Заголовок:
Проект программы СДПР "Путь прогресса и социальной демократии". Продолжение
Источник:
Информационно-издательский центр "Панорама". Лето 1996 г.
Дата:
1991-05-15 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

V РАЗДЕЛ: КАК РАБОТАТЬ НА МЕСТАХ

5.1. НАШИ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Социал-демократии органически свойственна культура политической деятельности, основанная на соизмерении конкретных социальных целей с той ценой, которую обществу придется заплатить за их осуществление. Мы идем к будущему цивилизованному обществу через частокол собственных и чужих стереотипов, укоренившихся в умах людей за десятилетия господства тоталитарной идеологии. Приходится постоянно соизмерять и стратегию, и тактику с меняющимися политическими, экономическими, психологическими условиями, противостоя культуре экстремизма и нетерпимости.
Тактичность, интеллигентность, внимание к чужому мнению, готовность к компромиссу и поиску взаимоприемлемых решений - кому, как не социал-демократам возрождать этот стиль человеческих взаимоотношений. В пику обанкротившемуся иезуитству, у которого цель оправдывала средства, мы возвращаем нравственность в политику, честный дух конкуренции - туда, где еще недавно царило лицемерие всеобщего "трудового соперничества".
Пройти между социально жестким прессингом рынка с одной стороны и опасностью заново обюрократить идею государственной гарантии социальной защищенности всех слоев населения с другой - вот что определяет наши методы и средства на пути ненасильственных реформ. Предстоит обеспечить экономическую и социально-политическую стабильность и изменить саму природу общества с такими низкими исходными характеристиками.
Создавая организации партии на местах, мы не ограничиваемся акцентированием своей оппозиционности по отношению к разваливающейся КПСС, веря, что за социал-демократической методологией - будущее нашего общества. В муниципалитетах, в парламенте - на любом уровне следует сначала сделать что-то конкретное по цивилизованному, культурному переустройству среды обитания,- и только потом, если это к месту, пояснить, что это работа социал-демократов.
Политическая тактика СДПР должна включать в себя:
- формирование прочного союза демократических сил для осуществления реформ совместными силами;
- поиск компромисса с центристскими, колеблющимися элементами;
- разработка совместных программ развития, формирование коалиционного правительства;
- постоянный диалог со всеми общественными силами, отстаивание исключительно ненасильственной формы решения социальных и политических проблем общества;
- противодействие экстремистским силам, ориентированным на насилие;
- тесное взаимодействие с рабочим движением, гражданскими инициативами, профсоюзами и другими общедемократическими движениями;
- участие в выборах, в работе муниципальных органов, помощь в реализации на местах прогрессивных экономических и социальных реформ;
- политика "малых дел", "борьба за рабочую копейку", за справедливое распределение благ в условиях пока еще реального дефицита и карточной системы; создание союзов потребителей;
- содействие социально-политической активности трудящихся, в том числе созданию независимых профсоюзов, новых структур самоуправления;
- проведение независимых научных экспертиз, социологических опросов; инициирование и участие в выработке конструктивных альтернатив в виде законопроектов и программ развития.
Деятельность партии развертывается в двух основных сферах: в "гражданском обществе" и в органах власти и управления.
Как в условиях будущей стабильной демократии, так и тем более в нынешний переходный период СДПР должна активно содействовать становлению гражданского общества и работать в его структурах. Это обеспечивается личным участием членов СДПР в различных общественных организациях, гражданских движениях и инициативах и пр., помощью организаций СДПР (проведение экспертиз, посредничество, поддержка в органах власти и управления), работой со средствами массовой информации.
В своей деятельности в сфере гражданского общества СДПР проводит следующую политику:
- содействует оформлению, выражению, самоорганизации и согласованию различных групповых интересов;
- стремится к цивилизованному разрешению возникающих конфликтов;
- выступает против чрезмерной политизации институтов гражданского общества, особенно против превращения их в "приводные ремни" тех или иных партий, осознавая в то же время, что эти институты - важный источник усиления влияния партии;
- поддерживает социально-интегрирующие начала в деятельности общественных организаций, массовых движений, культурных обществ, органов самоуправления, средств массовой информации и т.д.
