Заголовок:
Проект программы СДПР "Путь прогресса и социальной демократии".
Источник:
Информационно-издательский центр "Панорама". Лето 1996 г.
Дата:
1991-05-15 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СДПРФ (СДПР). Социал-демократическая партия Российской Федерации

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

ПРЕАМБУЛА

Девизом социал-демократии является триединство - Свобода, Справедливость, Солидарность.
Каждый из нас приходит в этот мир, чтобы в сложных переплетениях человеческих судеб пронести эстафету жизни и, сохранив свою неповторимую индивидуальность, передать ее следующим поколениям. Высшая свобода - это право любого человека в любой ситуации принять самостоятельное решение, не ущемив при этом прав окружающих.
Все мы от рождения разные. Одного природа наделила выдающимся умом, другого - уникальными способностями к труду, третьего - неповторимой красотой тела или души. Не может быть скучных людей, может быть только убогая жизнь, делающая их таковыми. Помочь обществу обрести состояние, позволяющее каждому его члену найти свое Я, раскрыть в полной мере свой природный талант, реализовать его на счастье себе и радость людям - в этом видим мы справедливость.
Не каждому из нас дано пройти тернистый жизненный путь, ни разу споткнувшись на его ухабах, всегда выбирая верную дорогу на развилках судьбы. Будут и потери, и разочарования, и поражения. Не очерстветь в благополучии, не замкнуться в индивидуальном счастье, вовремя поддержать слабого, не бросить на произвол судьбы отчаявшегося - в этом видим мы солидарность.
Социал-демократы России видят будущее страны в демократическом развитии, переходе к гуманному, экологически сбалансированному постиндустриальному обществу, в равноправном вхождении нашей страны в открытое международное сообщество.
Начав сбрасывать оковы коммунистического тоталитаризма, Россия оказалась на перепутье. Полуразрушенная экономика, зыбкость социальной ситуации порождают у людей неуверенность даже в ближайшем будущем. В этих условиях приобретает решающее значение осознанный выбор основанного на поддержке народа пути развития и преодоления трудностей, способного обеспечить социальную стабильность и положительные перспективы для всех слоев общества и каждой личности.
Разделяя с соотечественниками тревогу за будущее, мы находим ответы на многие вопросы и не имеющих ничего общего с большевизмом идеях современной социал-демократии и видим выход для страны в последовательном продвижении по пути мирных социальных реформ.
Программа СДПР нацелена на претворение в жизнь следующих с.-д. принципов в их единстве:
Во-первых, ценностей свободы, справедливости, солидарности.
Во-вторых, гарантий и институтов политической, экономической и социальной демократии.
В-третьих, отношений гражданского мира, межнациональной гармонии и социального партнерства. Для их реализации мы принимаем настоящую Программу.
Это основной, но не единственный документ, определяющий политику партии. Принимаемые в дальнейшем политические резолюции по текущим проблемам, целевые программы и другие документы сделают программный поиск гибким и непрерывным, обеспечивающим обоснованность и эффективность политики СДПР.
Мы остаемся верны классическому принципу социал-демократии "Движение - все..."
1 РАЗДЕЛ: НАШЕ ПОНИМАНИЕ ПОЛИТИКИ
1.1. ПУТЬ РОССИИ В ХХ ВЕКЕ (ТУПИК КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА)
Что мы имеем - мы знаем. Как же мы пришли к столь трагическому положению?
ХХ век начался для России с надежд, но прошел под кровавым знаком небывалой трагедии. В результате революции 1905 г. и связанных с ней реформ Россия встала, хотя и недостаточно последовательно, на путь конституционного развития с элементами парламентаризма, земского и национального самоуправления, социальных гарантий. Самое главное - постепенно укреплялось гражданское общество.
Однако корыстное цепляние господствующих классов за отжившие привилегии, близорукая политика некомпетентного и безответственного правительства вкупе с эгоистической линией оппозицией, заигрывавшей с народом, привели в условиях войны к социальному взрыву. Этот взрыв был подготовлен бедственным положением широких масс, особенно обострившимся в условиях войны. Февральская революция имела все шансы снять препятствия для демократического развития, однако в силах упомянутых причин в стране установилась власть толпы, в которой ведущую роль играли деклассированные элементы, потерявшие нравственные и идейные ориентиры.
Издержки болезненного процесса модернизации, разрушение крестьянской общины, дополненные отвлечением огромных масс людей от производительного труда на фронты мировой войны, привели к стремительному разбуханию массы люмпенов.
В условиях нарастающей разрухи, неспособности культурных политических сил составить сильное коалиционное правительство и провести минимально необходимые преобразования власть была узурпирована партией большевиков, которые использовали для этого свою жесткую организацию и беззастенчивую демагогию, обращенную к низменным инстинктам толпы.
Силой были ликвидированы всенародно избранное Учредительное собрание, политические партии, демократические свободы. С этого времени в России установилась безраздельная диктатура коммунистов, полностью не ликвидированная до сих пор.
Изначально порочная утопическая цель, поставленная коммунистической партией, заключалась в построении единоукладного общества, тоталитарно управляемой и планируемой "единой фабрики". Она с неизбежностью потребовала введения в действие механизмов диктата, организованного насилия и идеологической обработки, обеспечивающих господство нового правящего слоя. Руководящей силой бюрократической системы, карательных органов и пропагандистских учреждений стал аппарат массовой компартии. Власть явилась главной категорией нового типа общества, ее увеличение и укрепление стали основной целью господствующей олигархии. Разрушение гражданского общества, концентрация трудоспособного населения в подконтрольных коллективах, огосударствление общественной жизни, уничтожение оппозиции позволили ей создать невиданную в истории форму тоталитаризма. Возникла иерархическая система, управляющая социально нивелированным населением, низведенным до положения государственных крепостных или рабов.
Большевики обещали народу мир, а дали многолетнюю гражданскую войну, которая по сути дела не завершилась и до сих пор, проявляясь в десятилетиях террора и глубоком политическом, культурном и психологическом расколе общества.
Обещали крестьянам землю, но отобрали ее окончательно, превратив их в крепостных, подвергая невиданной и при феодализме эксплуатации, истребляя голодом и жестоко расправляясь с малейшими признаками недовольства.
Страну отгородил от мира "железный занавес", изолировавший общество от мировой цивилизации. Целенаправленно уничтожались культура и обществознание, заменяясь коммунистической тотальной пропагандой и мифологией.
Человек превратился из субъекта свободной деятельности в объект манипуляции со стороны всевластной партийно-коммунистической олигархии.
Тоталитаризм - это смерть человеческого, это тупик социального развития.
Можно ли говорить о заслугах тоталитаризма в нашей стране? Мы однозначно отвечаем - нет. Небольшие "достижения", связанные с его господством, были куплены такой ценой. узнав которую, любой нормальный человек в ужасе отшатнется.
