Заголовок:
Проекты основного политического документа IV съезда СДПР Проект подготовлен О.Ю.Аболиным Основной политический документ IV Съезда СДПР
Источник:
Копия оригинала
Дата:
1992-05-07 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации
Персона:
[2] Аболин Олег Юрьевич

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

За год, прошедший со времени последнего (Третьего) съезда СДПР, политическая обстановка в России коренным образом изменилась. Страна вышла наконец из состояния мучительного топтания на месте, сделала решительный выбор, определивший направление ее дальнейшего развития. В политическом плане он означал резкое размежевание с тоталитарной однопартийной системой и отстранение от власти КПСС, в экономическом - отказ от любых концепций"обновленного социализма"; основанными на примате государственной собственности, и вступление на путь, ведущий к рыночной экономике; в национально-государственном - реальное признание права других республик бывшего СССР на самоопределение, включая право на создание ими независимых государств. В том, что этот выбор оказался именно таким, что он был сделан в пользу свободы и демократии, есть и определенная заслуга нашей партии.

Однако, создав необходимые предпосылки для выхода России из исторического тупика, в котором она оказалась, этот выбор еще далеко не предопределяет конечного успеха. И здесь приходится отметить, что, провозгласив цели, безусловно отвечающие долгосрочным интересам народа России, президент Ельцин и его команда не смогли или не захотели преодолеть в полной мере инерцию прошлого, отказавшись от традиционных, аппаратных методов политического руководства, найти новые формы, учитывающие комплексный характер кризиса, переживаемого страной, и способные сохранить тот высокий духовный потенциал, которым располагали демократические силы в результате событий августа 1991 г.
В сфере экономики это проявилось в том, что так и не был создан механизм, обеспечивающий широкое вовлечение большинства народа в процесс реформ, механизм, только и способный преодолеть воспитанную столетиями деспотизма апатию и привычку пассивного ожидания, убедить среднего гражданина в том, что именно он является отныне хозяином своей судьбы. В своей основной массе люди не почувствовали себя кровно заинтересованными в исходе реформ ни в качестве индивидуальных владельцев частной собственности ( речь идет не только о запаздывании реальной приватизации, но и о том, что на сегодняшний день лишь крайне незначительный процент населения четко представляет себе связанные с этим возможности и имеет конкретные планы на этот счет), ни в качестве членов трудовых коллективов. В условиях, когда для подавляющего большинства населения "рыночные отношения" оборачиваются лишь беспределом цен, отсутствием социальных гарантий и возможностью перепродать купленную в магазине вещь на несколько рублей дороже, социальная база реформ не только не имеет никаких шансов стать достаточно массовой, обеспечив тем самым их необратимость, но и крайне деформируется, формируясь вокруг торгово-посреднического капитала, пополняясь за счет мафиозных и люмпенских элементов и отталкивая от себя реальных или потенциальных производителей товаров и услуг, без которых немыслимо возрождение экономики России.
В сфере политики Президент и его администрация, признавая необходимость многопартийности и высказываясь за партнерство демократических политических сил, при подготовке решений и в кадровой политике продолжали ориентироваться в основном на старые номенклатурные слои, старые административные и хозяйственные структуры, что налагало неизгладимый отпечаток как на сами принимаемые решения, так и особенно на ход их реализации. Объявленная готовность тесно сотрудничать с политическими партиями оказалась на деле чисто декларативной и свелась к отдельным мероприятиям протокольного характера; немногим лучше дело обстояло в плане сотрудничества с независимыми профсоюзами и другими общественными объединениями. В этих условиях процесс формирования политики так и не приобрел достаточно гласного и состязательного характера, осуществляясь в первую очередь путем закулисных интриг анонимных лоббистских групп и выражаясь в решениях и заявлениях, нередко противоречащих друг другу и демонстрирующих отсутствие единства внутри самого российского руководства.
