Заголовок:
IV съезд СДПР. Проекты материалов
Источник:
Копия оригинала
Дата:
1992-05-07 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

К работникам российского здравоохранения Обращение IV съезда СДПР

Мы, социал-демократы России,
- разделяем вашу озабоченность усугубляющимся кризисом здравоохранения;
- считаем справедливым ваше недовольство падением и без того низкого жизненного уровня медиков;
- выражаем солидарность с вашей борьбой за улучшение условий жизни и труда и признаем ваше право на забастовку.
Вместе с тем мы выражаем тревогу и озабоченность тем, что заложниками вашей справедливой борьбы становятся нив чем не повинные люди. Только отчаянием можно объяснить отказ от оказания медицинской помощи. Объяснить, но никак не оправдать! Нарушение клятвы Гиппократа и Уголовного кодекса недопустимо. Все последствия неоказания медицинской помощи лягут на рядовых медработников, вплоть до уголовной ответственности.
Кто защитит вас от справедливого негодования народа?
Кто будет отвечать за последствия неоказания медицинской помощи: переход острых заболеваний в хронические, рост травматизма, наконец, смертности?
Только не Федерация независимых профсоюзов!
Только не руководство профсоюза медработников!
Вы останетесь в одиночестве перед больными, перед своей совестью, перед судом.
Мы, российские социал-демократы, призываем вас, российские медики:
- бороться с обанкротившейся системой организации здравоохранения, с ее косным руководством;
- лишить своей поддержки сохранившиеся в неприкосновенности коммунистически-административные профсоюзы;
- добиваться преобразования российского здравоохранения на началах страховой медицины с целью достижения цивилизованного уровня.
Для достижения этих целей мы предлагаем:
- массовый отказ от совместительства - "крепостного права" в медицине. Это сразу заставит пересмотреть организацию и тарификацию вашего труда.
- Не отказывайтесь в выписке больничных листов, а отказ ото всех ограничений в их выписке, навязываемых врачам бюрократами. Только квалификация и совесть врача должны определять рок нетрудоспособности. И тогда больные (народ!) станут вашими союзниками, а не противниками.
- Добиваться выполнения всех правил охраны труда: строгой оплаты сверхурочных, выполнения всех условий коллективного договора и т.п. - то есть РАБОТА ПО ПРАВИЛАМ.
- Помимо повышения зарплаты, добиваться отмены подоходного налога с зарплаты работников госбюджетных учреждений. Если зарплата из госбюджета, то какой смысл имеет снова взимать налог в госбюджет?!
- И, наконец, самое главное.
Выходите из ФНПР - наследников ВЦСПС! Вам нужны подлинно независимые профсоюзы - защитники ваших подлинных интересов, а вовсе не те, кто ответственен за многолетний путь к нынешнему развалу, кто сохраняет монополию говорить от вашего имени, кто толкает вас на противозаконные действия.
Организуйтесь в новые профессиональные союзы!
Такие профсоюзы, международно признанные, готовые помочь вам в организации для борьбы за достойные условия труда и жизни, уже есть: это - СОЦПРОФ! К борьбе за здоровье России - будьте готовы!
Проект. Президенту России
Мы понимаем, что Президент - символ надежд России, гарант гражданского мира и согласия, опирающийся на все силы, участвующие в преобразовании общества, однако неоправданно долгое балансирование Президента между различными общественно-политическими силами может привести к повторению судьбы Президента союзного и срыву реформ. Поэтому мы полагаем, что Президенту пора перенести центр тяжести своей опоры с номенклатуры на широкие слои населения и призвать их не только к терпению (россиянам терпения не занимать), но и к активному участию в преобразовании отношений собственности, от успеха которого зависит судьба всех реформ.
Коренное преобразование отношений собственности в масштабах страны превращение миллионов наемных работников в собственников средств производства есть революция. Всякое половинчатое решение вопроса о собственности замедлит развитие и сохранит почву для социального взрыва. Между тем на всех уровнях власти номенклатура и многие поставленные президентом чиновники находят множество способов уклониться от выполнения президентских указов, вследствие чего реформы пробуксовывают и грозят вовсе остановиться.
Мы сознаем, что основным условием осуществления радикальных преобразований является участие широких слоев населения в проведении реформ. Любую реформу (органов власти, судебную и прочие) можно провести без народа, но преобразование отношений собственности в интересах народа без активного участия народа провести невозможно. Поэтому мы считаем, что проводимая Президентом и Правительством революция сверху должна быть дополнена мирной революцией снизу. Успех х этой революции будет зависеть от способности миллионов к социальному творчеству, от уровня их политической зрелости, воли и решимости. Этот уровень под воздействием всего происходящего в стране медленно, но неуклонно растет, и рост этот может быть ускорен не только активизацией действий демократических сил, но и изменением позиции Президента, роль которого в сложившихся условиях более велика, чем парламента и правительства вместе взятых.
Мы надеемся, что Президент обратится к народу с программой ускорения и радикализации реформ, нейтрализации сил, препятствующих преобразованиям, возврата народной собственности, похищенной в процессе номенклатурной приватизации, и президентской поддержки всех общественно-политических сил, выступающих за реформы.
