Заголовок:
Интервью М.Лапшина и В.Плескачевского газете "Век"
Источник:
Век, № 26, 6-13 июля 2001 г.
Дата:
2001-07-02 (год-месяц-день)
Организация:
[1] ЕЕР. Единство - Единая Россия. Фракция в Государственной Думе третьего созыва (бывш. "Единство")
[2] АПР. Аграрная партия России. Политическая партия
Персона:
[3] Плескачевский Виктор Семенович
[4] Лапшин Михаил Иванович
Орган власти:
[5] ГД. Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Земля с правом передачи

Вопрос о наведении порядка в обороте земельных участков давно перезрел. В последний день работы парламента будет рассматриваться во втором чтении Земельный кодекс. Будет ли его принятие способствовать экономическому подъему?
Михаил ЛАПШИН,
председатель Аграрной партии
— Михаил Иванович, правительственный вариант Земельного кодекса вызвал неоднозначную реакцию в депутатском корпусе. Лидер агропромышленной депутатской группы Николай Харитонов в категорической форме не приемлет этот законопроект, а какова позиция вашей партии?
— Нашу большую озабоченность вызывает судьба российской пашни. В правительственном варианте Земельного кодекса есть положения, которые нас категорически не устраивают. В первую очередь это касается права иностранных граждан покупать землю наравне с российскими гражданами. Так быть не должно.
— Правительство предлагает решить судьбу земель сельскохозяйственного назначения путем принятия отдельного закона.
— Если в рамочном Земельном кодексе будет прописана идеология свободной купли-продажи земли, вряд ли мы сможем противостоять внедрению этой же идеологии в законопроектах, решающих судьбу пашни.
— А кому нужна пашня, кроме российских крестьян? Территории, где расположены полезные ископаемые, леса, промышленные объекты, еще могут представлять интерес для инвестора. Недаром, видимо, правительство в первую очередь стремится решить вопросы по этим землям?
— Инвесторы в пашню деньги уже вкладывают. Например, в Белгородской области, где я недавно побывал. Но дело не только в этом. Во всем мире любые земельные реформы проводят для того, чтобы крестьян наделить землей. А нам предлагают реформу, которая землю у крестьян отбирает.
— С введением механизма свободной купли-продажи земли масштаб инвестиций может возрасти?
— Я в Белгородской области задавал прямой вопрос самим инвесторам, какие им еще нужны гарантии. Они отвечали, что существующего российского законодательства, которое позволяет землю брать в уставный капитал или в аренду, достаточно, чтобы осуществлять серьезные проекты. А введение механизма свободной купли-продажи их, напротив, смущает, поскольку могут прийти структуры, которые эту землю скупят и выгонят старых пользователей. Инвесторы опасаются, что, если перед ними поставят условие вначале купить землю, а потом только ее использовать, у них после покупки не останется средств для ведения работ.
— Если встать на вашу позицию и ограничить в правах иностранцев, тогда землю скупят наши олигархи — без конкурса и за бесценок.
— В подавляющем большинстве стран иностранные граждане не обладают равными правами по приобретению земли с гражданами этого государства. Мы предлагаем обозначить в проекте Земельного кодекса, что иностранец может быть пользователем земли только после вложения инвестиций. Утром — инвестиции, вечером — земля. Решением вопроса может стать долгосрочная аренда с правом выкупа, это вполне нормальный вариант.
Кодекс очень нужен стране. Но нам задают неприемлемый темп. Я обратился с открытым письмом к руководителям исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой дать отрицательную оценку правительственному варианту Земельного кодекса. Поскольку ко второму чтению о нем отрицательно высказались более 30 региональных парламентов, гонку можно затормозить и войти в нормальное законодательное русло.
Беседовал Станислав СТРЕМИДЛОВСКИЙ
Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ, председатель комитета по собственности Государственной думы
Правительственный вариант Земельного кодекса стал золотой серединой между двумя крайними в своей категоричности подходами к земельной реформе. Как известно, законопроект представителя СПС Похмелкина предусматривает свободный оборот земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Так называемый «ельцинский» вариант ЗК не способствует экономическому подъему страны из-за своих многочисленных запретов и ограничений. Принципиальность правительственного варианта состоит в его компромиссности. Поэтому были отметены варианты как правых, так и левых.
Рассматриваемый ныне правительственный вариант — рамочный, утверждающий некие общие правила игры. После второго чтения проекта ЗК будет внесен закон об особенностях оборота земли сельскохозяйственного назначения. Я считаю, что сельхозземли, земли лесного и водного фондов должны быть ограничены в обороте. Но в какой мере они должны быть ограничены — вопрос, который надо обсуждать.
В Конституции записано равенство прав иностранцев и россиян на приобретение земли. Это международная норма, и ничего тут не поделаешь. В связи с этим планируется обсудить все нюансы возможности продажи земельных участков иностранцам.
Хочу успокоить тех, кто видит между строк ЗК возможность наступления на права крестьянства. В тексте постановления, принятого 15 июня, есть семь оговорок, которые рассматриваются и будут учтены при подготовке ко второму чтению. Это согласительная процедура, которая изначально предусматривалась регламентом.