В последние десятилетия тоталитаризм вступил в стадию одряхления. Верховная власть попала под полный контроль бюрократии, которая сама стала все более и более бесконтрольной. Воспользовавшись этим, алчная номенклатура усилила безнаказанный грабеж страны, приобретая себе все новые привилегии, добавляя к ним беззастенчивые коррупционные поборы, все больше и больше превращаясь в замкнутую касту. Возникли центры власти, выходящие из безоговорочного подчинения высшему руководству (местничество и ведомственность).
Тоталитаризм разъедался и развитием реальных товарно-денежных отношений, в результате чего возникли новые собственники капитала.
Гниение страны резко усилилось, что привело к замедлению роста производства и к угрозе потери военно-стратегического паритета.
Экономический тупик, потеря управления, ослабление внешнеполитических и военно-стратегических позиций СССР вынудили номенклатурную верхушку, укрепившуюся у власти в 1985-1988 гг., приступить к осуществлению модернизаторских преобразований("перестройки"), имевших поначалу целью оздоровление и динамизацию ("ускорение") существующей системы.
В этих условиях наиболее образованные представители правящего класса выступили с лозунгом реформ. Инициатором перемен на первом этапе выступила группа, объединившаяся вокруг М.Горбачева. Ей частично удалось добиться одной из своих целей: подновить фасад коммунистической системы и повысить международный авторитет государства.
К 1990 была частично ликвидирована монополия коммунистической идеологии, стал реальным плюрализм мнений. Возникли оппозиционные политические партии. КПСС как целое лишилась политической монополии и близка к потере власти. Возникло и приобрело существенное влияние демократическое движение. Его представители, бывшие оппозиционеры, на выборах 1989-1990 добились ряда позиций в системе власти.
Но все эти перемены стали возможными не столько благодаря прозревшим лидерам КПСС, сколько вопреки им. Перемен этих добилось пробуждающееся гражданское общество: неформалы, кооператоры, движения избирателей, демократическое рабочее движение.
В этом движении достойное место обретает современная российская социал-демократия. Социал-демократы считали и считают себя частью общедемократического движения России против коммунистического тоталитаризма, за утверждение плюралистического современного общества, создание и укрепление демократического конституционного строя. Мы стремимся к единству действий со всеми демократическими силами при сохранении собственного лица, собственной политической линии, линии на утверждение в РФ ценностей свободы, справедливости и солидарности, гарантий политической, экономической и социальной демократии.
1.2. НЫНЕШНЯЯ РАССТАНОВКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
И ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
К середине 1990 можно считать законченным целый исторический этап, начавшийся в 1985, главным содержанием которого было разрушение доминирующего положения КПСС.
События 1990 г. во многом прояснили политическую ситуацию, выявили суть новых процессов. В основном исчерпал свои возможности этап расшатывания старой системы политической, административной и хозяйственной власти КПСС, получивший в политическом обиходе название "перестройка". Итоги этого этапа выразились в распаде коммунистической мифологии, начале разгосударствления КПСС, массовом выходе из нее, стремительном росте антикоммунистических настроений, разложении партийной дисциплины и централизованной системы принятия решений в КПСС, федерализации КПСС с образованием вместо единой партийно-политической власти разрозненных, хотя временами еще и сильных очагов в центрах и на местах, неравномерности и общем упадке управления.
На повестке дня стали изгнание парткомов с предприятий, деполитизация армии, МВД, КГБ и институтов образования, резкое сокращение партаппарата ввиду уменьшения размеров взносов, передача народу большей части неправедно нажитого имущества КПСС, прежде всего типографий, зданий и сооружений.
Продолжение доминирования КПСС способно затянуть кардинальные реформы общества. Поэтому лишение КПСС монопольного и бесконтрольного положения в экономике и средствах массовой информации, в армии, КГБ и образовании остается насущной задачей демократических сил, в том числе СДПР. Однако фактом является и то, что значительная часть номенклатуры уже смирилась с уходом КПСС и рассматривает ее в качестве временного орудия для реализации своей основной задачи - захвата государственной собственности и легализации этого захвата.
Вместе с тем социал-демократы РФ считают недостаточными только лишь задачи борьбы с остаточным влиянием коммунистической идеологии, простое отстранение КПСС от власти, задачи низложения, демонополизации и изъятия. Социал-демократы стремятся разработать, предложить и реализовать содержательные меры выхода общества из всепоглощающего кризиса.
На современном этапе необходимо противостоять двум главным видам монополизма: номенклатурному и постноменклатурному.
В стране есть два реальных претендента на собственность: новый средний класс и формирующаяся номенклатурная буржуазия. Последняя заинтересована в максимальном оттягивании официального начала приватизации с целью завладения возможно большей частью государственной собственности. В этом кроется коренное противоречие ее интересов с интересами нового среднего класса, который может получить собственность только через механизм приватизации. Номенклатурная буржуазия не способна возглавить производство, она будет привычно паразитировать на нем. При этом для защиты экономических позиций она будет стремиться сохранить и политическую гегемонию. Господство паразитического слоя будет сковывать развитие общества, приведет к еще большему отставанию страны. Стагнация закономерно будет перемежаться социальными взрывами.
Будучи неспособной обеспечить рост производительности, номенклатурная буржуазия потребует в качестве компенсации увеличения нормы эксплуатации, а для этого - подавления нарождающихся прав и свобод. Другим путем увеличения ее доходов станет распродажа национальных богатств нашей страны, предоставление ее территории под экологически грязные производства.
Главная характеристика этого пути развития - слияние экономической и политической власти, с тем чтобы экономическая эксплуатация надежно обеспечивалась политическим угнетением. Таким образом, политическая диктатура и жесткая эксплуатация, переодевшись из "социалистических" одежд в "капиталистические", по-прежнему рука об руку будут править в нашей стране.
Однако установление гегемонии номенклатурной буржуазии - еще не худший вариант. Продолжающаяся хищническая эксплуатация природных ресурсов и человеческих сил и талантов может привести к бунту доведенного до отчаяния народа. Этот взрыв поднимет со дна так долго копившиеся ненависть, страх, нетерпимость и выльется в вакханалию насилия, войну "всех против всех", возможно, с использованием оружия массового поражения, грозя концом человеческой цивилизации.
Альтернатива этому - создание благоприятных условий для развития нового среднего класса, демократические методы приватизации, осуществляемой с учетом гласности и под контролем демократически избранных органов власти.