Приоритетными направлениями деятельности СДПР в сфере "гражданского общества" являются:
- социально-организационное оформление экономических отношений, прежде всего отношений между работополучателями и работодателями (создание профсоюзов трудящихся и предпринимательских объединений, палат труда и посредническо-примирительных служб, деятельность в органах самоуправления и соучастия в управлении на производстве, присутствие партии на рабочих местах);
- самоорганизация населения по месту жительства и по защите интересов (советы и комитеты самоуправления, потребительские общества, экологические инициативы, ассоциации защиты прав потребителей и т.п.);
- работа с деятелями культуры;
- работа по самоорганизации и социальной защите "слабых" групп (дети и подростки, молодежь, женщины, пенсионеры, инвалиды и т.д.).
Как парламентская партия, мы придаем особое значение деятельности в представительных (парламентских и муниципальных) органах. Партия использует свое присутствие и работу в них как для воплощения своих программных установок в конкретные нормативные акты и управленческие решения, так и для пропаганды идей и принципов политической, экономической и социальной демократии, социал-демократических подходов к решению конкретных проблем.
Деятельность членов СДПР в представительных органах определяется следующими принципами:
- депутаты-члены СДПР, исходя из принципов солидарности и целесообразности, добровольно объединяются в социал-демократические фракции (группы), в которые могут входить и беспартийные депутаты, разделяющие наши ценности и принципы;
- в своей деятельности депутаты-члены СДПР руководствуются законом, совестью, интересами избирателей и предвыборной программой, независимы от текущих решений партийных организаций и органов;
- депутаты-члены СДПР стремятся к максимально возможному учету интересов разных социальных слоев и групп и для этого работают в контакте с представителями других демократических сил, вступают при необходимости в долго временные коалиции или заключают соглашения по конкретным вопросам;
- социал-демократические депутаты стремятся к высокому качеству принимаемых документов и решений, для чего привлекают к их разработке и экспертизе как специалистов из числа членов СДПР, так и независимых экспертов, в том числе зарубежных.
При участии в формировании исполнительной власти СДПР, ее организации и органы исходят из первоочередной необходимости обеспечить высокий уровень компетентности представителей партии в органах власти и управления. Мы считаем недопустимым использование должностного положения в этих органах узкопартийных интересов, рассматривая это как разновидность коррупции. Члены СДПР, работающие в государственном аппарате, других государственных органах, организациях и службах, исходят из приоритета гражданского и служебного долга над партийными интересами.
5.2. ОТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ К МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ
СДПР отводит большую роль местному (муниципальному) самоуправлению, считая его неотъемлемой частью системы народовластия в России. Сердцевиной местного самоуправления социал-демократы считают приоритетность решений органов местной власти в пределах своей компетенции над любыми подзаконными нормативными актами, касающимися находящейся под их юрисдикцией территории.
Должны быть обеспечены гарантии автономии местных властей и оптимальное законодательное расширение их компетенции за счет компетенции высших инстанций, что способствовало бы наиболее легитимному, эффективному и контролируемому управлению на местах.
Существующая ныне система Советов, никогда по сути не имевшая власти, оказалась неспособной эффективно выполнять функции местного самоуправления и нуждается в замене. Отказ от термина "Совет" имеет, по мнению партии, также и символическое значение.
Вместе с тем, период кризиса в стране - не время для крупномасштабных административных реформ. Поэтому СДПР считает необходимым осуществлять самоуправление в рамках существующего административно-территориального деления, отложив оптимизацию районирования страны до стабилизации социально-экономической и политической ситуации.
Основными принципами новой системы местного самоуправления должны стать:
а) четкое разграничение компетенции местного самоуправления и государственной власти, с одной стороны, и компетенции различных уровней самоуправления - с другой;
б) вывод местного самоуправления из структуры центральной исполнительной власти с подчинением ее только закону;
в) формирование местного самоуправления на основе всеобщих, равных и прямых выборов постоянными жителями соответствующей местности при тайном голосовании;
г) разнообразие форм местного самоуправления в рамках закона: представительный орган, формирующий исполнительную власть на основе найма; представительный орган, осуществляющий исполнительную власть через своих членов; выбираемый жителями руководитель исполнительной власти (староста, городской голова, губернатор и др.).
