Заголовок:
К Х Пленуму Правления СДПР, г. Москва 28-29 сентября 1991 г. Концепция деятельности Министерства труда Российской Федерации
Источник:
Копия оригинала
Дата:
1991-09-28 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

1. Изменение функций Министерства

Главное направление перестройки деятельности Министерства - его превращение в один из ведущих органов государственного управления по осуществлению социально-экономической политики. Это должно выразиться в таких новых функциях министерства, как:
- полноправное участие (от лица государства) в механизме трехсторонних (рабочее движение - ассоциация предпринимателей - правительство)консультаций и соглашений;
- активная роль в разрешении конфликтов в социально-трудовой сфере;
- согласование интересов в сфере труда и занятости между субъектами Федерации;
- осуществление реформы трудового законодательства и создание политико-правовых предпосылок формирования цивилизованного рынка труда;
- мониторинг социально-экономической ситуации в республике; информационное обеспечение и консультирование структур исполнительной власти по вопросам возможных сценариев развития событий.
Изменение функций министерства будет происходить и в связи с возрастающей политизацией проблем труда и занятости. Например, политика в области занятости кроме традиционных элементов (создание служб трудоустройства, организация общественных работ, социальная поддержка безработных, переподготовка кадров и т.д.) должна охватить управление следующими процессами:
- вынужденная миграция по политическим, этническим, экологическим и иным основаниям, трудовая эмиграция;
- появление обширных зон социального бедствия и массовой безработицы в региональном (места концентрации неперспективных отраслей) и структурно-отраслевом (в т.ч. в связи с конверсией и сокращением вооруженных сил) разрезах.
Маргинализация социальной структуры общества в период перехода к рынку повышает требования к политике в отношении "крайних" групп населения. С другой стороны, социально-структурная политика должна включать механизмы поддержки наиболее динамичных групп (поощрение самостоятельной занятости, поддержка городских и сельских предпринимателей, недопущение депривации наиболее квалифицированных групп работников физического и умственного труда). Наконец, нужна разумная политика в отношении слоев населения с особо высокими доходами (регулирование дифференциации, в т.ч. налоговыми методами при сохранении стимулов деловой активности). Очевидно, что соответствующие мероприятия носят по преимуществу политический (социально-политический) характер, требуют определения приоритетов с учетом складывающейся политической ситуации.
В равной степени это относится и к политике доходов и заработной платы.Основой механизмов регулирования доходов (учет инфляционной компоненты в заработках и доходах, гарантирование минимальных размеров оплаты труда, увязка динамики денежных доходов с задачами по экономической стабилизации) должен стать переговорно-консультативный процесс между основными агентами рынка труда.
Все это подтверждает необходимость формирования Министерства труда и занятости в новой структуре исполнительной власти Республики в качестве органа, компетенция которого выходит за рамки традиционных социального (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение) и экономического (экономика, финансы и т.п.) блоков управления. С учетом социально-политической нагрузки на министерство было бы желательно обеспечить возможности для его прямого выхода на Предсовмина.
2. О конституционном обеспечении современной политики труда и социального партнерства в Российской Федерации
Концепция современной политики в области труда и занятости имеет солидное конституционно-правовое обеспечение в проекте новой Конституции Российской Федерации (РФ).
Ключевые положения помещены уже в главном, первом разделе, посвящено основам конституционного строя РФ.
В ст. 1 Российская Федерация определяется как суверенное, демократическое, правовое и социальное государство. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти (ст. 3). Основой экономики признается социальное рыночное хозяйство, а экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем (ст. 7).
Согласно ст. 8 "Социальное государство" в обязанности Российской Федерации вменяется развитие системы государственных социальных служб, охрана труда и здоровье людей, установление низшего предела заработной платы, установление пенсий и пособий.
Раздел о правах и свободах человека и гражданина посвящает труду целую статью (ст. 37):
"(1) Каждый имеет право зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, распоряжаться своими способностями к труду. Гарантируется свобода трудового договора.
(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера.
(3) Государство принимает меры по обеспечению занятости населения, осуществляет программы профессионального обучения и подготовки, переквалификации работников с учетом социальных потребностей, гарантирует выплату пособий по безработице.
(4) Труд свободен. Принудительный труд запрещается, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ".
В разделе III ("Гражданское общество") оговорены следующие права работников и работодателей: на забастовку (ст. 65); на свободное создание и деятельность профсоюзов для защиты социально-экономических прав и законных интересов работников, охраны и социально-экономических прав и законных интересов работников, охраны и улучшения условий труда (ст. 70); на создание союзов предпринимателей для защиты своих социально-экономических прав и законных интересов, взаимодействия с профессиональными союзами и государственными органами (ст. 71); право на учреждение корпораций лиц, ведущих определенную профессиональную деятельность (ст. 72).