СДПР выступает с позиций социального и политического партнерства, что в нынешних конкретных условиях означает: СДПР должна способствовать формированию сознания нового среднего класса, понимания им противоположности своих интересов интересам не только традиционной номенклатуры, но и номенклатурной буржуазии, а также самоорганизации демократического рабочего движения, которое может выступить решающей силой при выборе пути и не допустить свертывания демократических институтов. СДПР должна выступать инициатором создания системы социального партнерства между рабочим классом и цивилизованными предпринимателями, способствовать созданию независимых профсоюзов и союзов предпринимателей как субъектов этого партнерства и содействовать становлению его институтов.
1.3. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ
А) Кто мы СДПР - партия последовательного реформизма: мы проводим политику постоянного совершенствования общественных структур в направлении их гуманизации, демократизации и повышения результативности работы.
СДПР стремится к правовому решению всех возникающих проблем: мы добиваемся принятия на разных уровнях действенных нормативных актов, соответствующих духу и букве международно признанных правовых норм и принципов, содействуем развитию системы контрактно-договорных отношений в сферах, не поддающихся или не подлежащих прямому законодательному регулированию.
СДПР действует ненасильственными методами: мы считаем, что насилием невозможно решить экономические, социальные, политические или этнические проблемы. Вместе с тем мы признаем конституционное право народа на сопротивление узурпации власти.
СДПР - партия социального согласия и партнерства: мы стремимся к согласованию интересов разных социальных групп и достижению компромисса между ними.
СДПР - демократическая партия: мы добиваемся, чтобы как можно большее количество граждан могло участвовать в принятии решений, касающихся жизненно важных для них проблем, при этом мы стремимся к сочетанию форм представительной и прямой демократии с самоуправлением.
Б) Чего мы хотим
Мы хотим возвращения России в русло мировой цивилизации.
Мы хотим, чтобы народы нашей страны жили не в нищете и борьбе за экономическое выживание, а в довольстве и творческой деятельности.
Мы хотим укрепить гражданский мир в нашей стране.
Мы хотим возродить в цивилизованных формах терпимость и национальное самосознание народов России, в том числе и русского народа.
Мы хотим установления добрососедских отношений между народами.
Мы хотим спасти природу от бездумного принесения ее в жертву потребительскому эгоизму и некомпетентности.
Мы хотим предоставить женщине действительную свободу выбора различных форм совмещения семьи и работы, обеспечить ей право и возможность вернуться в семью.
Мы хотим возрождения религии и морали.
Мы хотим жить в обществе, в котором каждый человек может заниматься творческим трудом.
Мы хотим демократии в нашем обществе, понимая под ней участие граждан в принятии решений по всем вопросам, которые влияют на их жизнь.
Мы хотим такого прогресса, который бы качественно улучшил жизнь людей, не внося в нее разлад и отчуждение.
Мы хотим создать условия жизни, при которых молодежь смотрела бы в будущее с оптимизмом и надеждой.
Мы хотим, чтобы уважение к старшему поколению стало естественной нормой жизни каждого человека.
Мы хотим, чтобы страх, недоверие, жестокость, агрессивность и нетерпимость исчезли из нашей жизни.
Мы хотим, чтобы каждый человек мог свободно развивать свою личность, участвовать в жизни общества и этим закладывать основу личного и общественного благосостояния.
1.4. НАШИ ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ
Нас объединили идеи социальной, политической и экономической демократии.
Мы опираемся в своей деятельности на национальные и международные традиции, считаем себя продолжателями движений трудящихся за свое социальное достоинство, лучших черт либерализма. Среди наших духовных источников идеи европейского гуманизма и Просвещения; духовный опыт гуманистических религий, особенно христианства; искания мыслителей, пытавшихся постичь законы мышления и общественного развития; богатейшее теоретическое и практическое наследие и опыт международной социал-демократии. Мы считаем себя наследниками лучших черт российских либерализма, народничества и социал-демократии (меньшевизма), антитоталитарного освободительного движения.
Мы не хотим революций. Россия слишком устала от революций. Наш путь - это путь постоянной реформы, соизмеряющейся с болями и заботами конкретного человека, потребностям которого должны быть подчинены все формы общественного бытия. И это делает нас партией последовательного социал-реформизма.
Мы не навязываем свое видение общественных проблем и методы их решения. Мы предлагаем их народу, который вправе оказать нам поддержку и тем самым дать право на реализацию нашей политики. Если же наши идеи и действия не найдут одобрения, то мы безусловно подчинимся воле избирателей. Основанием для власти должны быть не сила, а разум, терпимость и компетентность. Мы считаем, что иметь власть имеет право только тот, кто готов уступить ее более достойному. И это делает нас демократической партией.
Мы будем всячески способствовать становлению цивилизованного права и уважения к нему. Все действия должны проводиться по закону и через законно избранные и утвержденные органы власти. Получив поддержку избирателей на выборах, или находясь в оппозиции, мы будем действовать через органы муниципальной (советской) и парламентской власти. И это делает нас парламентской партией.
Самореализация личности, творческий поиск ею знаний, убеждений и форм деятельности должны быть свободны не только от контроля со стороны государства, но и от прямого вмешательства общества. Наши усилия по утверждению этих принципов делают нас партией гуманизма.
СДПР основывает свою деятельность на приоритете общечеловеческих ценностей над интересами классов и социальных групп, интересы народа она ставит выше интересов любых его частей и партий. Мы стремимся понять, согласовать и гармонизировать различные, в том числе противоречивые, повседневные интересы различных социальных групп. Мы будем защищать интересы трудящихся, понимая труд в широком смысле этого слова, как деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных личных и общественных потребностей. И это делает нас народной партией.
Человек имеет право жить и трудиться в достойных условиях. Свобода требует освобождения от унизительной зависимости, от нищеты и страха. Мы выступаем за социальную защищенность каждого, за взаимопомощь людей, за внимание к тем, кто оказался в трудной, сложной ситуации. И это делает нас социальной партией.
За долгие годы господства тоталитаризм посеял среди людей семена недоверия, озлобленности и ущемленности. Мы будем стремиться к утверждению в обществе атмосферы терпимости и взаимопонимания. И это делает нас партией гражданского мира.
Мы прагматики и поэтому не призываем народ к погоне за убегающей за горизонт целью. Мы убеждены в том, что строить надо не коммунизм, а квартиры. И это делает нас партией реализма.
Основные ценности социал-демократии - это свобода, справедливость, солидарность.
Эти ценности существуют полноценно только в единстве, в живом, напряженном противоречии друг с другом. Одна лишь свобода оборачивается рабской зависимостью человека. Одна лишь справедливость оборачивается уравниловкой. Одна лишь солидарность оборачивается обезличиванием человека.
В основу всех сфер жизни общества должна быть положена свобода, рассматриваемая как естественное и неотъемлемое состояние человека. Свобода должна стать главным принципом организации экономики, политической системы, духовного развития.