Социал-демократы убеждены в том, что полномочия местного самоуправления должны обеспечивать возможность эффективного решения социальных проблем жителей данной местности (здравоохранение, базовое образование, социальное обеспечение), проблем охраны окружающей среды, развития и поддержания инфраструктуры местности (дороги, инженерные сети), местного налогообложения.
В то же время местное самоуправление не должно обладать полномочиями, которые позволяли бы ему ущемлять права жителей других местностей, устанавливать непомерные налоги и повинности, контролировать перемещение людей и товаров через свои границы. Мы должны добиваться, чтобы каждый гражданин, наемный работник или предприниматель, в любой самоуправляющейся единице чувствовал себя равно защищенным законом.
5.3. ЗАДАЧИ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Укрепление партии и повышение эффективности ее работы - задача, которую надо решать постоянно.
Само выживание партии зависит от роста (в перспективе - поддержания) ее численности. Существует минимальная критическая масса, необходимая для гарантированного на длительное время существования партии как всероссийской организации, стремящейся быть представленной в органах власти на всех уровнях и присутствие которой ощутимо в "гражданском обществе". В условиях России это не менее нескольких сот тысяч членов.
Равнозначной по важности является проблема качества членов СДПР. Мы должны стремиться, чтобы как можно большее число членов партии были способны самостоятельно грамотно оценить обстановку, действовать в соответствии с ней, разъяснить позицию партии своим коллегам на работе, соседям по дому, случайным собеседникам.
Выполнение политических задач СДПР невозможно без развития партийных и околопартийных функциональных органов - издательств, периодических изданий и других средств массовой информации, учебно-просветительских и научно-исследовательских и т.п.
Задача роста численности СДПР решается, во-первых, активной работой членов партии в массовых демократических движениях, привлечением на нашу сторону населения через включение его прежде всего в эти движения.
Во-вторых, СДПР должна проводить целенаправленную информационную политику: мы не должны позволять забыть о нашем существовании. Для этого необходимо развитие партийных средств массовой информации в центре и на местах, сотрудничество с другими СМИ с целью сообщения правдивых сведений о деятельности партии, ее уставных принципах, программных установках и позиции по различным вопросам. Большая роль в распространении информации о партии и пропаганде ее идей и деятельности принадлежит народным депутатам всех уровней, причем особое значение должно придаваться привлечению на сторону партии колеблющихся, политически не определившихся депутатов, использовать также все богатство форм "малой" пропаганды по месту работы, жительства, среди друзей и знакомых и т.п.
В-третьих, нужна целенаправленная работа партии в стратегически важных социальных, профессиональных и культурных группах: среди научно-творческой интеллигенции, деятелей культуры, в молодежной среде, в профсоюзах.
Естественно, рост влияния партии должен основываться прежде всего на разумной и квалифицированно сформулированной политике, отвечающей интересам широких слоев населения.
С ростом численности тесно связан и вопрос о качестве членов СДПР. Будучи принципиально открытой партии, мы вместе с тем должны проявлять индивидуальный подход к принимаемым, ориентируясь прежде всего на людей грамотных, квалифицированных, пользующихся авторитетом, не гонясь за численностью любой ценой. Должна создаваться разветвленная система повышения политической квалификации членов партии - разного рода курсы, школы, постоянно действующие лектории-семинары. В проведении этой работы необходимо сотрудничество с государственными независимыми учреждениями народного образования, о специалистами-обществоведами разных политических ориентаций. Следует также обеспечивать условия для самообразования активистов СДПР - издание теоретических журналов, книг, брошюр и т.д. Будут использоваться и международные связи партии для зарубежной стажировки и изучения опыта других социал-демократических партий.
Развитие сети местных организаций требует активизации всех звеньев партии, начиная от регулярных поездок членов партийного руководства и парламентариев по стране, и кончая деятельностью каждой территориальной организации по поиску сторонников в соседних населенных пунктах и помощи в их организации. Важнейшую роль должны играть региональные объединения партийных организаций, создаваемые последними на добровольных началах. Эффективность деятельности парторганизаций зависит от сочетания широко разветвленных горизонтальных связей между ними с вертикальными связями, развиваемыми преимущественно по функциональному принципу.