Мы уверены, что такой шаг Президента уменьшит опасность социального взрыва и возврата страны в прошлое и даст новый импульс реформам.
Четвертый Съезд СДПР. Владимир Гинзбур (г. Самара)
Проект Повестки дня IV Съезда СДПР, подготовленный Подготовительным комитетом
Повестка дня IV Съезда СДПР
1. О политическом и социально-экономическом положении в стране и задачах СДПР.
2. Об организационной реформе в СДПР и уставных изменениях.
3. Отчеты членов Президиума и председателя КРК.
4. Выборы в общепартийные органы.
5. Разное.
Проект Регламента IV Съезда СДПР, подготовленный Подготовительным комитетом 21.04.92 г.
I. Полномочия участников Съезда.
1.1. Делегатами Съезда являются члены партии, избранные по норме представительства, определенной Правлением СДПР: 1 делегат от 30 членов СДПР с округлением в большую сторону до кратного 30 числа членов партии, в соответствии с Уставом СДПР. Их полномочия подтверждаются выпиской из протокола соответствующего собрания.
1.2. Делегатами Съезда с правом совещательного голоса являются члены Правления и Контрольно-ревизионной комиссии СДПР, не избранные делегатами от территориальных организаций и Социал-демократических партий республик. Съезд вправе предоставить право участия на нем с совещательным голосом членам СДПР в случаях, не предусмотренных Уставом СДПР.
1.3. В качестве гостей на Съезде присутствуют представители зарубежных социал-демократических партий, социал-демократических партий стран СНГ и партий Российской Федерации, профессиональных союзов и союзов трудовых коллективов, предпринимательских ассоциаций.
1.4. Полномочия частников Съезда предварительно определяются мандатной комиссией Оргкомитета Съезда. Начало регистрации - 19.00 6 мая 1992 года. Делегатам Съезда с решающим голосом мандатная комиссия Оргкомитета выдает временные мандаты, делегатам с совещательным голосом, гостям и наблюдателям - постоянные мандаты.
II. Порядок проведения заседаний
2.1. Съезд проводится 7-10 мая 1992 года.
2.2. Ежедневно проводятся утреннее и вечернее заседания. Начало утреннего заседания - 10.00, перерыв - 11.45-12.00, окончание - 14.00. Начало вечернего заседания - 15.30, перерыв - 17.30-17.45, окончание - 19.30 (может быть перенесено на более поздний срок по решению Съезда).
2.3. В первой половине первого дня проводится рабочее заседание Съезда, на котором принимаются Регламент, повестка дня и порядок работы, а также избираются рабочие органы (за исключением редакционных комиссий) Съезда. Решения на рабочем заседании принимаются простым большинством голосов от присутствующих делегатов. Председательствует на рабочем заседании Председатель КРК СДПР.
2.4. Официальное открытие Съезда - в 12.00 первого дня.
2.5. В начале каждого заседания, начиная с вечернего заседания первого дня Съезда, проводится регистрация делегатов.
2.6. Заседания правомочны, если на них присутствуют не менее половины зарегистрированных на Съезде делегатов с решающим голосом.
III. Рабочие органы Съезда.
3.1. Рабочие органы осуществляют организацию работы Съезда.
3.2. Распределение обязанностей между членами рабочих органов осуществляется по согласованию между ними.
3.3. Изменения состава рабочих органов производится, если за это проголосует не менее 2/3 делегатов, зарегистрированных на Съезде.
3.4. Президиум Съезда:
- обеспечивает рассмотрение вопросов, включенных в повестку дня;
- обеспечивает соблюдение утвержденного порядка работы Съезда и настоящего Регламента;
- определяет председательствующего на заседании;
- руководит техническим секретариатом Съезда;
- решает связанные с ходом проведения Съезда оперативные вопросы, не отнесенные к ведению других рабочих органов.
3.5. Мандатная комиссия Съезда:
- проверяет полномочия делегатов, гостей и наблюдателей Съезда на основании данных мандатной комиссии Оргкомитета;
- рассматривает заявления участников Съезда по вопросам полномочий:
- после открытия Съезда представляет доклад, подлежащий утверждению Съездом;
- перед началом утреннего заседания второго дня Съезда обменивает временные мандаты делегатов на постоянные.
3.6. Секретариат Съезда:
- обеспечивает ведение протокола и запись в список выступающих в прениях;
- принимает и регистрирует все заявления (предложения) участников Съезда и направляет их в Президиум, Мандатную, Счетную и редакционные комиссии Съезда.
3.7. Счетная комиссия:
- обеспечивает подсчет голосов при открытом голосовании и тайном;
- обеспечивает процедуру поименного голосования, включая составление протокола;
- обеспечивает процедуру тайного голосования, включая утверждение формы бюллетеня и составление протокола.
3.8. Редакционные комиссии избираются из делегатов Съезда для выработки проектов документов после окончания прений по обсуждаемому вопросу. В состав редакционных комиссий входят докладчики (содокладчики). Редакционные комиссии рассматривают все поступившие в письменном виде предложения и поправки по проекту документа и докладывают Съезду разработанный проект.
