Заголовок:
Тезисы политического доклада IV съезду СДПР (и проект Политической резолюции съезда) П.М.Кудюкина
Источник:
Копия оригинала
Дата:
1992-04-25 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации
Персона:
[2] Кудюкин Павел Михайлович

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

1. Итоги прошедшего года

Немногие периоды в истории России сравнимы по насыщенности событиями с годом, прошедшим между III и IV съездами СДПР. Достаточно назвать окончательный крах КПСС как политико-административной структуры, развал СССР и начало формирования на его месте новой системы государств с пока еще неустановившимися контурами, мучительное становление новой российской государственности.
В оценке произошедшего следует избегать крайностей. Одна из них - переоценка глубины изменений, непонимание силы старых социальных групп, инерции старых процессов и структур, преувеличенное представление об уже достигнутых успехах демократии. Впрочем, такие настроения, свойственные первым послеавгустовским неделям, прошли достаточно быстро, а СДПР с самого начала не пользовались популярностью. Другая, не менее опасная, тенденция - полное отрицание качественных перемен, подход к социально-политическим процессам как полностью преемственным с "перестройкой", а то и просто как к результату заранее просчитанной и последовательно осуществляемой стратегии закулисных сил, "Старой площади" и "Лубянки" (при несомненном сохранении влияния этих структур). Еще опаснее относить объективные трудности процесса на счет чьей-то злой воли.
В форму открытой разрухи перешел хозяйственный кризис, в котором сплелись элементы циклического и ряда структурных кризисов экономики, катастрофический износ производственного аппарата при его технологической архаичности, распад хозяйственных связей на фоне глубочайшей структурной разбалансированности, неадекватная реакция старых монопольных структур на новые условия.
Ситуация по многим характеристикам схожа с послевоенной Европой при отсутствии в то же время навыков частного хозяйствования и при глубоко разрушенной даже в психологическом отношении нормальной частной собственности. Нам предстоит решать невиданный еще в истории комплекс социально-экономических проблем, где в единый узел завязаны задачи восстановления народного хозяйства, глубоких структурных преобразований, демонополизации и перехода к рыночному хозяйству.
На фоне глубокого кризиса хозяйственной системы и распада старых политико-административных структур продолжались и продолжаются противоречивые социальные сдвиги.
Прежде всего это касается расслоения старого господствующего сословия номенклатуры. В процессе его общей дезинтеграции перешла на маргинальные позиции наиболее затхлая и неповоротливая часть старой номенклатуры. Все более четко выделяется группа "номенклатурных обновленцев", втягивающая в себя и значительную часть бывших участников и попутчиков демократического движения. Ее неомонополистские поползновения достаточно полно обрисованы в документах СДПР. Но внутри самой неономенклатуры и "номенклатурной буржуазии" нарастает дифференциация по степени готовности к изменению социально-экономических структур России, к радикальности преобразований, по перспективам вписывания нашей страны в мировой рынок и в международное сообщество. Видимо, можно уже говорить о выделении очень узкой группы "реформаторов", которая готова идти на действительно серьезные изменения, а не просто более или менее заметное подновление старой системы.
Усложнился процесс формирования "нового среднего класса" представители которого в ухудшающихся экономических условиях не находят достаточной поддержки и дифференцируются на сравнительно узкий слой преуспевающих бизнесменов от экономики или политики и основную с трудом держащуюся на плаву и люмпенизирующуюся массу. Люмпенизация становится уделом и все более широких традиционных слоев трудящихся, населения в целом - в условиях разрухи формируется "новый нищий класс". Все силы людей, попадающих в него, уходят на борьбу за элементарное выживание. Утрачивая прежнюю веру в гарантированную защиту со стороны государства6 многие из них не приобретают и веры в себя и стимулов к самостоятельной активности. Все сильнее становятся настроения отчаяния, разочарования, озлобленности, апатии. Эта часть населения все больше выпадает из нормального политического процесса, увеличивая неустойчивость и непредсказуемость ситуации - она может стать опорой самых неожиданных и авантюристичных поворотов.