Наконец, в сфере национально-государственных отношений российское руководство, не оговорив при роспуске СССР даже важнейших условий действительно цивилизованного "развода" республик и не получив необходимых гарантий соблюдения прав русскоязычных меньшинств, взаимоприемлемого решения проблем Вооруженных сил, урегулирования валютно-финансовых взаимоотношений, оказалось в дальнейшем вынужденным решать эти вопросы в гораздо менее благоприятных условиях, в ходе переговоров абсолютно равных, официально признанных мировым сообществом субъектов международного права. В отношениях же с областями и автономиями самой России медлительность при разграничении полномочий центральной и местной власти (во много являющаяся следствием все той же ведомственно-номенклатурной ориентации российского руководства) нередко ставила последнюю перед выбором перед отказом от попыток как-либо повлиять на ситуацию вообще и попытками провести такие решения, которые вступали в противоречие с общероссийскими законодательными актами и в перспективе создавали угрозу сохранению территориальной целостности страны.
Все эти обстоятельства, перечисленные выше, уже не просто осложняют ход реформ; они создают ситуацию, способную в недалекой перспективе полностью дискредитировать в глазах большинства населения идеи и лозунги, с которыми выступали и продолжают выступать демократические силы, и чреватую смертельной опасностью для судьбы реформ, а следовательно, и самой России. Тот факт, что состоявшемуся в апреле 1992 г. Съезду народных депутатов РФ, с которым реакционные силы связывали определенные надежды, не удалось заблокировать ход реформ, ни в коей мере не может успокоить. Показав полную неспособность красно-коричневой оппозиции к выдвижению реалистических альтернатив и вообще к какой бы то ни было конструктивной деятельности, VI Съезд в то же время продемонстрировал ее быстро растущую организационную сплоченность, способность аккумулировать и использовать в своих целях потенциал недовольства, накапливающийся в обществе. Есть все основания предположить, что нарастание отмеченных негативных тенденций (и прежде всего в экономической сфере) уже к началу осени может привести к резкой поляризации сил и общенациональной конфронтации в условиях, крайне невыгодных для демократических сил. Следует также ясно видеть, что спектр социальных слоев и групп, которые лидеры формирующейся красно-коричневой "коалиции недовольных" могут надеяться хотя бы временно туда вовлечь, действительно весьма обширен и включает в себя от исчисляющихся сотнями тысяч беженцев из других республик до военнослужащих, переводимых служить в места, где отсутствуют элементарные условия для их размещения, от промышленных рабочих, предприятия которых не в силах вписаться в новую систему хозяйственных связей , до медиков и других работников непроизводственной сферы, недовольных хроническим отставанием их заработной платы как от заработной платы в других отраслях, так и от реального прожиточного минимума.
Критические замечания, которые российские социал-демократы высказывают в связи с политикой российского руководства, не означают принципиального пересмотра принятого партией ранее курса на корректирующую поддержку линии реформ. Более того, они закономерно вытекают из этого курса, из заинтересованности партии в их конечном успехе. Исходя именно из этих соображений, СДПР, подтверждая свою поддержку президенту Ельцину как гаранта демократического развития России, и не отмежевываясь от таких непопулярных, но необходимых мер правительства, как освобождение цен, и резкое сокращение дотаций и дешевых кредитов, являющееся предпосылкой структурной перестройки экономики, в то же время заявляет о необходимости срочной и существенной коррекции как в плане конкретного содержания политики российского руководства, так и в первую очередь в плане формирования и осуществления этой политики, и что до тех пор, пока это не сделано, она не может далее солидаризироваться с проводимым курсом в его нынешнем виде.
Считая предлагаемую коррекцию вполне реализуемой и желательной, СДПР, со своей стороны, оставляет открытой дверь для сотрудничества с администрацией Президента, при условии, что оно будет строиться на новой основе и сделает возможным реальный учет мнения партии. Исходя из этого, она в настоящее время не переходит в оппозицию правительству и не присоединяется к требованиям о его отставке. Съезд предлагает Правлению СДПР дальнейшем более четко определить отношение СДПР к правительству в зависимости от реакции последнего на конкретные предложения СДПР, других демократических сил, абсолютно исключая при любом развитии событий возможность участия в каких бы то ни было блоках и коалициях с партиями, группами и движениями националистического и коммунистического толка, препятствовавших либо препятствующих проведению реформ.