Свобода деятельности и выбора каждого человека является не только мощным движущим фактором общественного прогресса, но и ценностью, благом сама по себе, безотносительно к каким-либо целям. Мера свободы людей определяется обществом, уровнем его экономического, политического, культурного развития. Среди многообразных проявлений свободы ведущее значение сегодня играют свобода иметь собственность и распоряжаться ею, свобода слова, печати, собраний и ассоциаций, свобода вероисповедания. Свобода каждого и ограничивается,и укрепляется свободой другого человека. Свобода нуждается в поддержке и защите, особенно когда это свобода меньшинства или слабого. Такая защита находит себя в справедливости, которая основывается на равном уважении права на свободу и достоинство всех людей.
Признавая естественными и благотворными различия между людьми в склонностях, способностях, достигаемых результатах, социал-демократы разделяют идею равенства политических, экономических, социальных прав и исходных возможностей людей, равенства в пользовании благами свободы и справедливости. Важнейшее условие равенства возможностей - социальная мобильность в обществе, открытость перспектив развития для каждого конкретного человека.
Все общество несет ответственность за возможно более творческий характер деятельности каждого из людей. Общество как сложная система взаимодействия различных интересов не может быть только полем их борьбы. Жизнь людей должна быть подчинена не одним лишь правовым, но и нравственным нормам, не одному лишь закону, но и совести. Люди должны помогать друг другу бескорыстно, исходя из общечеловеческой солидарности, которую нельзя достигнуть по принуждению. Тот, кто попал в беду, должен иметь возможность опереться на плечи окружающих его людей. Мы сможем жить свободными и равными в гуманном обществе только если будем помогать друг другу. Люди должны подниматься над своими классовыми и корпоративными интересами. Чувство солидарности особенно тесно связано с духовным возрождением России.
Осуществление принципа солидарности ведет к осуществлению духовного братства людей на основе общности гуманистических идеалов. Только через проявление взаимопонимания, через разрушение барьеров отчужденности есть шанс достичь общественного консенсуса в России и конвергенции в мире.
Социал-демократы предпочитают идти к прогрессу не столько через борьбу, сколько через согласие и сотрудничество. Поэтому мы стремимся согласовать и умиротворить разные интересы. Особенно важным поиск согласия, консенсуса становится в нашей стране, разваливающейся и раздираемой в столкновении интересов людей, не привыкших к терпимости и компромиссу.
Социал-демократы осуждают принесение свободы в жертву идее тотального равенства, проповедуемой коммунизмом. Всеобщая унификация ведет к отчуждению человека, угнетению его надличностными силами, неизбежно раскалывает общество на всевластных правителей и бесправных подданных, в конечном счете уничтожая вместе со свободой и равенство.
Признавая индивидуальное и имущественное неравенство, социал-демократы отвергают апологию социального неравенства, отстаиваемую неоконсерватизмом, ведущую в конечном счете к разделению общества на свободных и несвободных.
Социал-демократы не приемлют пренебрежения принципами справедливости и солидарности во имя свободы, допускаемого либерализмом. Несправедливость, рознь, эгоизм, как доказано историей, в конечном счете уничтожают свободу.
Стержень социал-демократической концепции гуманистического общества - в единстве Свободы, Справедливости и Солидарности, их взаимном дополнении и обогащении.
Мы считаем, что для достижения гуманных целей не нужно сверхстремление к ним, когда народ бредет сквозь голод и холод в недосягаемое завтра, жертвуя сегодняшним днем и живущими в нем людьми для будущего. Важно создать предпосылки для уверенного, спокойного и поступательного развития общества в направлении к этим гуманным целям. На создание таких предпосылок _ .и ориентирована наша программа.
В экономике _ .- это утверждение рынка, т.е. механизма саморегуляции, свобода форм организации производства, равноправие всех форм собственности, свобода человека распоряжаться своим трудом и его продуктами. Право собственности является экономической основой независимости личности.
России придется выбирать между двумя формами рынка: демократическим цивилизованным и хищническим, мафиозным. Социал-демократы сделают все от них зависящее, чтобы максимально сместить равнодействующую общественного развития в сторону утверждения рынка в его наиболее современных культурных формах.
В духовной сфере _ .- это возрождение морали, почти искорененной аморальным по своей сути тоталитаризмом. Это превращение образования из орудия государственной пропаганды в средство осуществления Просвещения и воспитания в духе Гуманизма.
В политике _ .- это утверждение демократии. Многострадальный народ России долго и многократно терпевший на себе иго деспотизма: монархии, толпы, коммунистического тоталитаризма, не имеет достаточно прочных навыков участия в демократическом управлении. Поэтому важнейшей нашей задачей является развитие политической культуры, основанной на взаимной терпимости, и навыков самоуправления. Основой политической демократии и плюрализма является гражданское общество, возрождение которого, заботливое пестование его ростков является важнейшей задачей социал-демократии.
Политика является необходимым элементом общественной жизни.Она присутствует всюду, где изменяются условия жизни или сознание, выражается воля и отстаиваются интересы. Однако политика не может сделать человека счастливым. Если она пытается это сделать, то превращается в тотальное регламентирование и манипулирование людьми. Политика может только создать условия для наполненной смыслом человеческой жизни и для общественного прогресса. Поэтому осуществление политики должно иметь свои границы.Хотя в сферу политики неизбежно входят власть и интересы, она должна строиться не на доминировании, а на гражданском диалоге.
Создание новой политической культуры и означает утверждение политики не в качестве доминирования сильного над слабым, а в форме открытого диалога разных. Для ведения такого диалога необходимо обеспечить гражданам возможность свободно вырабатывать, иметь и распространять свое мнение по темам, касающимся их собственной жизни или жизни их потомков.
Мы боремся за демократию, ибо она есть форма существования свободы и уважения к достоинству человека. В демократии осуществляется личная ответственность человека. Демократии угрожают монополизм в любых его проявлениях, несправедливое распределение благ, информации, прав и обязанностей, нищета и необразованность. Демократическое государство основывается на равных правах и обязанностях всех своих граждан и взаимной ответственности гражданина и государства, на политической культуре и благосостоянии. Однако права и свободы граждан существуют не для демократии, они имеют собственную ценность. Наоборот, демократия, государство и экономика существуют для людей с их правами. Мы стремимся к утверждению в России неотъемлемых прав и свобод, зафиксированных в Декларации прав человека.
Наиболее важными для России сегодня являются свободы:
-иметь собственность и распоряжаться ею;
-вырабатывать, иметь и выражать свое мнение, включая свободу слова, печати, собраний, митингов и демонстраций;
-объединяться в союзы для реализации своих многообразных интересов;
-передвижения и места жительства как в России, так и за ее пределами;
-выбора места работы и профессии в соответствии со своими наклонностями и способностями;
-национального самосознания и самоопределения;
-исповедования религии в различных формах; храмы должны быть возвращены верующим.