Таким образом в новой Конституции РФ впервые в российской истории важнейшая категория социального партнерства возведена в ранг конституционной. Кроме того, закреплены конституционные гарантии прав сторон трудовых отношений, а также социальные обязательства государства.
Подобный "тыл" дает серьезные основания предполагать, что деятельность исполнительной власти в области трудовых отношений будет полностью конституционной и результативной.
3. Основные направления деятельности Министерства С учетом новых
функций и традиций для министерства труда сферы ответственности могли быть предложены следующие основные направления работы Министерства труда и занятости РСФСР:
- Стратегическое планирование и формирование механизма социального партнерства. Важнейшими задачами в рамках данного направления деятельности должны стать налаживание механизма трехсторонних консультаций и переговоров, поддержание регулярных контактов с профсоюзным и рабочим движением, выработка механизмов разрешения массовых конфликтов в социально-трудовой сфере (забастовки), выработка форм поддержки предпринимательской активности и самостоятельной занятости, сотрудничество с ассоциациями работодателей. При этом на первом этапе ключевой проблемой должно стать содействие (разумеется, косвенное) процессу становления самих социальных партнеров (трансформация отраслевых монополизированных профсоюзов в действительно профессиональные объединения, поддержка предпринимательства и процесса приватизации, отработка механизма представительства интересов в условиях диверсификации профсоюзного и предпринимательского движения).
- Регулирование рынка труда и занятости населения. Структурные и экономические преобразования выдвигают проблемы занятости и смягчение последствий безработицы в число ключевых проблем социально-экономической политики. Предстоит сформировать сеть государственных и коммерческих служб занятости (бирж труда), включая создание системы лицензирования коммерческих структур и системы взаимодействия со структурами местной власти, ведающими вопросами занятости. В более широком плане речь идет о формировании информационно-организационной инфраструктуры управления рынком труда. Особое внимание должно быть уделено поиску нетрадиционных методов смягчения безработицы (муниципальное фермерство, частичная занятость, контрактная трудовая эмиграция и др.).
- Социальная поддержка населения на рынке труда и регулирование цены рабочей силы. Вместо традиционного регулирования заработной платы через системы "спускаемых" тарифов и окладов предполагается перейти к системе тарифных соглашений, в которых в зависимости от степени становления рынка труда будут обеспечиваться минимальные гарантии оплаты по основным профессионально-квалификационным группам и определяться консенсусные пределы роста заработной платы.
Вторая важная задача в рамках данного направления - материальная поддержка безработных (система пособий), учитывающая как задачи поддержания достойного уровня жизни, так и необходимость сохранения стимулов для поиска работы и переквалификации. Должны быть выработаны специальные программы в отношении социальных групп населения, испытывающих трудности на рынке труда.
- Реформа трудового законодательства и формирование системы правовой защиты населения в социально-трудовой сфере. Задачи обновления трудового законодательства должны быть направлены на его упрощение при одновременной унификации источников трудового права; на раскрепощение рабочей силы, становление гуманизированного рынка труда (включая новые подходы к решению вопросов найма-увольнения рабочей силы, объективизацию профессионально-квалификационных процедур); на поощрение хозяйственной предпринимательской инициативы, формирование механизма правовой ответственности нанимателя за социальные хозяйственной деятельности предприятия; на пересмотр схемы социальных гарантий (переход от прямого государственного обеспечения к повышению юридической и финансовой ответственности за выполнение соответствующих норм). Активизация контрольных функций за соблюдением норм трудового права (и в первую очередь в области найма-увольнения) потребует создания системы прецедентного арбитражного правотворчества в рамках общих норм закона и высочайшей квалификации и добросовестности арбитров.
- Региональная политика на рынке труда и проблемы миграции. Специфика России состоит в наличии множества региональных рынков труда со своими социокультурными и иными особенностями. Выработка гибких подходов к политике занятости, учитывающих эти особенности, одна из важнейших функций Министерства. Пристального внимания требуют проблемы вынужденных мигрантов (беженцев), прежде всего этнических и экологических.
- Условия и охрана труда. Главное здесь - формирование механизма, обеспечивающего должную социальную направленность научно-технического прогресса на производстве, соблюдение социально-трудовых стандартов и экологических нормативов. Потребуется, по-видимому, создание контрольно-инспекционных служб, системы социально-трудовой экспертизы различного рода проектов, а также финансово-экономического механизма, обеспечивающего прогрессивные сдвиги в данной сфере.Одновременно должен быть решен вопрос о компетенции Министерства труда в решении вопросов социального страхования (кроме страхования по безработице, которое несомненно должно входить в круг его ведения).
- Международное сотрудничество и проблемы трудовой эмиграции. Интеграция советской экономики и экономики России в мировую предопределяет необходимость поиска путей вхождения и в международный рынок труда. Проблемы трудовой эмиграции иностранных рабочих в Республике, российских рабочих за рубежом, регулирования занятости в свободных экономических зонах - также должны быть в центре внимания Министерства.