II. Наиболее важный урок, который должен быть извлечен из опыта зимы и весны 1992 года, заключается в высокой зрелости от ответственности российского народа, который, мужественно приняв на себя всю тяжесть первого этапа реформ, в основной своей массе проявил понимание и готовность идти на жертвы. Тем самым был развеян миф о якобы тотальном неприятии населением России рыночных отношений, опрокинуты прогнозы многих экспертов о будто бы неизбежном уже вскоре после либерализации цен социальном взрыве и, как следствие, необходимости осуществления радикальных рыночных реформ преимущественно силовыми методами, под прикрытием авторитарной, а то и диктаторской власти. С этой точки зрения особенно несправедливым и нетерпимым является тот факт, что и политически, и экономически народ России остается в основной своей массе вне процесса реформ.
Ситуация настоятельно требует, чтобы "верхи" и "низы", желающие жить по-новому, установили бы гораздо более тесные контакты и начали движение навстречу друг другу преодолев вязкое и упорное сопротивление разделяющего их номенклатурно-бюрократического слоя. В то же время российские социал-демократы решительно против того, чтобы решать эту важнейшую политическую задачу методом построения единой президентской суперпартии, ориентированной единственно на личность с всего лидера, или, иными словами, бороться с тоталитарным наследием столь же тоталитарными средствами. С нашей точки зрения выход состоит не в том, чтобы в придачу к официальной вертикали власти приделать еще одну, которая вскоре станет более реальной, чем первая (вспомним историю КПСС), а в том, чтобы как можно скорее развернуть кропотливую работу по организации возможно более широкого политического, социального и национального партнерства - партнерства во имя и на благо России.
Мы не питаем иллюзий относительно того, что рамки подобного партнерства могут охватить абсолютно всех. Не может быть партнерства с теми, кто отстаивает приоритет какой бы то ни было "избранной" нации над всеми остальными, вынашивает планы возвращения к коммунистическому или любому иному тоталитаризму. малопродуктивно сотрудничество с теми, кто поощряет "дикую приватизацию", кто научился ловко обменивать свое влияние в административных структурах на места в Правлениях и Советах директоров коммерческих компаний, кто, лицемерно сетуя по поводу слабости новых политических партий в нашей стране, на деле делает все возможное, чтобы затормозить становление реальной многопартийности, поскольку именно в условиях ее отсутствия, за широкой спиной Президента, а нередко и под прикрытием его полномочий им несравненно удобнее вершить дела, руководствуясь лишь собственными интересами. В то же время социал-демократы ясно дают себе отчет в том, что конструктивное оппонирование правительству в рамках общей концепции реформ, способное обеспечить разработку серьезных альтернатив, не может осуществляться в ближайшие годы с чисто социал-демократических (в том смысле, который традиционно вкладывается в это слово на Западе), либеральных, консервативных или любых других идеологических позиций, но должно основываться в первую очередь на реализме, здравом смысле и стремлении с минимальными издержками провести страну через пороги реформ. Такая основа достаточно широка, чтобы создать предпосылки для сотрудничества политических общественных сил, отражающих взгляды и интересы большей части населения страны, и она же позволит решить задачу действительного вовлечения общественности в процесс преобразований. Не вылепливание искусственных подпорок власти, имитирующих слепую поддержку ее народом, а опора на уже существующие и проявившие себя независимые общественные структуры, учет интересов, выраженных людьми через эти структуры в реальной политике способны создать надежную массовую базу этому процессу. Съезд поручает Правлению СДПР обсудить содержащиеся в документе предложения по организации партнерства с другими политическими и общественными силами, и, в случае положительного отклика, начать практическую работу по их осуществлению.