3.9. Технический секретариат Съезда:
- формируется Оргкомитетом Съезда;
- обеспечивает фиксацию (стенографирование, магнитофонную запись и их дешифровку) хода Съезда;
- распространяет среди участников Съезда информационные материалы;
- осуществляет техническое обеспечение Съезда.
IV. Порядок рассмотрения вопросов
4.1. По основным вопросам повестки дня Съезд заслушивает докладчиков (содокладчиков), проводит прения, рассматривает проекты документов и принимает решения.
4.2. Для основного политического доклада предоставляется до 40 мин., для доклада Уставной комиссии СДПР - до 30 мин., для содокладов - до 20 мин., для ответов на вопросы - до 10 мин., для заключительного слова - до 5 мин.
4.3. Для выступления в прениях предоставляется 5 мин. в порядке очередности подачи письменных заявок (с указанием времени подачи заявки) в Секретариат. Слово должно быть предоставлено всем делегатам; подавшим заявки до начала прений по обсуждаемому вопросу. Для повторного выступления предоставляется 2 мин. Решение о прекращении прений принимается Съездом двумя третями голосов присутствующих делегатов.
4.4. Для выступлений по порядку ведения, мотивам голосования и для справки предоставляется 1 мин. Делегаты в этом случае поднимают мандат и свободную руку. Слово по порядку ведения не может использоваться для высказывания по существу рассматриваемого вопроса. Слово по мотивам голосования может использоваться только для обоснования позиции непосредственно перед голосованием. Слово для справки может использоваться только для изложения фактических сведений или обстоятельств. Делегат, нарушивший данные требования, может быть лишен слова до конца заседания.
4.5. Для выступлений гостям Съезда предоставляется 5 мин.
4.6. Председательствующий не вправе комментировать выступления участников Съезда. Он может в ходе заседания выступать по порядку ведения или давать справки в пределах 1 мин.
V. Порядок принятия решений
5.1. Участие в голосовании принимают делегаты с правом решающего голоса.
5.2. По всем вопросам, за исключением выборов в общепартийные органы, производится открытое голосование путем поднятия мандатов. Съезд вправе по рассматриваемому вопросу большинством голосов принять решение о проведении тайного голосования.
5.3. По вопросам принятия основного политического документа и изменений Устава СДПР решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины зарегистрированных на Съезде делегатов. По всем остальным вопросам решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины делегатов, зарегистрированных на начало заседания.
5.4. Проекты документов принимаются к рассмотрению на Съезде только в случае, если они распространены среди делегатов не позднее, чем за 6 часов до начала рассмотрения данного вопроса. На проекте документа обязательно указывается дата его составления (и время при составлении нескольких вариантов в течение дня). Проекты документов, не имеющие авторства, не рассматриваются. Все проекты документов регистрируются Секретариатом Съезда.
5.5. Альтернативные проекты документов выносятся на голосование для принятия одного из них за основу. В качестве поправок на голосование ставятся только формулировки, представленные в Секретариат в письменном виде в установленные сроки. При наличии единственного варианта проекта документа проводится голосование о принятии его к рассмотрению.
VI. Выборы в общепартийные органы
6.1. Выборы общепартийных органов и должностных лиц проводятся в два тура жестким тайным голосованием. Во втором туре голосования в бюллетень включаются по два кандидата на каждое оставшееся вакантным место, набравшие в первом туре наиболее количество голосов.
6.2. В бюллетень для голосования включаются кандидатуры, представленные в письменном виде в Секретариат Съезда в установленные сроки.
6.3. В бюллетене указывается:
- фамилия, имя, отчество кандидата;
- территориальная организация или Социал-демократическая партия республики, на учете в которой состоит кандидат;
- кем выдвинут кандидат.
6.4. Избранным считается кандидат, набравший более 50 голосов.
VII. Принятие и изменение Регламента, повестки дня и порядка работы Съезда
7.1. Регламент, повестка дня и порядок работы Съезда принимаются на утреннем рабочем заседании первого дня Съезда и действуют до окончания работы съезда.
7.2. Решение о внесении изменений в Регламент Съезда может быть принято, если за это голосует не менее двух третей делегатов, зарегистрированных на Съезде.
* Использованные материалы:
- Регламент Учредительного Съезда СДПР;
- Регламент III-го Съезда СДПР;
- Устав СДПР.
IV СЪЕЗД СДПР. ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ СЪЕЗДА "СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ ЗА ОТВЕТСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В НОВОЙ РОССИИ"
Проект Социал-демократы за ответственное партнерство в новой России (основной политический документ IV съезда СДПР)
1.
Немногие периоды в истории России сравнимы по насыщенности событиями с годом, прошедшим между III и IV съездами СДПР. Достаточно назвать окончательный крах КПСС как ведущей политико-административной структуры, прекращение существования СССР и начало формирования на его месте нового содружества с пока еще неустоявшимися контурами, мучительное становление демократической российской государственности.
В форму открытой разрухи перешел хозяйственный кризис, в котором сплелись элементы циклического и ряда структурных кризисов экономики, износ производственного аппарата, распад хозяйственных связей на фоне глубочайшей структурной разбалансированности, угрозы деиндустриализации, истощения ресурсов.