Общество не должно обещать человеку полного иждивения во всех случаях. Оно должно ориентировать его на самообеспечение своих интересов, предоставляя гарантии защищенности, когда человек не в состоянии решить свои жизненные проблемы. Мы понимаем социальное равенство как равенство возможностей для всех и равенство всех перед законом с полным исключением уравниловки и стремления к недостижимому фактическому равенству всех людей.
Наша задача - поиск политических компромиссов для разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов интересов, выражающих глубинную внутреннюю противоречивость между свободой и прогрессом с одной стороны, справедливостью - с другой. Солидарность мы понимаем как средство для осуществления справедливости в условиях свободы.
Мы выступаем за фактическую ликвидацию все еще продолжающейся монополии КПСС во многих областях и прежде всего в средствах массовой информации. Общество должно освободиться от всепроникающей опеки государства. Государство для народа, а не народ для государства. Общественно-политические организации должны иметь возможность на равной основе участвовать в выборах и совместно осуществлять власть в соответствии с волей, выраженной избирателями. Политический плюрализм должен быть закреплен законодательно. Организации политических партий не могут существовать в органах государственной власти, МВД, КГБ, прокуратуре, суде, общественных средствах массовой информации и в детских учебных заведениях. Необходимо обеспечить последовательное разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной - и укрепление их. В обстановке развала старых структур и проведения кардинальных реформ особенно важным становится формирование сильной, пользующей доверием народа, власти.
Коммунистический тоталитаризм приложил максимум усилий для того, чтобы превратить человека из активного, инициативного, уверенного в своих силах работника в запуганное безынициативное существо, ждущее приказов от государственных чиновников. И хотя до конца сделать этого не удалось, но общество во многом превратилось в общество потребителей и иждивенцев, уповающих не на собственную производственную деятельность, а на перераспределение. Наша задача - всячески способствовать возрождению общества производителей, проявлению активности тех, кто хочет и может много трудиться и эффективно создавать новое. Наша задача - создать условия для самых разных форм труда - инженера и рабочего на производстве, крестьянина, ученого, предпринимателя, учителя, врача, домохозяйки, активиста гражданских инициатив.
1.5. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ХОТИМ ЖИТЬ
Главной ценностью, смыслом существования этого общества является Человек. Мы хотим жить в обществе, признающем и уважающем право человека на жизнь и вытекающие из него неотъемлемые, естественные права. Жизнь человека в этом обществе объявлена священной и неприкосновенной, смертная казнь отменена.
Свобода в выборе места жительства, в реализации своего трудового и интеллектуального потенциала, в получении и распространении информации - неотъемлемые, естественные права каждого гражданина. Однако полностью независимым, уверенным в завтрашнем дне хозяином своей судьбы его делает лишь собственность. Поэтому частная собственность на средства и продукты человеческого труда признается обществом неприкосновенной.
Никто не вправе в принудительном порядке произвести отчуждение принадлежащей гражданину законно приобретенной собственности. Лишь решение суда может служить основанием для конфискации обществом неправедно нажитого капитала (имущества).
Эволюция человеческого сообщества знала свои падения и взлеты, вырабатывая все более совершенные механизмы взаимодействия общества и отдельной личности. В итоге сложилась формула, согласно которой общество не вправе вмешиваться в дела отдельного человека, пока он своими действиями не ущемляет права и свободы других людей. В то же время успех каждого отдельного гражданина приумножает нравственный и материальный потенциал всего общества, делает его прямо заинтересованным в создании условий жизни, создающих возможность для максимального раскрытия творческого потенциала каждой личности.
Социал-демократы исходят из того, что утверждение свободы, справедливости и солидарности возможно лишь при гармоничном сочетании политической, экономической и социальной демократии.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ _ .предполагает реализацию политических прав и свобод, многопартийность, народное представительство на основе свободных, всеобщих, равных и тайных выборов, соблюдение прав меньшинства, равенство всех граждан перед законом.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ _ .предполагает отсутствие концентрации экономической мощи в руках немногих, свободу экономического выбора каждого гражданина, потребителя и производителя, на основе многоукладной рыночной системы, экономическую политику государства, направленную на защиту общественных интересов, участие наемных работников в управлении предприятиями, а их профсоюзов и организаций - в осуществлении экономической политики.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ _ .предполагает первоочередное обеспечение жизненных потребностей всех членов общества, защиту их права на труд, на медицинское обслуживание, на отдых, на обеспечение в старости, при безработице или нетрудоспособности, на жилище, равенство мужчины и женщины, право на образование, доступность для всех достижений культуры, искусства и науки.
II РАЗДЕЛ: ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО
СДПР выступает за скорейшее и наиболее органичное возвращение России в открытое международное сообщество. Это достижимо только при решении четырех взаимосвязанных задач:
1) восстановления гражданского мира в самой России;
2) гармонизации межнациональных отношений;
3) развития культуры;
4) проведения дальновидной и открытой внешнеполитической стратегии.
2.1. ГРАЖДАНСКИЙ МИР
Гражданский мир в России является необходимейшей предпосылкой любого прогресса.
Сущностной чертой тоталитарно-коммунистической системы является десятилетиями непрерывно длящаяся гражданская война.
Продолжающийся распад социальных, экономических и идеологических связей опережает становление новых структур. Понижается жизненный уровень, растет насилие в самых разных формах.Исполнительная власть близка к параличу, законы не исполняются в массовом масштабе. Мораль, подорванная длительным коммунистическим господством, уже не сдерживает темные инстинкты. Огромными массами людей овладевает чувство безверия, бессилия, озлобленности и нетерпения. На политическую арену выходят безответственные истеричные политики, пытающиеся играть на низменных чувствах толпы - на мести, на склонности к насилию, на нежелании признать за оппонентом какие-либо права. Рухнули старые мифы, и пустое пространство место занимается черносотенными или необольшевистскими идеями. Мы стоим на краю. В любой момент может быть спущен курок и начнется неуправляемая реакция социальных волнений, что в стране, перенасыщенной оружием массового уничтожения, химическими производствами и АЭС может привести к катастрофическим для всего мира последствиям. В этих условиях перед СДПР и всеми цивилизованными силами встает сверхзадача обеспечить мирный, эволюционный путь России к мировой цивилизации, к экономическому, политическому, мировоззренческому плюрализму.
Гражданский мир является и самоценностью, и необходимым условием прогрессивных преобразований. Это требует:
1) достижения единства всех демократических сил;
2) установления партнерских отношений со всеми политическими движениями и идеологическими течениями, признающими приоритет общечеловеческих ценностей, включая и политических оппонентов;
3) целенаправленного поиска поддержки в рядах политических противников наиболее цивилизованных, культурных групп, способных к диалогу и признающих приоритет гражданского мира;
4) резкого увеличения расходов на культуру и образование, выведения их из-под возможного удара рынка;
5) обеспечения сильной социальной защиты, особенно на период перехода к рынку;
6) противодействия паразитическим устремлениям номенклатурной буржуазии;
7) создания единого блока "гражданский мир", включающего все цивилизованные, в том числе и умеренно консервативные, силы;
8) формирования на этой основе коалиционного правительства народного доверия;
9) противодействия выходу дестабилизационных процессов за цивилизованные рамки;
10) пропаганды во всех средствах массовой информации гражданского мира как определяющей ценности.
