Заголовок:
Экономическая программа Союза коммунистов
Источник:
Позиция, апрель 1992 г. , с. 6.
Дата:
1992-03-23 (год-месяц-день)
Организация:
[1] СКР. Союз коммунистов России

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998

Экономическая программа, предлагаемая "Союзом коммунистов" - это альтернатива политике, которую проводят правительства России и ряда других республик.

Правительственная политика базируется, как и все другие либерально-буржуазные программы (начиная с программы "500 дней"), на 4-х основных рекомендациях Международного валютного фонда развивающимся странам: приватизации средств производства, либерализации цен, открытии границ для иностранных капиталов и товаров, ограничении экономической роли государства. Различия между этими программами лишь в темпах проведения и в последовательности тех ходов, которые ими предлагаются: либо сначала "обвальная" приватизация, а затем либерализации цен (Пияшева), либо оба процесса практически параллельно (Шаталин-Явлинский), либо, наконец, сначала ценовой "шок", а уж потом приватизация, как это реализуется Ельциным и Гайдаром.
Разрушение же системы государственного управления народным хозяйством, еще несколько лет назад начатое Горбачевым, практически завершено нынешним руководством России. Это, наряду с начавшейся капитализацией страны, привело к невиданному в ее истории экономическому кризису. Поставлена под угрозу экономическая независимость страны.
Катастрофически снизился и продолжает падать жизненный уровень: общее потребление населения только в 1 квартале 1992 г. снизилось минимум вдвое, а в целом почти в три раза по сравнению с 1989 годом.
Помимо общего падения производства обнищание трудящихся усиливается тем, что их доля в производимом общественном богатстве непрерывно сокращается, происходит его перераспределение в пользу узкого слоя новой буржуазии.
Преодолеть нарастающую разруху может только экономическая политика, прямо противоположная той, которую по указанию Международного валютного фонда проводит руководство России.
При этом срочные меры антикризисного характера должны сочетаться со стратегическими изменениями, рассчитанными на длительный срок действия.
1.
Прежде всего необходимо восстановить активную роль государства в управлении народным хозяйством. Практика западно-европейских стран и США подтверждает, что именно в периоды кризисов непосредственное вмешательство государства позволяет нормализовать ситуацию. Динамичное развитие Японии, Южной Кореи, Гонконга также обеспечено использованием плановых основ и жестким государственным покровительством национальной экономике.
Государственное управление экономикой тем более необходимо в нашей стране, когда наряду с антикризисными мерами требуется крупномасштабная структурная перестройка, повышение удельного веса отраслей, работающих непосредственно на человека.
При этом нецелесообразно и невозможно восстановление "доперестроечной" системы управления. В современных условиях необходимы:
1. Глубокое сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования. За государственными органами следует сохранить решение проблем, которые рынок решить не может либо может, но с большими социальными издержками и в более длительные сроки. В частности, к таким проблемам относятся:
- регулирование основных экономических пропорций,
- планирование и прогнозирование развития народного хозяйства,
- формирование, развитие и использование общественных фондов потребления,
- финансирование фундаментальных и важнейших прикладных научных исследований.
Рыночные отношения должны выполнять роль "тонкой настройки", обеспечивающей гибкое реагирование на колебания спроса и предложения в пределах основных экономических пропорций. В условиях сбалансированной экономики относительное значение подобной "настройки" естественно возрастет.
2. Использование как директивных, так и экономических методов управления, с преимущественным развитием последних.
3. Децентрализация системы управления экономикой, последовательная передача функций, прав и ответственности республиканским, региональным и местным органам власти.
4. Демократизация управления, контроль со стороны органов представительной власти всех уровней над органами экономического управления.
5. Развитие производственного самоуправления, расширение прав трудовых коллективов на основе преобразования отношений собственности.
Для управления народным хозяйством в новых условиях следует воссоздать соответствующие государственные органы, в том числе Советы народного хозяйства республик, краев, областей и других территориальных образований с подчинением их Советам народных депутатов.
II.
Главной непосредственной причиной спада производств стал разрыв хозяйственных связей между предприятиями, что в свою очередь было вызвано:
- разрушением единого экономического пространства страны в ходе "суверенизации" республик и распада Советского Союза. Между тем, в межреспубликанский товарообмен вовлечено 20% валового национального продукта СССР;
- введением различного рода местных ограничений на вывоз продукции, в том числе производственно-технического назначения, за пределы отдельных краев, областей и т.п.;
- разрушением государственных систем материально-технического обеспечения предприятий.
Поэтому первым условием достижения предкризисных объемов производства является восстановление разрушенных хозяйственных связей.
В этих целях Союз коммунистов предлагает:
1. России совместно со всеми другими республиками, которые этого пожелают, образовать Федеративный Экономический Союз (экономическую федерацию). Установить, что в пределах Экономического Союза:
- исключаются какие-либо межрегиональные ограничения на ввоз и вывоз товаров (квоты, таможенные пошлины и т.п.); обеспечивается свободное перемещение финансовых и трудовых ресурсов;
- проводится единая финансово-кредитная политика и сохраняется единое рублевое пространство;
- субъектами рыночных отношений являются предприятия и их ассоциации, а не правительства республик.
Для регулирования экономических процессов, учета прав и интересов членов Союза создать Федеральный экономический комитет и другие федеральные органы, наделив их соответствующими полномочиями.