Но увеличивается и количество людей, которые уже не ждут поддержки от некогда всесильного государства, но полагаются на силу собственных головы и рук, на кооперативное содружество и сотрудничество с ближайшим окружением. Не смотря ни на какие трудности, крепнут ростки гражданского общества.
В ходе трансформации, которая в определенных отношениях стала уже необратимой, перед Россией в полном объеме встает проблема, где она окажется в итоге преобразований - среди развитых стран, хотя и не в первом их эшелоне, или же в третьем, а то и в четвертом мире.
2. СДПР - партия модернизации. К уточнению облика
Именно этим глобальным выбором должна в конечном счете определяться позиция и деятельность любой ответственной политической силы. Сам факт провозглашения нашей партией социал-демократических ценностей и принципов свидетельствует о нашей европейской ориентации, глубоко уходящей корнями в историю России. Но именно сейчас, как никогда, нужна конкретизация нашего облика, определение, чем же мы отличаемся от других. Без этого невозможно говорить ни о численном росте партии, ни о расширении нашего влияния, ни о серьезных успехах в нашей текущей и тем более перспективной политике.
Уточнение облика предполагает не только разработку новых идеологических и теоретических деклараций, но и - в первую очередь - выработку конкретных ответов на конкретные вопросы, повседневную работу, понятную и полезную нашим нынешним и потенциальным сторонниками.
В нашем обществе, с его квазитрадиционалистскими социальными отношениями, архаичным общественным сознанием, отсталой технологической базой и нелепой экономической структурой, но вместе с тем с богатейшим культурно-историческим наследием социал-демократия должна стать силой, наиболее последовательно выступающей за модернизацию всех сторон жизни, за раскрепощение того творческого начала, которое таится в глубинах нашего народа.
Именно в способностях наших трудящихся, в кадрово-квалификационном потенциале населения России - надежда на успех модернизации. Именно этот "возобновимый ресурс" при правильном подходе обеспечит будущее процветание и достойное место в мире. С другой стороны, никто не заинтересован так, как трудящиеся, в выходе России из нынешнего кризиса, в ее переходе к современным способам жизнедеятельности, производства, культуры.
И здесь СДПР как партии, претендующей на выражение прежде всего интересов наемного и свободного труда, как партии социальной демократии, как партии свободы, справедливости и солидарности, принадлежит особая роль. Все шире распространяющиеся в политически влиятельных слоях нашего общества элитаристские настроения, попытки основывать политику на интересах избранных узких групп ведут на самом деле к резкому сужению ресурсной базы развития, и подрыву его перспектив. Мы должны противопоставить этой тенденции работу по достижению реального равенства возможностей в проявлении инициативы. В условиях нашей страны именно здесь лежит магистральный путь обеспечения социальной справедливости. И очень важно, чтобы именно социал-демократия взялась за реализацию этого основополагающего принципа классического ( а не неоконсервативно истолкованного) либерализма.
В то же время против мифологизации понятия "трудящиеся", против классовой мистики. В нашей извращенной экономике значительные группы трудящихся против своей воли играют паразитическую роль, среди них сильны настроения иждивенчества, часто они выступают в едином блоке со своей администрацией. Выступая за интересы трудящихся, СДПР ориентируется прежде всего на ту их часть, которая обеспечит выход России из кризиса, настаивая в то же время на защите тех, кто не по своей вине с трудом "вписывается" в новое общество.
СДПР должна проявить свой модернизаторский характер в повседневной работе как в структурах гражданского общества, так и в структурах власти и управления.
Как бы не складывалась политическая конъюктуры, какие бы правительства ни стояли у власти и как бы не относилась к ним наша партия, для нее всегда остается широкое поле деятельности по поддержке самоорганизации граждан.Тем более важна такая работа сейчас - как противодействие процессам люмпенизации. Каждая партийная организация, каждый активист должны посмотреть - что они могут сделать для содействия становлению и работе свободных профсоюзов, предпринимательских объединений, ассоциаций потребителей, органов самоуправления по месту жительства, экологических и гражданских инициатив, для обеспечения равных прав различных конфессий и т.д. Это работа не на один день и не на один год, она требует упорства и выносливости, готовности трудиться, не ожидая немедленных блестящих успехов. Но и социал-демократия - не партия-одиночка, мы рассчитываем на длительное существование, которое невозможно без глубоких корней в обществе.
