовых прав граждан, организацию переговорных процессов на предприятиях, создание новых рабочих мест, системы общественных работ для временно незанятых граждан.
Мы будем расширять возможности для занятости через поддержку малого и среднего бизнеса, организацию временной занятости, интенсивное переобучение, в том числе для тех, кто находится под угрозой увольнения.
Для сдерживания безработицы Движение считает также необходимым:
оперативное решение на федеральном и региональном уровнях проблем, связанных с массовым высвобождением работающих;
реализацию программ, регулирующих межотраслевое и межрегиональное движение рабочей силы;
разработку и осуществление специальных программ содействия занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке рабочей силы, включая квотирование рабочих мест, предоставление компенсаций издержек работодателям по организации специальных рабочих мест для инвалидов и организации ученических рабочих мест для молодежи, введение субсидированной занятости;
принятие дополнительных мер по выплате стипендий и пособий безработным на период обучения и адаптации к новому рабочему месту.
Наряду с этим мы предусматриваем разработку мер, обеспечивающих изменение структуры занятости, прежде всего в пользу сферы услуг, опережающей профессиональной подготовки и переподготовки кадров, в том числе по отношению к людям, находящимся под угрозой увольнения.
Эти мероприятия будут дополнены программами, направленными на упорядочение внутренней социально-экономической миграции, в первую очередь касающимися переселения и расселения работников из регионов с неблагоприятными условиями жизни.
4.5. Социальное партнерство
Мы считаем социальное партнерство одним из главных механизмов достижения согласия в обществе, компромисса между представителями трудящихся и работодателями под эгидой государства, совместной выработки основных решений в социально-экономической сфере и их реализации.
Приоритетами политики Движения в области социального партнерства мы считаем:
совершенствование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и повышения действенности социального партнерства, ориентированного на сотрудничество и согласование интересов главных субъектов рыночной экономики - работодателей и наемных работников;
ускорение принятия нового Трудового Кодекса Российской Федерации и ряда других законопроектов, в том числе законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам трудовых отношений, в которых будет предусмотрено повышение ответственности работодателей за соблюдение законодательства о труде и его охране, предотвращение трудовых конфликтов;
формирование и функционирование в отраслях и регионах ассоциаций (союзов) работодателей, а также наемных рабочих (профессиональных союзов), обеспечивающих их представительство и защиту прав и интересов предпринимателей и работников в сфере хозяйственных и трудовых отношений;
гарантирование своевременной и полной оплаты работ, выполненных по госзаказу.
Мы будем постоянно стремиться к тому, чтобы деятельность сторон в рамках социального партнерства осуществлялась без конфронтации и приводила к согласию, чтобы возникающие конфликты квалифицированно разрешались полномочными органами.4.6. Жилищная политика
Краеугольным камнем социальной политики Движения является жилищное строительство, учитывая то, что жилье остается наиболее дефицитным благом для россиян. Оживление жилищного строительства создает основу для подъема экономики в целом. Оно должно быть одним из приоритетов государства.
Среди основных принципов нашей жилищной политики - формирование рынка жилья. Мы считаем необходимым осуществление поэтапного перевода жилищной сферы в режим безубыточного функционирования, принятие жилищного кодекса.
Мы предлагаем образовать региональные и местные фонды развития жилищного строительства, средства которых должны быть направлены на строительство жилья социального использования, развитие производственной базы домостроения, обеспечение районов жилой застройки объектами инженерно- транспортной инфраструктуры, выплату компенсаций (субсидий) малоимущим и иным группам населения для оплаты строительства, приобретения и содержания жилья.
Важной проблемой в сфере жилищного строительства мы считаем создание условий для увеличения ввода жилья за счет средств населения. Для основной массы населения со средним уровнем доходов мы создадим условия для приобретения и строительства жилья за счет собственных средств и с помощью государственных кредитов и субсидий.
В жилищной политике Движения предусмотрены меры по развитию целевых фамильных накопительных жилищных счетов, создание системы ипотечного и иного жилищного кредитования, упорядочение процесса передачи жилья в муниципальную собственность при акционировании предприятий, формирование правовой базы для развития конкуренции в сфере эксплуатации жилищного фонда.