Усложнилось формирование "нового среднего класса", представители которого в ухудшающихся экономических условиях не находят достаточной поддержки. Легко уже различимы сравнительно узкий слой преуспевающих бизнесменов от экономики или политики и основная, с трудом держащаяся на плаву, масса.
Люмпенизация становится уделом все более широких слове трудящихся, населения в целом, возникает "новый нищий класс". Все силы уходят на борьбу за элементарное выживание. Утрачивается прежняя вера в гарантированную защиту со стороны государства. Все сильнее становятся настроения, отчаяния, разочарования, озлобленности,апатии. Эта часть населения все больше выпадает из нормального политического процесса, увеличивая неустойчивость и непредсказуемость ситуации.
Сохраняется опасность фашизации, но при этом следует учитывать, что жупел "красно-коричневой угрозы" активно используется как политическое оружие неономенклатуры, выгодно оттеняющей себя на этом фоне.
2. России предстоит решать невиданную еще в истории совокупность задач. Именно их сложность заставляет социал-демократов России сделать ответственный выбор: стать партией модернизации и возрождения России, силой, наиболее последовательно выступающей за раскрепощение того творческого начала, которое таится в глубинах нашего народа.
Именно в "возобновимом ресурсе" способностей, в кадрово-квалификационном потенциале людей труда мы видим надежду на успех модернизации. Трудящиеся наиболее заинтересованы в переходе России к современным способам жизнедеятельности, производства, культуры.
СДПР принадлежит своя роль как партии защиты интересов людей труда, партии социальной демократии, свободы, справедливости и солидарности. Элитаристские настроения, попытки основывать политику на интересах избранных узких групп ведут на самом деле к резкому сужению базы развития и подрыву его будущего. Мы должны противопоставить работу по достижению действенного равенства возможностей в проявлении инициативы.
В то же время мы против мифологизации понятия "трудящиеся", против классовой мистики. СДПР ориентируется прежде всего на их наиболее квалифицированную и динамичную часть, которая обеспечит выход России из кризиса, настаивая в то же время на защите тех, кто не по своей вине с трудом "вписывается" в новое общество.
Постепенно растет количество лиц, которые уже полагаются главным образом на силу собственных головы и рук, на сотрудничество с обществом. Несмотря ни на какие трудности, крепнут ростки гражданского общества.
Для СДПР есть широкое поле деятельности по поддержке самоорганизации граждан - как противовеса люмпенизации. Каждая партийная организация, каждый активист должны посмотреть - что они могут сделать для содействия становлению и работе свободных профсоюзов, предпринимательских объединений, ассоциаций потребителей, органов самоуправления по месту жительства,: экологических и гражданских инициатив, для обеспечения равных прав различных религий. Эта работа требует упорства и выносливости, готовности трудиться, не ожидая немедленных блестящих успехов. СДПР не партия-однодневка, мы рассчитываем на длительное существование, которое невозможно без глубоких корней в обществе.
3. В начале 1990 года СДПР взяла на себя ответственность, став первой политической партией новой России. В мае 1991 года СДПР выдвинула Б.Ельцина кандидатом в Президенты РСФСР и взяла курс на критическую и корректирующую поддержку реформ. Теперь, в мае 1992 года, СДПР не должна поддаться панике, кликушеству6 призывам к оппозиционерству курсу реформ. Кричать "нет" и "долой" легко, гораздо труднее заставить услышать наши предложения и добиться их выполнения. (Пустоветов Н.И. (Комсомольск-на-Амуре) - последние 2 фразы снять).
IV съезд СДПР вынужден констатировать, что проводимый Президентом и Правительством курс реформ нуждается в изменении его социальной ориентации и методов осуществления.
Мы не считаем провалившимся политический курс, выработанный партией на III съезде (Пустоветов Н.И. - фразу снять). Будучи партией реформистской, нам не нужно радикально сворачивать на принципиально новые рельсы, мы принимаем решение уточнить облик и место партии в новой России, подправив прежнюю линию корректирующей и критической поддержки идущих реформ.
СДПР намерена использовать политические возможности для защиты жизненно важных интересов народа.
Ответственность социал-демократов сегодня заключается в гораздо более активном участии в российской политике. IV съезд СДПР принимает решение определит свое отношение к органам власти в нынешних условиях как "курс на ответственное взаимодействие с властью во имя реформ в новой России в рамках программы социал-демократов".
Суть его в том, что партия готова внести свой вклад в реализацию конкретных направлений политики по своим предложениям, согласованным с Правительством - на основе протоколов6 устанавливающих ответственность и полномочия, передаваемые ее представителям.
СДПР готова участвовать в работе на следующих направлениях: приватизация, политика, конституционная реформа. Естественно, партия рассчитывает не только на свои силы, но и на своих союзников и близких к социал-демократии беспартийных специалистов.
IV съезд уполномочивает руководство СДПР, Правление и Комиссию по переговорам продолжить начатые переговоры с Правительством по указанным вопросам. В случае положительных результатов этих переговоров, Правление партии объявляет о начале ответственного взаимодействия.
При отказе Правительства от коррекции своей политики или при изменении ее в направлении интересов номенклатуры СДПР оставляет за собой право ухода в конструктивную оппозицию.