Работу в гражданском обществе СДПР должна тесно увязывать с постоянным воздействием на общественное сознание. О нас мало знают, и в значительной мере по нашей собственной вине. Многие из идей, ставших сейчас широко известными, были выдвинуты впервые нашей партией, но наше авторство забыто. Нужно подлинное пропагандистское наступление, и не как разовая кампания, а как постоянное направление нашей работы. В жизни россиян должны постоянно присутствовать наше имя, наши символы, наши идеи. Требуется более активное использование средств массовой информации - члены СДПР, занимающие видное общественное положение, должны неустанно напоминать о своей партийной принадлежности. Территориальные организации должны шире использовать разнообразные формы "малой" пропаганды и агитации, исходя из местных условий и проявляя изобретательность и фантазии. Особенное внимание должно обращаться на информацию о хотя бы небольших успехах в конкретных делах, прежде всего связанных с защитой интересов трудящихся и жителей от произвола администрации, от наиболее одиозных проявлений криминально-номенклатурной приватизации и т.д. Должна развиваться и просветительская деятельность партийных организаций, ориентированная как на членов СДПР, так и на всех интересующихся социал-демократией.
В том, что касается отношения с органами власти, СДПР делает сейчас важнейший за свое существование выбор. Мы можем занять одну из трех позиций:
- продолжение линии на критическую и корректирующую поддержку;
- уход в конструктивную оппозицию политике Президента и Правительства;
- более активное участие СДПР в деятельности Правительства при условии существенных коррективов в его общей и социально-экономической политике - переход к политике "ответственного сотрудничества".
Выбор одной из этих позиций должен основываться на внимательном анализе ситуации, оценке проводимых Правительством реформ, конкретных позитивных предложениях нашей партии.
3. Наши коррективы к социально-экономической политике правительства
Вокруг социально-экономической политики, проводимой Правительством России, создано много мифов. СДПР в своих оценках и действиях исходит из нескольких ключевых фактов:
- до сих пор осуществлялись меры по расчистке пространства для коренных реформ, которые еще впереди;
- значительная часть мер Правительства в области экономики носила вынужденный характер;
- "монетаристская" логика, которой руководствуется финансово-экономический блок Правительства, далека от социал-демократических принципов и ценностей;
- вместе с тем сейчас самый неподходящий момент для резкого слома логики реформ - такой слом приведет к хаосу и окончательной потере управляемости, следовательно, необходимые коррективы к политике должны вписываться в существующую логику реформ.
При очевидных и хорошо известных трудностях, порожденных (или вскрытых) действиями Правительства, у них есть и положительные последствия. Началось выравнивание глубоких ценовых диспропорций - либерализация цен, в отличие от "павловского" повышения, привела к резному темпу роста цен на разные группы товаров и в перспективе мы получим ценовые соотношения, свойственные мировой экономике. Подтягивание цен к мировому уровню позволит остановить разграбление России, ускоренное фактической открытостью границ после развала СССР. Стремительно нарастающее обесценение основного капитала и грядущие в ближайшее время банкротства при всей тяжести их социальных последствий создают предпосылку к современному технологическому укладу. Этот процесс нуждается в серьезной финансовой и технологической помощи мирового сообщества, которую смогло обеспечить Правительство.
Время от времени раздаются обвинения, что Правительство Ельцина-Гайдара выражает интересы "крупного номенклатурного капитала". На самом деле социально-экономическая политика подрывает позиции номенклатуры, в том числе и "обновленческой" ее части (обесценение захватываемого капитала, необходимость совсем иных хозяйственных навыков и квалификации). Именно с этим связано массовое недовольство Правительством среди хозяйственной администрации.