Мы разрабатываем механизм беспрепятственной реализации права на получение или приобретение земельных участков для частного жилищного строительства.
Малоимущим семьям, беженцам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий и стихийных бедствий, лицам, проработавшим длительное время на Крайнем Севере, жилье должно предоставляться бесплатно (социальное жилье) или за доступную плату в соответствии с законодательно установленными нормами.
Предоставление жилья военнослужащим, уволенным в запас, также будет осуществляться за счет государства, с учетом продолжительности службы и в соответствии с социальными нормативами.
4.7. Здравоохранение и экология
Движение продолжит реформирование здравоохранения на основе следующих ключевых принципов:
внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг с целью усиления заинтересованности и ответственности в охране здоровья граждан;
обеспечение права свободы выбора гражданами медицинского учреждения и лечащего врача;
создание рынка медицинских услуг;
введение многоканальности финансирования в системе охраны здоровья населения, финансирование лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг.
Один из основных элементов реформы здравоохранения - поэтапный переход к обязательному медицинскому страхованию для всего населения России, гарантирующему получение бесплатной медицинской помощи в объеме базовых стандартов всем гражданам независимо от личного дохода.
Мы обеспечим обязательность лицензирования учреждений здравоохранения для определения видов деятельности и услуг, которые они могут оказывать по программам обязательного и добровольного медицинского страхования.
Финансовая устойчивость системы здравоохранения будет обеспечиваться за счет финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, целевых отчислений предприятий в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, а также привлечения средств населения и других внебюджетных источников.
Мы продолжим структурную перестройку отрасли с переориентацией системы здравоохранения на оказание населению первичной медико-санитарной помощи для обеспечения профилактики и лечения заболеваний.
Мы продолжим реорганизацию сети больничных учреждений, осуществим создание стационаров различной интенсивности лечения, современных диагностических центров, призванных оказывать консультационные услуги, будем развивать систему медицинской помощи по принципу семейного доктора, врача общей практики.
Одним из факторов, вызывающих обострение кризиса в стране, является тревожная экологическая ситуация.
Движение выступает за жесткий государственный контроль и регулирование в области охраны природы, использование экономических методов воздействия на решение экологических проблем и снижение уровня неблагоприятных воздействий на природную среду и через нее на здоровье человека.
Природные ресурсы должны иметь своего хозяина, несущего ответственность, вплоть до судебной, за их рачительное использование.
Мы обеспечим учет экологического фактора при принятии конкретных решений во всех областях. Развитие экономики должно осуществляться только в тех масштабах, которые обеспечивают восстановление воспроизводимых ресурсов и экономию невоспроизводимых.
При осуществлении любых экономических проектов мы не допустим ухудшения экологических условий проживания населения. Экономический эффект от таких проектов многократно перекрывается потерями от ухудшения здоровья людей, снижения трудоспособности, сокращения продолжительности жизни.
Предлагаемые нами первоочередные меры предусматривают:
создание законодательной, организационной и экономической системы безаварийности и срочного реагирования на аварийные ситуации на особо опасных объектах и в регионах;
введение жесткой системы сертификации продукции, прежде всего тех ее видов, которые непосредственно влияют на здоровье людей;
формирование системы экологического страхования, гарантирующей возмещение экологического ущерба организациям и гражданам;
создание эффективной системы государственной экологической экспертизы при разработке проектов развития и размещения производительных сил;
формирование государственной и общественной системы экологического контроля территорий, находящихся в зонах экологического бедствия, в первую очередь потенциально опасных объектов, а также имеющих историческую, культурную, природную ценность;
введение разрешительного порядка природоиспользования;
оплата труда и доходы от трудовой деятельности - основная составляющая доходов населения, обеспечение государственной защиты особо ценных исторических, культурных, природных объектов, природных жизнеобеспечивающих систем, сохранение биологического разнообразия нашей страны;
развитие системы экологического образования и воспитания.
Мы усилим роль регионов в охране окружающей среды. Все ресурсные налоги и штрафы за нарушение окружающей среды должны поступать в местные бюджеты и направляться ими прежде всего на природоохранные мероприятия и охрану здоровья населения.