Деятельность СДПР в рамках ответственного взаимодействия должна согласовываться с работой парламентской коалиции в поддержку демократии и реформ, а также должна быть открыта для присоединения союзных партий.
Взаимодействие с властью не предполагает безусловной и односторонней поддержки всего, что делается ею.
4. В своих оценках социал-экономической политики, проводимой Правительством России, и своих действиях СДПР исходит из нескольких ключевых фактов:
- до сих пор осуществлялись меры по расчистке пространства для коренных реформ, которые еще впереди; (Пустоветов Н.И. - дефис снять)
- значительная часть мер Правительства в области экономики носила вынужденный характер;
- "монетаристская" логика, которой руководствуется финансово-экономический блок Правительства, в целом далека от социал -демократических принципов и ценностей;
- сейчас самый неподходящий момент для резкого слома логики реформ - такой слом приведет к хаосу и окончательной потере управляемости;
- необходимые изменения в политике должны вписываться в существующую логику реформ.
При очевидных трудностях, порожденных или вскрытых действиями Правительства, имеются и положительные последствия. Началось выравнивание глубоких ценовых диспропорций. В перспективе мы получим ценовые соотношения, свойственные мировой экономике. Это позволит остановить разграбление России, ускоренное фактической открытостью основного капитала и грядущие в ближайшее время банкротства при всей тяжести их социальных последствий создают предпосылку для необходимой структурной перестройки экономики и прорыва к современному технологическому укладу. Этот процесс нуждается в серьезной финансовой и технологической помощи мирового сообщества, которую смогло обеспечить правительство. Обесценение захватываемого капитала, необходимость совсем иных хозяйственных навыков и квалификации в целом подрывает позиции номенклатуры, в том числе и "обновленческой" ее части. Именно с этим связано массовое недовольство Правительством среди хозяйственной администрации.
Следует указать на отсутствие реальной социальной базы реформ и чрезвычайную опасность этого. Ельцин повторяет главную ошибку Горбачева. Правительство пытается вольно или невольно играть роль всезнайки, стоящего над обществом, продолжая этим старую российскую традицию, в том числе и традицию прежних хозяев Старой площади.
Первый кризис социально-экономической политики Правительства, свидетелями которого мы стали накануне и в дни VI съезда народных депутатов России, проявился в том, что финансово-стабилизационные меры вступили в опасное противоречие с задачами обеспечения социальной стабильности и последовательного проведения структурных преобразований. Социальная политика не встроена в общую логику экономических реформ, а сводится лишь к "пожарным" мерам социальной защиты, как правило запаздывающим, недостаточным и подстегивающим инфляционные процессы. При этом Правительство не обращает внимания, что его элитарно-технократический подход не воспринимается гражданами.
В ходе и после съезда обострилась борьба по вопросу, в какую сторону будет скорректирована политика правительства, резко усилилось давление со стороны неономенклатурных сил.
Вот почему СДПР обязана добиться, чтобы ее корректирующий голос был услышан властями.
5. Необходимо внести серьезные изменения в политику Правительства в плане ее социальной ориентации (учтена редакция Пустоветова Н.И.) при сохранении ее общей экономической логики. (Оболенский: снять последние слова).
Суть этих изменений должна состоять в следующих мерах, рассматриваемых в едином пакете.
(Сухарев М.В. (Петрозаводск) - Социал-демократы считают, что демократический путь к рыночной экономике связан с соблюдением строжайшей законности в процессах приватизации, к решительному повороту от номенклатурной приватизации к справедливом распределению общенародного богатства, с созданием на этой основе широкого слоя собственников, с опережающей социальной защитой малообеспеченных слове).
1. Социал-демократы выдвигают задачу возрождения национального могущества через модернизацию и рост современного промышленного производства. Наша задача - вернуть России вкус и навык к производительному и цивилизованному труду. Необходима серьезная программа бюджетной, налоговой, организационной, научной поддержки российской промышленности, отечественных технологий, инноваций, дизайна. Через поощрение малого и среднего предпринимательства предстоит добиться роста отечественного капитала, но не спекулятивного, а производственного.
2. В условиях предстоящих массовых банкротств необходимо проведение политики, направленной на сохранение слоя квалифицированных работников интеллектуального и физического труда, жизнеспособных предприятий и высокотехнологических производств, важных для перехода России к современному технологическому укладу. Создание государственного агентства по санации предприятий. перенос тяжести в инвестиционных потоках с государственных на частные капиталовложения. Создание новых производств через поощрение мелкого и среднего бизнеса, в том числе с использованием на эти цели западных кредитов.
3. Изменение правительственной программы приватизации; обеспечение приватизации в соответствии со структурой хозяйственных связей6 включение всех граждан в процесс приватизации не дожидаясь открытия индивидуальных приватизационных счетов (при одновременном ускорении их введения), возможность приватизации крупных предприятий с одновременным их дроблением, поощрения создания в ходе приватизации новых производства. Более активная антимонопольная политика, противодействие монопольному поведению производителей.