2.2. 1 0ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А/ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Имперская политика Центра, игнорировавшего национальные особенности, подавление национального самосознания породили нынешнюю остроту национального вопроса, грозящую взорвать весь демократический процесс.
Каскад запущенных национальных проблем обусловлен прежде всего естественным возрождением национального самосознания народов. Немаловажную роль играет и распад других социальных общностей: религиозных, профессиональных, крестьянских общин. Национализм и шовинизм заполняют опустевшие ниши. Особую остроту придает и желание многих людей найти виновника всех бед в ком-то другом, в частности, в другом народе. Но все чаще народы видят главного виновника своих бед в подчиненном Центру положении.
Однако неизбежно и сохранение теснейших отношений между субъектами возрождающейся на демократических принципах Российской Федерации - ввиду их огромной социальной, экономической и этнической зависимости друг от друга.
Принцип свободы естественно подразумевает и свободу народа как многонациональной или национальной общности людей. Социал-демократы считают недопустимым как ущемление прав гражданина на почве национальной принадлежности, так и ущемление национальных прав народов и выступают за реализацию права наций на с а м о о п р е д е л е н и е в политико-правовых, социально-экономических и национально-культурных формах.
Территориальная целостность Российской Федерации должна сохраняться не принуждением, а созданием единого экономического пространства с развитым федеральным рынком. СДПР считает, что условием гармонизации межнациональных отношений является последовательная демократизация экономических отношений.
Свобода и волеизъявление одних наций не может осуществляться в ущерб законным правам других наций или национальных меньшинств.
Поддерживая национально-освободительные движения народов Российской Федерации, стремящихся сбросить оковы централизованной тоталитарной власти, СДПР предостерегает против манипулирования этим движением в интересах национал-номенклатуры, являющейся неотъемлемой частью и порождением номенклатуры Центра. СДПР не может не выступать против допускаемой определенной частью национальных движений перехлестов и взрывов национализма.
Исходя из принципов солидарности и справедливости в межнациональных отношениях, СДПР считает необходимым оказание помощи тем народам, которые испытывают наиболее острые социально-экономические и экологические трудности и выступает за осуществление в Российской Федерации государственных программ поддержки малочисленных народов и народов, наиболее пострадавших от коммунистического правления.
СДПР выступает за то, чтобы государство и общество использовали бы весь свой авторитет для законной защиты соотечественников, находящихся за пределами Российской Федерации.
Б/ ПРОБЛЕМА СОЮЗА РЕСПУБЛИК
СДПР считает, что СССР как унитарное государственное формирование изжил себя.
Образование суверенных государств может сыграть огромную позитивную роль в переходе к плюралистическому обществу, т.к. облегчит формирование правительств, пользующихся доверием народа и поэтому способных пройти через социальную напряженность, сопровождающую коренные реформы.
СДПР прилагает все усилия, чтобы распад империи не принял хаотического характера, ибо это может повлечь за собой кровь и страдания людей. Необходима сдержанность и терпимость по отношению друг к другу. Специфика национальных проблем в том, что для их решения требуются одновременно и решительность, и осторожность. Не все государства, отходящие от империи под лозунгом права наций на самоопределение, проявляют терпимость по отношению к малым народам.
Республики, входившие в СССР, экономически и этнически тесно связаны и зависят друг от друга. Поэтому независимо от устремлений новых политиков эти республики и в будущем будут иметь многосторонние отношения. Нельзя забывать, что война тоже является формой взаимоотношения народов. Наша задача - добиться возможно более мирных, взаимовыгодных и добрососедских отношений между республиками, ставшими суверенными.
Нельзя допустить вынужденного массового исхода десятков миллионов людей. Это неизбежно приведет к массовым страданиям граждан и дезорганизации общества, а, значит, и к провалу реформ.
Мы выступаем против гипертрофированной политизации межнациональных отношений. Путем проведения переговоров, заключения связей и договоров между республиками (суверенными государствами) следует определить взаимные гарантии экономических, политических и социальных прав граждан. Необходима система межреспубликанских соглашений, устанавливающих отношения и институты в рамках сообщества государств.
Возрождение российской государственности, в котором СДПР уже сыграла значительную, хотя и не бросающуюся в глаза, роль, является огромным шагом вперед, с которым народы Российской Федерации связывают свои надежды на лучшее будущее. Возрождение Российской Федерации может стать стимулом для установления взаимовыгодных тесных экономических, политических и культурных отношений между всеми республиками, населяющими их народами.
2.3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Культура.
Социал-демократы исходят из того, что экономический и социальный прогресс - не самоцель, они служат освобождению и развитию человеческой личности; возрождение Культуры имеет в конечном счете решающее значение для демократии и мира в России.
Культуру мы понимаем в самом широком смысле этого слова: она проявляется в повседневном образе жизни, в реальном поведении миллионов людей. Речь идет и о культуре труда, культуре предпринимательства, о политической культуре, о культуре административного руководства, о семейной культуре и вообще о культуре личности и человеческого общения. Одна из сторон нынешнего кризиса в социальной, экономической, политической областях жизни - наличие структурных подвижек в культуре, появление носителей сравнительно нового типа культуры, новых средних слоев ,и столкновение их с теми, кто ориентирован на устаревшие модели поведения, на тоталитарный или патриархальный образ жизни. Возникающая модель культуры должна быть адекватна современным условиям производства, средствам коммуникации, городу и селу эпохи научно-технической революции. В нашей стране эта революция, во многих сферах жизни фактически не начавшаяся, проходит в варварских формах и оборачивается контрреволюцией против человека и природы, в то время как в цивилизованном мире наука спасает уже и человека, и природу. Опережающее развитие культуры может и должно стать одной из важнейших гарантий непрерывности и устойчивости демократического процесса в нашем обществе.
Новый тип культуры - не отрицание традиций старины и национального опыта. Напротив того, именно он и позволит сохранить их не в качестве экспонатов кунсткамеры, а превратить в органичную часть жизни общества. Конечно, необходима защита культуры от экстремистских идеологий типа коммунизма или национал-социализма. Но основной способ защиты - поддержка иного. В этом смысле одна из важнейших целей российской социал-демократии - поддержка всего того, что несет в себе развитие культуры и традиций, что позволяет человеку вполне стать самим собой, проявить свои творческие способности, свободно реализовать себя.