Социал-демократы России считают возможным уже сейчас выдвинуть целый ряд принципиальных установок, отражающих требования партии к коррекции политического курса руководства России. В сфере экономики это - пересмотр программы приватизации в сторону ее ускорения и значительно большего упора на безвозмездные ее формы, предоставление трудовым коллективам права выбора между несколькими моделями приватизации, юридически и экономически обоснованное решение вопроса о собственности, "приватизированной" по номенклатурной модели в 1990- 91 гг. и фактически изъятой из сферы нормальной приватизации, ревизия налоговой системы с целью усиления налогового обложения биржевого и посреднического капитала и, за счет этого, стимулирование мелких и средних производителей, в особенности выпускающих продукцию первой необходимости ; в сфере политики - реальное содействие становлению многопартийности, создание элементарных организационно-технических условий для деятельности зарегистрированных партий в центре и на местах, формирование на областном и республиканском уровнях консультативных советов с участием глав администрации и представителей партий, представленных в центральных и местных органах власти, проведение выборов в местные органы власти не позднее окончания 1992 г., принятие новой Конституции и проведение новых выборов Верховного Совета в течение 1993 г.; в сфере национально-государственного строительства - жестко отстаивая единое политическое, экономическое и правовое пространство России, существенно расширить полномочия регионов, прежде всего в налоговой и бюджетной областях; по возможности сохраняя СНГ и зафиксировав в его рамках те договоренности, которых способны достичь его участники, незамедлительно начать консультации на общественном и межправительственном уровнях в целях формирования более тесного государственного объединения тех республик, которые готовы двигаться по пути сотрудничества дальше, совместно преодолевая последствия форсированного распада Союза. Подобное объединение предполагало бы полную ликвидацию между образовавшими его республиками любого рода таможенных барьеров, единую валюту, единые (за исключением национальных гвардий) вооруженные силы и стало бы, на наш взгляд, жизнеспособным, если бы в него вошли, как минимум, Россия, Беларусь и Казахстан. Что касается проблемы границ, то социал-демократы подчеркивают, что включение в состав России территорий, оказавшихся в настоящее время под юрисдикцией других республик, пусть даже и населяемых преимущественно русскими, не может и не должен быть самоцелью правительства России, что не исключает, однако, постановки этого вопроса только по инициативе самого населения этих территорий и только в случае проведения по отношению к нему властями соответствующей республики явно дискриминационной политики, либо открытого применения силы.
СДПР подчеркивает взаимосвязь перечисленных направлений, что предопределяет необходимость единой, комплексной политики, увязывающей их воедино. Так, например, урегулирование политических отношений между республиками бывшего союза даст зримый экономический эффект, а скорейшая приватизация по демократическому типу через инвестиционные счета косвенно поможет сохранить единство России, так как жители одних, относительно слаборазвитых и аграрных регионов начнут вкладывать средства в другие, где число приватизируемых объектов больше, а условия являются более выгодными.
Наконец, СДПР считает необходимым привлечь внимание к вопросу о необходимости укрепления власти. Мы решительно отвергаем такую постановку вопроса, при которой демократическая власть ассоциируется с властью слабой, неэффективной, с коррупцией, бюрократизмом, всеобщим падением дисциплины на производстве и транспорте, грязью и криминогенной обстановкой на улицах. Для того, чтобы добиться очевидного для всех прогресса в решении этих проблем, совершенно не обязательно дожидаться завершения рыночных преобразований, а фактическое их усугубление связано отнюдь не с избытком, а скорее с недостатком подлинного демократизма. Помимо все той же преобладающей прономенклатурной, ведомственно-бюрократической ориентации власти нет никаких непреодолимых препятствий тому, чтобы уже сейчас ввести эффективный общественный контроль над ведомствами-монополистами, чья деятельность вызывает наибольшее число нареканий (скажем, МПС и Минсвязи), включающий и санкции к ним за невыполнение своих обязательств по отношению к клиентам, чтобы наладить охрану порядка и патрулирование улиц больших городов (высвободив для этого значительные силы хотя бы путем запрета отвлечения их на охрану в рабочее время по контрактам коммерческих объектов) и пресечь действия рыночной мафии, контролирующей цены на продукты, и многое, многое другое. Главное - чтобы каждый гражданин на своем повседневном опыте ощутил изменение отношения к нему власти - того отношения, которое сформировалось в последние 75 лет. Складываясь из множества мелких актов, каждый из которых может и не иметь в отдельности явного политического значения, это отношение порождает ответное отношение гражданина к власти, способное стать фактором колоссальной значимости для судьбы реформ, а стало быть, и судьбы России.
Следуя социал-демократической традиции, мы не претендуем на монополию на истину. Это относится и к соображениям, высказанным в данном документе. Внутри партии и вне ее, в парламентских залах и на площадях мы готовы продолжать их обсуждение и вместе с другими демократическими и подлинно патриотическими силами искать пути скорейшего и наименее болезненного выхода из кризиса, переживаемого страной. В этот тяжелейший для России момент, мы вновь призываем к партнерству и сотрудничеству всех тех, кого объединяет с нами боль и беспокойство за сегодняшний день и вера в день завтрашний, кто хочет двигать страну вперед, а не назад, кто разделяет нашу убежденность в конечном торжестве в нашей стране принципов свободы, справедливости и солидарности.