4. Последовательное проведение земельной реформы. Скорейший отказ - при строгом учете местных условий - от неделимой коллективной собственности в сельском хозяйстве (содействие образованию фермерских хозяйств (принята поправка Оболенского), преобразованию колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества с правом выхода со своим паем). Государственная политика технической поддержки фермерства. Изменения в комитетах по земельной реформе. Наше участие в земельной реформе прежде всего может состоять в контроле за тем, как выделяются земельные участки гражданам, ибо эти участки кормят значительную часть населения России. (Учтена поправка Арпишкина М.В. (Стрежевой)).
5. Ускорение формирования институтов рынка и труда и защиты от безработицы. Поощрение самозанятости. Создание ведомства общественных работ, разработка программы общественных работ по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры, экологическому оздоровлению обеспечению общественных служб, в том числе с применением рутинного интеллектуального труда. Поддержка отечественной, потенциально конкурентоспособной промышленности позволит приостановить рост безработицы, прекратит травмирование психики людей труда. Самостоятельной задачей сферы образования должны стать широко финансируемые программы современного переобучения и переквалификации. Необходимы срочные и адекватные меры по социальной защите работников социально-культурной сферы. Бюджетная политика должна быть изменена в пользу достаточной поддержки здравоохранения, образования, фундаментальной науки и приоритетных прикладных разработок, природоохранной деятельности, культуры - при всемерном развитии внебюджетных источников их финансирования.
6. Нужны срочные меры против опасной тенденции прямой дебилизации населения, ухудшения генофонда. Надо срочно принять меры по защите семьи, признанию труда домохозяйки в качестве уважаемого и оплачиваемого (в виде семейных пособий), увеличению естественного прироста населения в России. Создать ведомство по защите семьи и родительства.
7. Предстоит также повернуться лицом к природоохранной работе, к активистам зеленых движений, борющихся против страшных экологических преступлений, имеющихся повсеместно. Встраивание экологических защитных механизмов в логику извлечения прибыли.
8. Введение реально действующей негосударственной системы финансирования гражданского общества и его организаций, в которой гражданин в значительной степени сам решает,. направляет ли он социально-необходимые отчисления на финансирование социально-культурной сферы в виде государственных налогов или непосредственно.
9. Для реализации скорректированной политики необходима административно-кадровая реформа, особенно на местном уровне, а также изменение информационной политики, более активное и демократическое разъяснение политики правительства и ее перспектив гражданам.
10. На основе всех этих мер коренным образом изменяется политика социальной защиты - значительная часть граждан получает возможность искать защиту в самом рынке, а для тех, кто нуждается в защите от рынка и его последствий, помощь становится более адресной и гибкой.
Социал-демократы за ответственное партнерство в новой России (основной политический документ IV Съезда СДПР)
СДПР считает обязательным сопряжение социал-экономических преобразований с последовательной реформой механизма власти.
Представительная власть, сформированная еще в старых условиях, показала свою малоэффективность. Но это не основание для ее скоропалительного упразднения или сведения к чисто формальному существованию.Совершенно недопустим роспуск высших представительных органов, съезда и Верховного Совета России. Сегодня они являются гарантами стабильности в обществе, основой федеральной власти. СДПР будет добиваться реформы системы Съезд - Верховный Совет. Съезд должен делегировать все законодательные полномочия расширенному вдвое Верховному Совету, а сам оставаться политическим форумом для народных представителей.
В Верховном Совете России уделить особое внимание разработке законов о правовой базе социального партнерства, об общественной безопасности, об изменениях в налоговой системе, корректировке структуры бюджетных ассигнований, закону о выборах, о политических партиях, проекту новой Конституции. Воссоздать социал-демократическую группу в рамках Объединенной парламентской фракции и наладить ее регулярные встречи с депутатами СДПР всех регионов и уровней.
СДПР выдвигает лозунг: весной 1993 года провести в России досрочные перевыборы Парламента и местных представительных органов на многопартийной основе. Как можно скорее восстановить работу социал-демократической фракции в Моссовете, влиять законными способами на работу мэрии, сделать Москву чище и безопаснее, восстановить управляемость города. Принимать усилия к тому, чтобы новая администрация повсеместно шла на сотрудничество с органами народного представительства, предстоит стимулировать партнерство и здесь. Поддерживать местное самоуправление, создание муниципальной милиции. Остановить рост преступности. Дать социальные гарантии работника правоохранительных органов. (Арпишкин М.В. - убрать).
Мы выступаем против сильных авторитарно-номенклатурных тенденций в исполнительной власти, прежней самодостаточности Старой площади. Наша задача: заставить власти отказаться от взятого ими номенклатурного стиля поведения и принятия решений.
Недопустимо полное пренебрежение к развитию многопартийности, третирование партий в центре и на местах. Чисто декоративным оказался протокол, подписанный Президентом с рядом политических партий. Президентский законопроект о правительстве с его запретом членам Правительства состоять в политических партиях, означает формальный разрыв протокола. "Беспартийная" политика и власть оборачивается торжеством власти, создаваемой по принципу личной преданности или подкупа, что представляет сейчас одну из основных политических опасностей.