Социал-демократы стремятся активно противостоять господству капитала и политической власти над культурой. Государство не должно управлять или быть инициатором культурной деятельности, напротив, государственные и экономические структуры должны гармонично вписываться в Культуру общества, гарантировать сбережение национальных и региональных культурных особенностей. Культура, как особо уязвимая подсистема общества, должна быть защищена законом.
Безусловно необходимо и государственное гарантирование возможностей человека жить в благоденствии, производя и потребляя при этом культуру в тех формах, в каких человек сочтет нужным, в чем и состоит смысл цивилизованной культурной политики. Социал-демократы не хотят и не могут навязывать обществу и человеку какую-либо модель культуры, какой-либо норматив, выходящий за пределы здравого смысла и охраны общественного порядка в рамках уголовного законодательства. Однако социал-демократы не смогут принять такого типа культуры,который требовал бы ограничения естественных прав других,их возможности развиваться свободно. Одной из важнейших задач является преодоление потребительской, уравнительной и хищнической психологии и культивирование инициативы, активности и творчества. Труд, приносящий пользу или удовлетворение человеку, коллективу и обществу - главное достояние общества, позволяющее сделать жизнь людей человеческой.
Мы исходим из принципа открытости культуры и свободы доступа к культурным ценностям. Среди прочего это предполагает недопустимость произвольного ограничения доступа к библиотечным, архивным и иным фондам (секретные архивные фонды должны становиться открытыми в сроки, установленные законом).
Мы выступаем за широкую эстетизацию среды обитания человека, что, помимо воспитательного воздействия, открывает неограниченные возможности для создания экономических основ самовоспроизводства культуры. В частности, историко-географические особенности России и ее культурное наследие должны стать источником пополнения местных бюджетов (индустрия туризма) с целевым направлением получаемых средств на развитие социально-культурной инфраструктуры и культурной самодеятельности населения.
Можно выделить ряд приоритетов в области культуры:
а) осуществление структурной перестройки в соотношении производства материальных и духовных ценностей; приоритетное создание достойных условий труда работникам культуры и образования;
б) охрана прав интеллектуальной собственности;
в) деидеологизация воспитательных и образовательных концепций;
г) законодательные гарантии развития национальных культур, через национальные культуры - к культуре мировой;
д) создание общественно - государственных фондов развития культуры и некоммерческого искусства с обеспечением широкого представительства различных слоев общества в управлении ими; поддержка культурного развития в местах непосредственного проживания людей;
е) налоговые льготы спонсорам культуры и субъектам благотворительности;
ж) льготное налогообложение творческих работников; отмена государственного дотирования творческих союзов;
з) пропаганда культуры компромисса;
и) развитие культурно-социальной психологической реабилитации пострадавших групп населения (безработные, ветераны афганской войны, освобожденные из мест заключения и т.п.);
к) широкое развитие психологической культуры;
л) запрет на административное вмешательство государства в управление культурой; превращение министерства и отделов культуры местных органов власти в аналитико-консультативные органы.
Подход социал-демократов к культуре одухотворяется сверхцелью - развитие современного цивилизованного человека, творца исторического развития России, без которого самые гордые планы пойдут насмарку и без которого не может идти и речи о просвещенном и процветающем обществе. Вся политика социал-демократии - культурна, а культурная политика неразрывно связана со всей деятельностью партии.
Образование.
Социал-демократический взгляд на образование, исходящий из идей свободы, справедливости и солидарности, заключается в признании его ключевым условием решения всех проблем, начиная от прав человека и кончая переходом экономики к современным технологиям. Образование и неразрывно связанное с ним изучение, исследование различных процессов - непременное условие прогресса и совершенствования. Культурная свобода без образования неосуществима.
Характерной чертой современного образования является непрерывность. Образование должно сопровождать человека всю жизнь, позволяя ему свободно менять профессии, гибко приспосабливаться к меняющимся условиям и самому их менять. Именно это и есть свобода, вытекающая из свободы мышления, из способности прямо и честно смотреть на мир, всему давать свою оценку, свою меру. Только человек, знающий мир, может поступать в нем согласно своим убеждениям. Как часть культуры, образование дает основание для действительно нравственных поступков, для самостоятельности и независимости. Простые вечные нравственные нормы могут сложиться только в результате образования, отвечающего условиям и времени, в котором живет человек.
Мы считаем, что реализация принципов современного образования лежит в основе формирования не только человеческой, но и государственной мощи.
Для этого социал-демократия считает необходимым:
1) последовательная демократизация управления образованием, передача его местным органам власти;
2) право государства формулировать общенациональные приоритеты и поддерживать интересующие его программы за счет центральных средств;
3) неотложное принятие законов:
- о правах несовершеннолетних;
- о деидеологизации образования;
- о статусе учителя и о порядке его назначения на должность;
- о попечительских советах;
- о частных учебных заведениях;
- о льготном налогообложении спонсоров образования;
4) широкую поддержку новых форм образования: открытых университетов, лицеев, гимназий, религиозных школ, различных форм самообразования и т.д.;
5) сочетание бесплатного базового государственного образования с неограниченной возможностью использования личных средств для получения образования любого уровня и формы;
6) создание системы приоритетных исследований и прогнозирования образования;
7) развитие профессионального образования на уровне современных технологий;
8) создание сети психологических служб, охватывающей все учебные заведения;
9) государственную поддержку (постоянная статья в государственном бюджете) системы профессиональной переподготовки.
Реализация основополагающей социал-реформистской триады в сфере образования и культуры, происходя в рыночном пространстве, возможна только при участии выражающего общенациональные интересы демократического государства.
Наука и современная информационная система общества.
Социал-демократия считает, что необходимое для развития общества поднятие престижа умственного труда базируется на юридически оформленном понятии интеллектуальной собственности. Авторы открытий и изобретений признаются их собственниками, а финансировавшие их работы фирмы (предприятия, фонды) получают приоритетное право на заключение договоров об использовании соответствующих достижений науки и техники.
Финансирование фундаментальной науки должно производиться преимущественно из государственного бюджета путем выделения средств на основе конкурса идей для работы временных коллективов. Поощряются и иные источники вложения средств в науку, например, путем освобождения их от налогообложения. Средства на развитие прикладных научных исследований и изобретательской деятельности, наоборот, выделяются преимущественно хозяйственными субъектами (государственными, частными, акционерными и т.д. фирмами).
По нашему мнению, модернизация страны невозможна без современных информационных средств, которые являются нервными волокнами современной цивилизации. Без ликвидации существующего катастрофического отставания в этой сфере не может идти и речи о возврате в мировое сообщество. Решение этой задачи на основе новейших достижений мировой науки и техники требует немедленного создания и осуществления приоритетных государственных программ, а также обращения к развитым странам за финансовой поддержкой и технологическим обеспечением их реализации. Только на такой основе может быть гарантирован членам общества беспрепятственный доступ к любой информации за исключением законодательно отрегулированного перечня сведений, составляющих государственную тайну.