Существенной чертой социал-демократической партии является невозможность действовать без системы эффективной обратной связи между членами партии и ее организационными структурами при подготовке, принятии и осуществлении решений.
Из этого прямо следует необходимость развития внутрипартийной сети распространения информации, координация деятельности связанных с партией центральных и местных средств массовой информации. Орудием такой информационно-координационной работы, одновременно работы по связям с общественностью, могло бы стать социал-демократическое информационное агентство, возможно, созданное совместно с другими родственными организациями.
VI РАЗДЕЛ: ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС (ЗАДАЧИ БЛИЖАЙШИХ ДНЕЙ)
(Данный раздел представляет собой перечень задач партии тактического характера. Его постоянное пополнение и изменение - неотъемлемая часть программного процесса).
6.1. СДПР И КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
СДПР как партия последовательного участия в реформе не может остаться в стороне от конституционного процесса в Российской Федерации, считая свое участие в нем принципиальной и важнейшей политической задачей, могущей иметь далекие и глубокие последствия.
Лучшим способом смены недееспособного преступного строя на демократический является мирное и органичное развитие конституционного процесса.
СДПР считает подготовку, принятие Съездом народных депутатов РСФСР и всенародным референдумом, воспринятие в обществе и последовательное проведение в жизнь новой Конституции Республики в главным стратегическим стержнем происходящей в России социально-правовой революции.
Члены и сторонники СДПР активно участвуют в подготовке проекта новой Конституции Российской Федерации. Благодаря их последовательной позиции в перечень конституционных положений включены такие категории как гражданское общество, социальное государство, социальная демократия, социальное партнерство, свободная правовая экономика и социальное рыночное хозяйство, местное самоуправление. СДПР считает важным дальнейшее участие своих членов в разработке конституционных документов Российской Федерации.
Мало подготовить проект Конституции - надо обеспечить его принятие. Исходя из этого, СДПР считает своей задачей широкое разъяснение задач и этапов конституционного процесса, положений новой Конституции среди граждан Российской Федерации - через поездки на места, выступления в средствах массовой информации, самые различные формы общения с населением и с народными депутатами всех уровней.
Надо обеспечить давление избирателей на Съезд народных депутатов РСФСР - во имя одобрения Съездом проекта Конституции. После этого, СДПР считает своим долгом самое деятельное участие организации и проведении общероссийского референдума по принятию новой Конституции Российской Федерации: активную агитацию; работу с гражданами; общественный контроль на участках при проведении референдума, а также при подведении его итогов.
После принятия новой Конституции СДПР считает необходимым приложить усилия по утверждению демократического конституционного строя в нашем обществе и государстве, внимательно следя за недопустимостью попыток его насильственного устранения. Период вступления в силу отдельных положений Конституции будет растянут во времени - это предполагает особое внимание к конституционному процессу в течение ближайших 2-3 лет.
6.2. СДПР И ДВИЖЕНИЕ "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РОССИЯ"
Мы считаем важнейшей задачей ближайшего времени формирование и укрепление структур Движения "Демократическая Россия" на всех уровнях. Необходимо пристальное внимание к деятельности Совета Представителей и Координационного Совета Движения, к обеспечению конструктивного влияния социал-демократов в этих органах. Территориальные организации СДПР и их секции должны как можно скорее войти в соответствующие структуры "Демократической России", активно способствовать созданию ячеек "Демократической России" на производстве, стремясь возглавить этот процесс.
Укрепляя коалиционные связи с Республиканской партией Российской Федерации и Демократической партией России мы должны сотрудничать с ними как в структурах Движения "Демократическая Россия", так и на чисто межпартийной основе. Социал-демократы готовы к конструктивному сотрудничеству и с другими последовательно оппозиционными по отношению к КПСС партиями и движениями демократического направления.
Предупреждая своих членов о недопустимости экстремистских действий, мы выступаем за совместное с другими партиями, организациями и движениями, не исключая и не входящих в движение "Демократическая Россия" Социалистической партии и Конфедерации анархо-синдикалистов и др., участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.п. мероприятиях.