Важно не допустить подмены федерализма региональной замкнутостью и сепаратизмом. Федерализация не должна быть подменена феодализацией, раздроблением государства, уничтожением единого конституционно-правового пространства. Членам партии предстоит активно участвовать в последовательной пропаганде положений проекта Конституции Российской Федерации, разработанного Конституционной комиссией. Для нас новая Конституция - платформа высокого общегражданского согласия, а не инструмент политических интриг. Любые референдумы сегодня - это ничто иное как насильственная инъекция в больное общество, чреватая новыми потрясениями и судорогами. Наш путь - продолжать делать предмет конституционной реформы общеприемлемым, общепонятным, только такая Конституция может стать общеобязательной. добиваться роста новой правовой культуры, повсеместного уважения к закону и праву. Активно содействовать коренной судебной реформе.
7. Мы категорически отвергаем упреки в поддержке "курса на развал СССР". Временное трагическое разъединение целого не должно нас пугать: мы сделаем все, чтобы на новой основе возникло более прочное в своем разнообразии и могуществе Содружество. Но на это уйдут десятилетия кропотливой последовательной работы. Россия может и должна стать привлекательным центром кристаллизации нового Содружества. Горизонтальные связи с дружественными партиями лево-центристского, реформистского толка в странах Содружества могут помочь в восстановлении разрушающегося геополитического и культурного пространства. СДПР вправе участвовать в создании реально действующих межпарламентских, межправительственных, информационных, предпринимательских структур СНГ. Особая роль здесь отводится возрождению Международной Социал-демократической Ассоциации (МСДА). Надо наладить практику поездок социал-демократических "миссий мира" в районы межнациональных столкновений. Вместе с тем, СДПР исходит из общенациональных интересов России, которыми торговать и поступаться невозможно.
Нам невозможно становиться партией "в собственном соку". Наш козырь - сопричастность к международному движению и надо его умело использовать в расширении контактов, в политике "европеизации" и модернизации России, расширения самоуправления на местах. Мы намерены и дальше использовать межпартийные контакты для вовлечения России в политическое пространство Европы, в работу Европарламента, Совета Европы, других континентальных структур.
Социал-демократическая особенность заключается в нашем методе: социальное партнерство на всех уровнях. Внедрение социал-демократической культуры требует действия на всех уровнях тлеющего конфликта. Партнерских отношений явно недостает в России. Партнерство между обществом и государством, работником и работодателем, потребителем и производителем. жителями и администрацией, народом и властью мы сознательно противопоставляем классовой, социальной, религиозной, национальной вражде и ненависти - которыми сегодня наполнены лозунги многих других партий.
Мы будем добиваться устранения дискриминации по национальному, социальному, религиозному, половому признакам.
Последовательная, без шараханий линия СДПР постепенно завоевывает признание со стороны коллег и союзников. начала формироваться лево-центристская коалиция: идя к многопартийным выборам, мы хотим расширять вес блока "Новая Россия". В складывающейся ситуации СДПР должна сделать свою коалиционную политику более активной и гибкой, последовательно расширяя влияние социал-демократических ценностей и метода. Нужно крепить сотрудничество с прямо или потенциально близкими элементами везде, где они есть. Особенно перспективны в этом отношении социал-демократическое течение в НПСР, социал-либералы, Крестьянская и Народная партии. Пришло время оглянуться также на возможных союзников слева, в партиях демократического социализма и реформизма.
Расширяя связи с рабочим и профсоюзным движением, СДПР не должна впасть в ошибку слияния с "массовым рабочим движением": мы не партия какого-либо класса. В последнее время, под влиянием монетаристской логики правительства, наша партия полевела. Но дальнейший крен в эту сторону чреват опасностью ультра-левизны и фактической смычки с неокоммунистическим экстремизмом. (Пустоветов Н.И. - две последние фразы снять).
Новая угроза - экстремизм части вчерашних демократов. Мы не должны оставлять без контроля рост всевластной и радикальной псевдо-демократической неономенклатуры.
9. Наша деятельность будет осуществляться в двух этапах.
На первом (май-ноябрь 1992 года) необходимо качественно повысить эффективность нашего воздействия на принятие политических решений. В предстоящие пол-года, в соответствии с решениям ,-го съезда депутатов России и до истечения особых полномочий Президента. Правительство будет вносить содержательные и кадровые изменения. Задача СДПР - быть в эпицентре событий, добиваясь воплощения своих установок. В этот же период необходимо добиться переноса усилий партии в сферу прикладной социальной политики, непосредственной защиты интересов различных социальных групп.
На втором этапе (ноябрь 1992 - май 1993) предстоит усилить подготовку к выборам, начинать же ее надо немедленно (учтена поправка Оболенского). Для этого СДПР примет участие в выработке нового избирательного закона, в организации общественного обсуждения новой избирательной системы, в развитии службы избирательных кампаний партии, пополнит банк данных о своих кандидатах, активизирует коалиционный поиск.
ххх
Сотрудничество является таковым только если оно является честным. Власти должны держать слово, выполняя взятые обязательства - в кадровых назначениях, при выработке политики, при создании инфраструктуры многопартийности.
Съезд предлагает всем территориальным организациям развернуть активное содействие самоорганизации и социальной защите граждан, использовать присущие социал-демократии средства и методы для самостоятельного взаимодействия с местными властями на основе учета конкретных условий, программы СДПР и основного политического документа IV Съезда партии.