Осуществление политики социал-реформизма во всех областях жизни несовместимо с отказом в предоставлении информации и особенно с дачей ложной информации. Административное пресечение свободных информационных потоков должно быть объявлено преступлением и преследоваться по закону.
2.4. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ
Социал-демократы исходят из представления о целостности и взаимосвязанности мира, о единой судьбе человечества, нуждающегося на современном этапе истории в объединении усилий для решения глобальных проблем.
Основной целью внешней политики является обеспечение максимально благоприятных условий для экономического, социального и культурного развития народов России на основе благосостояния и гуманизма. Для реализации этой цели прежде всего нужен мир. Мир - это не только время, когда молчит оружие, мир означает также сосуществование народов без насилия, эксплуатации и угнетения. Мир можно обеспечить только совместными усилиями и на основе сотрудничества народов в области экономики, экологии, культуры и прав человека. Ни одна страна не может сегодня находиться в большей безопасности, чем ее потенциальный противник. Поэтому, исходя из собственных интересов, каждый должен взять на себя заботу о безопасности другого. Совместная безопасность уменьшает страх и снижает опасность вооруженного противостояния.
Внешняя политика России должна строиться на принципах мира, демократии, гуманизма и солидарности. Не может идти речь о навязывании другим народам тех или иных представлений о "прогрессивном общественном строе" или "передовой идеологии". Уважение суверенитета и взаимовыгодное сотрудничество - императив цивилизованных отношений. Необходимо полностью деидеологизировать отношения со всеми странами мирового сообщества и установить с ними нормальные дипломатические отношения. Основой прочных долговременных отношений между странами должны быть взаимные экономические отношения, интересы поддержания мира и сохранения среды обитания, всестороннее развитие гуманитарных связей.
Помощь со стороны России другим государствам должна быть существенно сокращена ввиду трудного внутреннего положения и безусловно прекращена по отношению к странам, в которых систематически нарушаются права человека. Помощь несомненно должна оказываться в тех случаях, когда это необходимо для спасения человеческих жизней.
Российские социал-демократы считают необходимым внесение основ нравственности в международные отношения. Обеспечение прав человека, участие в общемировых созидательных процессах должны стать главными критериями в отношениях с теми или иными странами.
Мы выступаем против блокового противостояния, за международный бойкот агрессивных диктаторских режимов и пресечение их авантюр мировым сообществом, за оказание политической, экономической, гуманитарной помощи народам, борющимся против оккупаций, тоталитаризма и диктатур.Мы выступаем за роспуск всех военных блоков, за создание единых европейско-американской и азиатско-тихоокеанской систем коллективной безопасности.
Обнищание стран третьего мира, где живет большая часть человечества, угрожает всеобщему миру и окружающей среде. Поэтому мы будем способствовать развитию этих стран, прежде всего через установление нового, более справедливого экономического порядка. Такой порядок будет способствовать их развитию по собственному пути, а также препятствовать хищническому использованию человеческих сил и природных ресурсов. Мы хотим в перспективе прекратить экспорт вооружений, накопление которых в этих странах не приближает, а отдаляет разрешение их проблем.
Важной задачей является включение России в европейские интеграционные процессы. Мы должны взаимовыгодно сотрудничать в этом с другими странами Восточной Европы, с которыми нас связывают общие беды, проблемы и задачи.
В рамках европейской интеграции мы будем особенно содействовать привлечению современных технологий и капиталов, широкомасштабной подготовке квалифицированной рабочей силы через работу граждан России за границей и использование иностранных специалистов. Необходима унификация стандартов, подключение к международным банкам информации, сотрудничество в области экологии и гуманитарных проблем. Для нас важно обеспечить максимально благоприятный режим и широкомасштабную помощь западных стран процессу кардинальных реформ в России.
Такая помощь должна оказываться только правительству, пользующемуся доверием народа и твердо идущему по пути реформ. Необходимо способствовать утверждению в общественном мнении западных стран, что их фундаментальный интерес заключается не столько в материальной выгоде от совместных экономических проектов, сколько в обеспечении условий для поступательного развития цивилизации.
Для создания новых и укрепления существующих гуманитарных контактов между народами нужно последовательно переходить от контактов только между официальными организациями к обеспечению возможностей непосредственного общения между гражданами. Для этого необходимо стимулировать развитие туризма, создавая для него финансовые и налоговые льготы и используя централизованные капитальные вложения.
"Советская угроза" еще не исчезла, она трансформировалась: если раньше это была гегемонистская политика безответственных правителей, то теперь это угроза распада советского социума, что чревато социальным взрывом в стране, начиненной оружием массового уничтожения.
В нашем противостоянии этим процессам мы особенно рассчитываем на поддержку со стороны западной социал-демократии, которую всегда отмечали трезвость и дальновидность. Сознавая себя частью более чем столетнего международного движения трудящихся, мы стремимся овладеть его наследием методами решения общественных проблем. Но мы не абсолютизируем опыт европейских социал-демократов. Извечно колеблющаяся между Западом и Востоком, между внешними влияниями и собственной самобытностью российская действительность не может быть уложена в рамки программ западной социал-демократии, существующей на иной социально-исторической и культурной почве. Создав противостояние грубому корыстолюбию, уравнивая неравенство и защищая интересы бедных и слабых, социал-демократы способствовали формированию на Западе общества надежного и всеобщего благосостояния. Возрождение в Восточной Европе социал-демократических идей на развалинах "реального социализма" является продолжением традиций международной социал-демократии, но в то же время и вызовом излишней предусмотрительности и осторожности традиционной социал-демократии. Мы ищем свой путь реализации в России идеалов свободы, справедливости и солидарности. Мы рады пониманию и поддержке, но неизмеримо более важной является для нас ответственность перед собственным народом, напряженно ищущим выход из исторического тупика, в который его завел коммунистический тоталитаризм.
Мы стремимся к координации действий и обмену опытом с социал-демократами Восточной Европы, пытаясь преодолеть традиционное недоверие к России, обоснованное прошлым. Мы понимаем опасность, которую несет мировому сообществу распад советской империи, и приложим все усилия для смягчения процесса. Этот процесс порождает и проблему оружия массового уничтожения, находящегося на территории СССР, которое при неблагоприятном развитии событий может попасть в руки экстремистов и безответственных политических формирований. СДПР призывает немедленно начать переговоры по этому вопросу с привлечением руководства союзных республик, Вооруженных сил, политических партий и движений, а также других заинтересованных государств и ООН. Мы будем всемерно способствовать укреплению суверенной государственности Российской Федерации и созданию мирного содружества наций на территории бывшего СССР.