С учетом новизны ряда задач, отсутствия адекватного кадрового обеспечения, некоторых других ограничений развертывание основных направлений деятельности потребует определенного времени. В то же время сложность и актуальность стоящих задач диктует весьма напряженный график. Думается, что при соответствующей поддержке (в т. ч. со стороны Верховного Совета) можно будет рассчитывать на формирование полноценной системы управления трудом и занятостью (не только министерской структуры, но целостной системы соответствующих служб и механизмов) до конца года.
Необходимо правовое закрепление новых функций Министерства, механизма его взаимодействия с другими элементами системы управления (как по вертикали, так и по горизонтали). Соответствующее положение можно было бы подготовить и утвердить в месячный срок.
4. Проблемы социального партнерства в деятельности Министерства труда
Специфика нашей ситуации определяется отсутствием развитых агентов рынка труда и социального партнерства. Действительно независимы (неказенные) профсоюзы находятся по сути в зародышевом состоянии. С противоположной стороны нет частного предпринимателя как главного работодателя. Вместе с тем возникающие организации предпринимателей (типа Научно-промышленного союза, Союза арендаторов т.п.) обозначают чрезвычайно интересную тенденцию к нарастанию хозяйственной самостоятельности и социально-политической автономности ведомственно-хозяйственной бюрократии и "техноструктуры", выступающих в качестве распорядителей формально государственной собственности. Стремясь к независимости от государства при принятии хозяйственных решений, эти силы стремятся сохранить государственные гарантии и опеку, минимизируя этим риск, а также, что особенно важно для нас, не прочь прибегать к мощи государства для ограничения социальных и экономических требований работников под предлогом, что они угрожают интересам экономического развития. (Своеобразным преломлением этой тенденции является позиция "казенных" профсоюзов - ФНПР - которые старательно демонстрируют свою самостоятельность и пытаются изобразить себя монопольными выразителями и защитниками прав трудящихся).
Стремление субъектов системы социального партнерства неизбежно будет сопровождаться на первых порах возникновением большого количества мелких организаций (и предпринимательских, и особенно профсоюзных) с трудом определяемой представительностью. Это создаст дополнительные проблемы при создании системы социального партнерства, взаимодействии представителей работодателей и работополучателей, согласовании их интересов.
В описанных условиях Министерство труда и занятости не может ограничиваться представлением государства и его интересов в трехсторонней системе социального партнерства. На министерство ложится также задача оппонирования государственным органам и организациям, когда они выступают как работодатель, отстаивание интересов труда в выработке концепции экономической реформы и при проведении последней. Еще одной важнейшей задачей является создание условий - нормативных и институциональных - для ускоренного становления нормальной системы социального партнерства, прежде всего его негосударственных сторон, профсоюзных и предпринимательских организаций .
Создание полноценной системы социального партнерства и становлению ее субъектов будет способствовать прежде всего переход от государственного регулирования заработной платы через тарифную систему к регулированию договорному, через генеральные тарифные соглашения, "рамочные" общенациональные, отраслевые и региональные соглашения, коллективные договоры на предприятиях.
Насущная задача - уйти от ведомственно-"отраслевой" организации отношений в народном хозяйства, в том числе и от "вертикальной" структуры профсоюзов, подчиненной интересам ведомственно-хозяйственной бюрократии. Для этого необходимо создавать "режим наибольшего благоприятствования" для "нормальных" профессиональных и производственных союзов трудящихся, поощряя в то же время их укрупнение и создание объединений разного рода. Последнему будет способствовать введение статуса "представительного"объединения трудящихся (равно как и работодателей), хотя в наших условиях к этому вопросу надо подходить осторожно, чтобы не дать администрации возможность произвольного манипулирования и селекции только послушных партнеров. Уход в сфере регулирования социально-трудовых отношений от ведомственно-"отраслевого" принципа будет способствовать общему раскрепощению экономики и уходу ее из-под власти старых управленческих структур.
С учетом политической нагруженности социально-трудовых проблем в переходный период в систему социального партнерства должны быть включены и политические силы (партии и движения), прежде всего связанные - организационно, программно, политически, личными "униями" - с организациями трудящихся и предпринимателей.
Создание системы социального партнерства должно быть начато с формирования трехсторонних (а с учетом политических сил - четырехсторонних) консультативных органов на разных уровнях. С этой целью планируется создать Экспертно-консультативный совет по труду при Министерстве труда и занятости, аналогичные органы в регионах. Требуется максимальное привлечение представителей профсоюзов, предпринимательских объединений и политических сил к разработке нормативных актов и политических решений, касающихся сферы социально-трудовых отношений, совместная с ними проработка возможных последствий принятия и реализации соответствующих документов.
А.Н.Шохин, Министр труда РСФСР Л.Б.Волков, член Президиума Правления СДПР, народный депутат РСФСР П.М.Кудюкин, член Правления СДПР О.Г.Румянцев, член Президиума Правления СДПР, народный депутат РСФСР.