Если уж говорить о выражаемых Правительством социальных интересах, то следует указать на отсутствие реальной социальной базы реформ и чрезвычайную опасность этого. Правительство пытается вольно или невольно играть роль социального демиурга, стоящего над обществом, продолжая этим старую традицию.
Отчасти с отсутствием привязки реформы к социальным интересам связан первый кризис социально-экономической политики Правительства, свидетелями которого мы стали накануне и в дни VI съезда народных депутатов России. Он проявляется в том, что финансово-стабилизационные меры вступили в опасное противоречие с задачами обеспечения социальной стабильности и, одновременно, последовательного проведения структурных преобразований. Социальная политика не встроена в общую логику экономических реформ, а сводится лишь к "пожарным" мерам социальной защиты, как правило запаздывающим, недостаточным и подстегивающими инфляционные процессы. При этом правительство не обращает внимания6 что его элитарно-технократический подход не воспринимается гражданами.
В ходе и после съезда обострилась борьба по вопросу, в какую сторону будет скорректирована политика Правительства, резко усилилось давление со стороны неономенклатурных сил.
По нашему мнению, необходимо внести серьезные изменения в политику правительства при сохранении ее общего курса. На наш взгляд, суть этих изменений должна состоять в следующих мерах, рассматриваемых в едином пакете:
1. Изменение правительственной программы приватизации: обеспечение приватизации в соответствии со структурой хозяйственных связей, включение всех граждан в процесс приватизации не дожидаясь открытия индивидуальных приватизационных счетов (при одновременном ускорении их введения), возможность приватизации крупных предприятий с одновременным их дроблением, поощрения создания в ходе приватизации новых производств.
2. Последовательное проведение земельной реформы. Скорейший отказ от неделимой коллективной собственности в сельском хозяйстве (выделение фермерских хозяйств, преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества с правом выхода со своим паем). Изменения в комитетах по земельной реформе - замена председателей колхозов и директором совхозов на представителей демократической общественности.
3. В условиях предстоящих массовых банкротств проведение политики, направленной на сохранение жизнеспособных предприятий и высокотехнологических производств, важных для перехода России к современному технологическому укладу. Создание государственного агентства по санации предприятий. Перенос тяжести в инвестиционных потоках с государственных на частные капиталовложения. Создание новых производств через поощрение мелкого и среднего бизнеса, в том числе с использованием на эти цели западных кредитов.
4. Ускорение формирования институтов рынка труда и защиты от безработицы. Поощрения самозанятости. Создание ведомства общественных работ и разработка программы общественных работ по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры, экологическому оздоровлению, обеспечению общественных служб, в том числе с применением рутинного интеллектуального труда.
5. Введение реально действующей негосударственной системы финансирования гражданского общества и его организаций, в которой гражданин в значительной степени сам решает, направляет ли он социально-необходимые отчисления на финансирование социально-культурной сферы в виде государственных налогов или непосредственно.
6. На основе всех этих мер коренным образом изменение политики социальной защиты - значительная часть граждан получает возможность искать защиту в самом рынке, а для тех, кто нуждается в защите от рынка и его последствий, помощь становится более адресной и гибкой.
7. Для реализации скорректированной политики необходима административно-кадровая реформа, особенно на местном уровне, а также изменение информационной политики, более активное и демократичное разъяснение политики правительства и ее перспектив гражданам.
4. СДПР в политической системе
Осуществление корректировки социально-экономического курса требует серьезного политического обеспечения. СДПР должна продолжить свою линию на внесение максимума цивилизованных демократических элементов в нашу политическую жизнь.
Итоги VI съезда народных депутатов России являются наиболее яркой иллюстрацией кризиса представительной власти в России. Основная опасность кризиса в том, что он используется для дискредитации представительной власти как таковой, для обоснования авторитарных тенденций. Давно назревшая потребность общества в принятии новой демократической Конституции наталкивается на недееспособность этого депутатского корпуса. Возникла потребность в работе по законодательному обеспечению новых выборов (нужны Законы о партиях и о выборах) и приближению их сроков. В обозримом будущем может стать актуальным лозунг созыва Учредительного Собрания.