6.3. СДПР И ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И СССР
СДПР ориентирует своих членов на последовательную пропаганду суверенитета России, требования отставки Союзных властных структур. Мы будем принимать активное участие в различных массовых мероприятиях под этими лозунгами.
Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, сформированные недемократическим путем, многократно продемонстрировали свою недееспособность. Постоянно множатся неразрешимые в рамках сложившейся политической ситуации разногласия между союзными и республиканскими законодательными и исполнительными органами. Поэтому мы считаем необходимым:
- прекращение полномочий народных депутатов СССР;
- замену союзного правительства на властную структуру, определенную в рамках дву- и многосторонних межреспубликанских соглашений;
- превращение на период до подписания Союзного договора Совета Федерации в основной орган урегулирования отношений между республиками и повышение его статуса предоставлением права вето на указы Президента СССР (до его отставки), а каждому члену Совета Федерации право вето на решения Совета;
- упразднение Конституции СССР заключением Союзного договора.
6.4. СДПР И ПРОБЛЕМА "КРУГЛОГО СТОЛА"
Изменение соотношения политических сил в СССР и России, особенно активизация массового рабочего движения ставит в повестку дня поиск мирных методов выхода из кризиса и отъема реальной власти от незаконно ее осуществляющих структур КПСС. Формой этого процесса может стать, как показывает опыт стран Восточной Европы, "круглый стол".
Реальные формы осуществления этой идеи будут зависеть от конкретной обстановки, но необходимо подчеркнуть несколько принципиальных моментов.
"Круглый стол" - не просто политическое мероприятие, но и выражение глубинного процесса высвобождения гражданского общества, превращения государства из самодовлеющей силы в его (гражданского общества) политическое выражение.
"Круглый стол" возможен только под давлением "снизу" - со стороны рабочего и демократического движений. Это не альтернатива массовым действиям, а способ направить их в цивилизованное русло, избежав опасностей стихийной и разрушительной революции.
Главная задача "Круглого стола" - обеспечить мирную передачу реальной власти к новым демократически сформированным органам, достичь соглашения о минимально необходимом единстве действий основных социально-политических сил по выходу из кризиса.
"Круглый стол" должен проходить на уровне СССР в целом, так как только здесь могут быть решены те проблемы, которые требуют проведения "Круглого стола".
Состав участников "Круглого стола" трудно предопределить заранее, но очевидно, что обязательно участие представителей рабочего движения, массовых демократических движений, новых политических партий.
6.6. БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ СДПР В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
СДПР считает, что ее депутаты в местных органах власти должны добиваться в местных Советах принятия решений о неукоснительном выполнении республиканских законов в случае расхождения между ними и законами СССР.
Депутаты-члены СДПР должны подавать личный пример депутатам местных Советов в решении даже самых малых задач по обеспечению нормальной жизнедеятельности соответствующих территорий. Особое внимание должно быть уделено обеспечению товарами первой необходимости и контролю за их распределением, санитарному состоянию населенных пунктов, вопросам энергообеспечения жилищ, детских садов, школ, больниц и т.д., противодействию произволу районных, городских, областных комитетов КПСС.
В условиях приближающейся реформы органов местного самоуправления, включая прямые выборы мэров в ряде городов, СДПР считает, что такая реформа не должна ограничиваться локальным переструктурированием органов местного самоуправления, созданием или ликвидацией тех или иных структур и постов, а должна быть увязана с конституционным процессом и общим преобразованием системы управления в стране. Необходимо серьезное перераспределение компетенций между разными уровнями управления, а также разграничение функций политического и административного управления. В любом случае члены СДПР - депутаты местных Советов при отношении к преобразованиям органов местного самоуправления должны исходить из конкретных условий и принципиальных положений Программы СДПР (разд. 5.2.), не держась за свой депутатский мандат.
6.7. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДЕПУТАТСКИЕ КЛУБЫ
Важной формой координации парламентской и муниципальной деятельности СДПР, обмена опытом между депутатами Советов различных уровней могут стать, как показывает практика Московской организации, региональные и межрегиональные постоянно действующие депутатские клубы. Они должны создаваться в тесном сотрудничестве с другими демократическими депутатами и социал-демократическими активистами и активистами Движения "Демократическая Россия", не являющимися депутатами.