Выбрав линию на ответственное взаимодействие, мы не собираемся поступаться своей честью и достоинством, не собираемся заискивать или потонуть в оголтелом хоре как бездумных "сторонников", так и безответственных "противников".
Активное соучастие в трудных преобразованиях не принесет сегодня массовой популярности. Но мы обязаны требовать результатов реформы - жестко и направленно, во имя социальной и демократической новой России.
"Остановить сползание к пропасти". Экологическая платформа СДПР. Проект подготовил Б.С.Орлов.
Российские социал-демократы считают своим долгом обратить внимание общественности на то обстоятельство, что проводимый Правительством курс рыночных реформ фактически игнорирует нарастание экологических проблем, рассматривая экономические процессы только с учетом логики рынка с его ориентацией на прибыль. И без того крайне безответственное состояние среды обитания в России продолжает ухудшаться. Это означает, что мы приближаемся к той опасной черте, когда способности природы к саморегенерации будут окончательно подорваны, и одна шестая зеленого шара превратится в мертвое пространство, не пригодное для жизни человека, Мы должны все четко осознать, что времени для принятия чрезвычайных мер остается все меньше и меньше. Надо освободиться от пагубной для общества привыкания жить на отравленной земле и дышать отравленным воздухом.
Учитывая все это, российские социал-демократы считают своим нравственным долгом первой российской партией заявить о готовности принять участие в разработке экологической программы под условным названием "выживание России".
В качестве основных положений этой программы СДПР предлагает:
1. Образовать группу по выработке программы с привлечением компетентных экспертов.
2. Исходить из главного принципа: в ложку рынка должны быть заложены экологические коррективы (производить выгодно то, что экологически полезно).
3. Связать воедино проблемы сохранения среды обитания, экологической направленности научно-технического потенциала ВПК, потребности обеспечения обороны страны с учетом экологии.
4. Разрабатывать экологическую программу России в тесной взаимосвязи с общеевропейской экологической программой и экологическими разработками наших соседей на Востоке.
Мы преисполнены желания добиться того, чтобы будущим поколениям России передать в наследство чистое небо над головой, чистые реки и озера, чистые поля и леса.
IV Съезд СДПР 10 мая 1992 г.
Постановление IV Съезда СДПР по политике Ответственного Взаимодействия с Правительством России
1. СДПР считает необходимым проведение радикальной реформы экономического и социального строя России с целью перехода к социально и экологически ориентированной рыночной экономике, равноправного вхождения России в мировое разделение труда и становления гражданского общества.
2. СДПР готова участвовать в формировании и реализации реформ Правительства на основе протоколов об ответственном сотрудничестве, устанавливающих конкретные программы, реализуемые партией, ответственность и полномочия, передаваемые ее представителям.
3. Решения об ответственном сотрудничестве обязывают к ответственности территориальные организации и подписываются со стороны СДПР Правлением и парламентской группой СДПР.
4. СДПР считает, что планируемый Президентом России запрет занятия должностей в Правительстве членами политических партий, является грубым нарушением соглашения, заключенного им с политическими партиями и заявляет о разрыве этих соглашений в случае представления таких предложений в Верховный Совет от имени Президента.
Проект Ю.Хавкина вносится редакционной комиссией по подготовке
основного политического документа.
Проект. Постановление IV Съезда СДПР
Взаимодействие с подлинно рабочими, демократическими профсоюзами является важным условием успешной деятельности и авторитета партии, в то же время, действия профсоюзов, оставшихся от тоталитарных структур направлены на дестабилизацию обстановки в стране, ужесточение социальной напряженности.
IV Съезд Постановляет:
Предложить всем членам СДПР выйти из профсоюзов, входящих в ФНПР и ВКП.
Рекомендовать членам партии содействовать созданию на предприятиях новых реальных профсоюзов.
Обратиться к руководству СОЦПРОФ с просьбой о предоставлении партийным организациям СДПР материалов по созданию и опыту работы профсоюзов СОЦПРОФ.
Проект. Резолюция по Крыму
1. СДПР считает необходимым высказать свое отношение к вопросу самоопределения Крыму с позиции безусловного права самих жителей решить судьбу полуострова.
2. Не считая правомерным его присоединение к Украине мы, тем не менее, предлагаем решать этот спорный территориальный вопрос путем переговоров между Россией, Украиной и Крымом.
3. СДПР высказывается за безусловную защиту прав русского, татарского и других народов, проживающих за пределами России, в соответствии с международными документами о правах человека.
4. Съезд считает, что вопрос о статусе Крыма может быть окончательно решен лишь в том случае, если будут проведены в России, Украине и Крыму новые демократические выборы.
5. Съезд призывает руководство России, Украины и Крыма заключить совместный договор в гарантиях мира и спокойствия в Крыму.
6. СДПР призывает к многостороннему, широкому сотрудничеству с социал-демократами Украины и Крыма, включая участие в мониторинге во время референдума.
7. Съезд поручает избрать партийную делегацию в составе ________ посетить Крым с официальным визитом в течение мая-июня текущего года.