Но и в существующей ситуации не исчерпаны возможности более цивилизованного взаимодействия представительной и законодательной власти. Работа на съезде народных депутатов по созданию Коалиции в поддержку реформ, в которой активное участие приняли и депутаты-члены СДПР была героической попыткой внести элементы цивилизованной политики, нормального сотрудничества представительной и исполнительной власти - формирования парламентского большинства и взаимодействующего с ним правительства. Такая работа обязательно должна быть продолжена.
Ее необходимость тем больше, что чрезвычайно сильны авторитарно-номенклатурные тенденции в исполнительной власти. Сохраняется засилье старого аппарата, изменения в нем носят верхушечный характер. Дурная кадровая политика в центре и на местах приводит к неэффективности и коррумпированности управленческих структур, дискредитирует реформы и само понятие демократии. Притчей во языцех стали "подвиги" якобы демократических мэрий и правительств Москвы и Санкт-Петербурга.
Выражением авторитарных тенденций исполнительной власти является и фактическое третирование демократических партий в центре и на местах. Чисто декларативным оказался протокол, подписанный Президентом с рядом политических партий. Если Президент внесет Законопроект о правительстве с запретом членам Правительства состоять в политических партиях, это будет означать формальный разрыв протокола. "Беспартийная" политика и власть оборачивается клиентельным авторитаризмом, который представляет сейчас одну из основных политических опасностей.
Его зеркальным отражением оказывается тенденция к люмпенизации политики и на улице, и в залах заседаний.
Становится реальной опасность фашизации, но при этом следует учитывать, что жупел "красно-коричневой угрозы" активно используется как политическое оружие неономенклатуры, выгодно оттеняющей себя на этом фоне.
В складывающейся политической ситуации СДПР должна сделать свою коалиционную политику более активной и гибкой. Ее основой должно быть развитие логики левоцентристской коалиции политических и социальных организаций при последовательно проводимой линии на гегемонию (в грамшианском смысле), социал-демократической линии. Нужно активизировать сотрудничество с прямо или потенциально социал-демократическими элементами везде, где они есть. Особенно перспективно в этом отношении социал-демократическое течение в НПСР.
Вместе с тем в условиях глубокого кризиса нужна более гибкая политика в отношениях со всеми политическими организациями, готовыми действовать по демократическим правилам, вплоть до неономенклатурных сил типа ДДР, РДДР и руководства "Демократической России". Для противостояния тоталитарной опасности может оказаться целесообразным начать работу по заключению широкого Соглашения в защиту демократии, понимаемого не столько как коалиция, сколько как своеобразный пакт об основных принципах политического поведения на основе демократических ценностей.
Такое соглашение могло бы выступить и определенным противовесом авторитарно-"модернизаторским" тенденциям.
5. Ответственное сотрудничество ради будущего России
Наиболее целесообразным путем реализации предложенных корректив в социально-экономическую политику Правительства СДПР считает реализацию политики "ответственного сотрудничества". Суть ее в том, что партия принимает на себя реализацию конкретных направлений политики по своим предложениям, согласованным с Правительством. Эта реализация предполагает программное и кадровое обеспечение данных направлений на всех уровнях управления. СДПР готова претендовать на следующие направления: приватизация, социально-трудовая политика, антимонопольная политика. Естественно, партия рассчитывает не только на свои силы, но и на своих союзников и близких к социал-демократии беспартийных специалистов.
IV съезд уполномочивает Правление и комиссию по переговорам продолжить начатые переговоры с правительством по указанным вопросам. В случае положительных результатов этих переговоров Правление партии объявляет о переходе от политики критической и корректирующей поддержки к политике ответственного сотрудничества.
Деятельность СДПР по предложению Правительства модели ответственного сотрудничества может и должна согласовываться с работой по развитию депутатской коалиции в поддержку демократии и реформ, а также послужить примером и для других партий.
При подготовке учтены результаты обсуждений на заседании Политической комиссии Правления СДПР 29.03.92, XIII Пленуме Правления СДПР 4-5.04.92, VII конференции МО СДПР 11.04.92.
П.М. Кудюкин