6.8. АППАРАТ, ПРЕССА И ИНФОРМЦЕНТРЫ СДПР
Насущнейшей для партии задачей является укрепление профессионального центрального аппарата, работающего под строгим и постоянным контролем Правления и Контрольно-ревизионной комиссии.
Аппарат должен продолжить работу по упорядочению финансово-хозяйственной и информационной деятельности партии, обеспечивая в этих сферах устойчивую и оперативную двустороннюю связь с территориальными организациями и их секциями.
Необходимо приложить все усилия для повышения оперативности общепартийных периодических изданий, создания широкой сети их распространения по всей территории России, широкой сети местных корреспондентов. Каждая из территориальных организаций должна изыскать возможности для издания собственного печатного органа, хотя бы малотиражного и непериодического. Насущной задачей является постановка серьезного дискуссионно-теоретического издания, связанного с партией.
В ближайшее время следует сформировать региональные информационные центры для Среднего и Нижнего Поволжья и Северного Кавказа, Урала, Сибири, Дальнего Востока, которые должны облегчить установление горизонтальных связей между организациями партии, ускорить распространение внутрипартийной информации и улучшить работу по информированию населения о деятельности СДПР.
6.9. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СДПР
Недопустимо дальнейшее затягивание регистрации уже существующих территориальных организаций. Их регистрация Правлением партии должна быть предварительным условием регистрации на местах. Скорейшее получение организациями статуса юридических лиц - необходимая основа укрепления партии на местах.
В процессе создания новых территориальных организаций нельзя пренебрегать возможностью присоединения возникающих ячеек к уже существующим организациям.
6.10. СДПР И ФОНД "СОЦИУМ"
Партийные организации должны максимально использовать возможности, создаваемые деятельностью Всероссийского фонда программ социальной демократии "Социум". Деятельность Фонда должна быть направлена на материально-организационное обеспечение деятельности организаций СДПР. Со своей стороны территориальные организации должны приложить усилия по формированию отделений Фонда "Социум" на местах.
В ближайшее время Фонд должен начать выполнять функции основной издательской базы партии.
Фонд должен распространить свои операции и за пределы России с целью укрепления материальной базы деятельности СДПР и содействия развитию ее международным контактам.
6.11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СДПР
С целью скорейшего вступления в Социалистический Интернационал необходима активизация международной деятельности СДПР. Для этого могут и должны быть использованы поездки за рубеж как лидеров партии и членов ее парламентских фракций, так и различных делегаций, состоящих из активистов партии.
Необходимо стремиться к максимально широкому ознакомлению зарубежных социал-демократических партий с программными документами СДПР, обеспечивать издание этих документов в различных странах.
Перспективным направлением развития международных связей партии являются прямые контакты территориальных организаций СДПР с аналогичными организациями социал-демократических партий различных стран. Проще всего устанавливать такие связи между организациями городов-побратимов.
6.12. ПРОГРАММНЫЙ ПРОЦЕСС В СДПР
Принятие настоящей программы является лишь исходным пунктом в непрерывном процессе совершенствования программных установок партии, их развития и конкретизации.
Важнейшей частью программного процесса видится разработка на местах прикладных программ, отвечающих приоритетным потребностям территорий.
Необходима активная работа Программно-политической и других комиссий Правления, исследовательских и учебных структур СДА и СДПР по развитию и углублению программно-теоретических наработок, публикации результатов исследований во всех доступных средствах массовой информации, проведению семинаров и научно-практических конференций.
При этом необходимо широкое сотрудничество с непартийными специалистами, а также с членами и сторонниками близких к нам партий.
ФИНАЛ
Мы выходим на российскую политическую арену, не навязывая обществу догматических идеалов, но предлагая возможные пути возвращения в мировую цивилизацию.
Мы готовы нести за будущее России свою долю ответственности и тем самым начать искупление своей вины за десятилетия крови, страха и молчания.
Мы поддерживаем всех честных, обеспокоенных людей, прилагающих усилия для движения России по пути прогресса, демократии и гуманизма и готовы сотрудничать с ними.
Мы поддерживаем возрождение религии, вселяющей в людей надежду и способствующей восстановлению духовности, человечности и нравственности.
Мы понимаем опасность популистских страстей и иллюзий, однако намерены идти рука об руку с популистскими движениями, ибо хорошо знаем, что нет и не может быть демократии без популизма.
У нас общая главная задача со всеми остальными демократическими партиями - мы будем сотрудничать с ними теснейшим образом ради улучшения жизни народов России.
СДПР объединяет людей, стремящихся к творческой самореализации своей личности и обладающих чувством ответственности перед своими близкими, земляками, народами России и остальным миром.
СДПР заявляет себя партией гражданского мира и демократического прогресса.
Социал-демократы Российской Федерации твердо заявляют:
МЫ ДОБЬЕМСЯ СВОБОДЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ!
Москва-Свердловск-Ленинград, 1990-91
-------------В работе над Программой использованы следующие материалы: Проект программных ориентиров СДПР (Ковров); Декларация принципов-программа действий (с.д. организация г.Пермь);
Проект программы СДПР (Ленинград, инициативная программная комиссия Ленинградской организации СДПР);
Программа Елецкой организации СДПР;
Программа действий (Саратов);
Проект программы СДПР (Мальцев А., Казань);
Социал-демократическая идеология (тезисы к I программе СДПР) (Павлов А., Тюмень);
Проект программы СДПР (подготовлен на встрече с.-д. организаций Урала, Свердловск);
Альтернативная концепция перехода к рыночной экономике (Иванов А., Демократическая Платформа, Москва);
Проект программы Российской Социал-демократической партии (Нырко В., Москва);
Проект программы СДПР (Тутов Н., Оренбург);
К преамбуле программы СДПР (Гинзбург В., Самара);
Программа вывода страны из кризиса (Оболенский А., Апатиты);
Проект Программы СДПР (Оболенский А.);
Проект социально-экономического раздела (Гуревич А., Москва);
Резолюция экономической комиссии СДА (Баринов Н., Москва);
Проект экономического раздела программы СДПР (Ганковский В., Москва);
О социально-политической ситуации в стране и задачах СДПР (Волков Л., Кудюкин П., Магарил С., Москва);
Тезисы выступления на программно-политической комиссии СДПР (Марков С., Дубна);
Социал-демократия как метод решения общественных проблем в индустриальном обществе (Марков С.);
Проект раздела программы "О текущем моменте. СДПР и "500 дней";
Материалы (Губарев В, Тула);
Наш путь к социальной демократии (статья О.Румянцева, Москва);
Наше понимание социальной демократии (платформа социально-либеральной фракции Московской организации СДПР);
Проект программы СДПР (Ляцкий В., Апатиты);
Программное заявление "Демократической платформы".
Программа Республиканской партии Российской Федерации;
Проект программы социал-демократов (Сухарев А., Оренбург);
Декларация принципов СДА;
Манифест о провозглашении СДПР;
Декларация основных принципов СДПР;
Проект Конституции Российской Федерации (проект Рабочей группы и группы экспертов Конституционной комиссии РСФСР).
Также использованы:
Франкфуртская Декларация Социалистического Интернационала (1951);
Декларация принципов Социалистического Интернационала (1989);
Программа принципов СДП Германии;
Программа СДРП Швеции;
Проект новой Программы СДРП Швеции;
Программа французской СП;
Декларация принципов СДП Украины;
Программа Латвийской СДРП;
Проект программы СДП Эстонии;
"В интересах человека" (Рабочая программа СДП Дании);
"Глядя в будущее" (Политическая платформа Лейбористской партии Великобритании).
* * *
Состав программно-политической комиссии, готовившей Программу: Болдырев В., Быстрицкий А., Волков Л., Ганковский В., Губарев В., Гуревич А., Кудюкин П., Куликов В., Лившиц В., Магарил С., Марков С.(председатель), Оболенский А., Ракитская Г., Румянцев О., Темкин Г., Шенкман Б., Янков К.
В работе также принимали участие Дзарасов С., Орлов Б. в качестве экспертов.
Общая редакция: П.Кудюкин, В.Лифшиц, С.Марков, А.Оболенский, О.Румянцев, В.Чернецкий.