2. Заключить с республиками, не вошедшими в Экономический Союз, специальные правительственные соглашения о безусловном соблюдении взаимных поставок материалов, комплектующих изделий и пр., необходимых для производства конечной продукции. С этой целью взаимно определить предприятия, входящие как звенья в сложившуюся систему производственной кооперации, оказать им государственную поддержку.
3. Разработать в необходимых случаях целевые программы по срочной организации производства в республиках Союза необходимой продукции, обеспечивающей его экономическую независимость.
4. Усилить контроль за договорными отношениями между предприятиями:
- на период стабилизации сохранить в общем порядке договорные отношения на уровне 1990 либо 1991 года;
- установить: что предприятие-поставщик не имеет права в одностороннем порядке прекращать договорные отношения и менять условия договора без согласия предприятия-потребителя;
- повысить ответственность предприятий за невыполнение заказов и договоров, включая в сумму санкций не только полное возмещение ущерба, нанесенного предприятию-потребителю, но и упущенную им выгоду.
III.
Вторым и необходимым условием преодоления спада производства является восстановление плановых основ управления экономикой.
В связи с этим предлагается:
1. Разработать 3-х летний план восстановления народного хозяйства (1993-1995 гг.), предусмотрев в нем:
- достижение к 1995 году объемов производства и уровня потребления населения не ниже 1987 года;
- ликвидацию начавшей безработицы;
- восстановление социальных гарантий и прав, включая право на охрану здоровья, материнства и детства, на образование, на жилье, на социальное обеспечение; восстановление фондов общественного потребления на предкризисном уровне;
- воссоздание нарушенных межотраслевых и межреспубликанских пропорций (с учетом необходимых структурных изменений);
- сохранение научно-технического и производственного потенциала перепрофилируемых предприятий оборонных отраслей, исключить при этом общее сокращение числа рабочих мест и занятыё;
- разработать как составную часть 3-летнего плана научно-обоснованную целевую программу конверсии, опирающуюся в необходимых размерах на бюджетное финансирование.
2. Создать необходимые организационные и материальные предпосылки для выполнения плана:
- повысить удельный вес государственных заказов до 50-90% объема производства (дифференцированно по видам основной продукции); установить, что госзаказ является строго обязательным для предприятий;
- восстановить систему государственного материально-технического снабжения в пределах необходимых для выполнения государственных заказов, для обслуживания остальной части производства развить систему государственной оптовой торговли, товарных бирж, служб маркетинга и т.п.;
- одновременно обеспечить прямое воздействие рыночной конъюнктуры на производство (расширение или сокращение) продукции, выпускаемой сверх госзаказа, дополнительно ввести систему государственных контрактов, при заключении которых предприятия и государство выступают как равноправные партнеры.
3. Наряду с перечисленными мерами, носящими в основном антикризисный характер, необходимо разработать план экономического развития до 2000 года. Считать его основными направлениями:
- развитие агропромышленного комплекса и, в первую очередь, предприятий для хранения и переработки сельхозпродукции;
- существенное повышение (с 25 до 40%) удельного веса производства товаров народного потребления (включая продовольствие) в общем объеме производства, в том числе за счет конверсии оборонных отраслей;
- ускоренное развитие тех отраслей непроизводственной сферы, которые непосредственно работают на человека (здравоохранение, культура, образование);
- форсирование научно-технического прогресса, автоматизации и компьютеризации производства, массовое внедрение высоких и ресурсосберегающих технологий.
Для каждой из приоритетных отраслей должны быть разработаны государственные целевые программы развития, предусматривающие первоочередное обеспечение их капиталовложениями и дотациями со стороны государственных органов всех уровней (союзного, республиканского и местного), а также стимулирующую налоговую политику.
Фундаментальная наука, образование, культура,здравоохранение и, в первую очередь, все детские учреждения должны быть выведены из системы рыночных отношений. Государственные ассигнования на их нужды не могут устанавливаться ниже уровня 1088 г. (в сопоставимых ценах).
IV.
Третьим условием ликвидации кризиса является наведение порядка в денежном обращении, социально ориентированная антиинфляционная политика, установление контроля над финансами.
Для этого необходимо:
1. Упорядочить ценообразование. В настоящее время цены полностью оторвались от затрат на производство. Либерализация цен в условиях диктата производителя привела, во-первых, к огромным неоправданным разрывам в рентабельности отдельных отраслей и, во-вторых, к ее общему росту (почти вдвое за последние 2 года) при снижении объемов производства. Следует:
- немедленно "заморозить" все цены. В #-х месячный срок провести общую реформу заготовительных, оптовых и розничных цен. Обеспечить эквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством, выравнивание стартовой рентабельности разных отраслей народного хозяйства на уровне 15%. Снизить на этой основе цены на основные потребительские товары и услуги не менее чем на 30-40%;
- стабилизировать цены после проведения реформы; установить фиксированные цены на все основные товары и жесткий контроль за их соблюдением, применяя для этого все имеющиеся у государства и общественных организаций средства; высвобождать цены лишь постепенно, по мере насыщения рынка и ликвидации дефицита с сохранением контроля за их предельным уровнем.
2. Провести денежную реформу. В стране продолжает стремительно возрастать масса денежных средств, не обеспеченная товарами. За один 1991 г. выпуск наличных денег составил 137 млрд.рублей, т.е. превысил сумму, выпущенную за предыдущие 30 лет. За первые 2 месяца 1992 года эмиссия составила уже около 50 млрд. рублей.
Денежные средства населения, хранящиеся в сбербанке, достигли триллиона рублей. При этом социальная дифференциация, резко возросшая в последние годы, привела к тому, что по различным экспертным оценкам, две трети этой суммы принадлежат всего 5-10% населения.
Ликвидация огромной массы "неотоваренных" денег возможна только тремя путями. Во-первых, общим "шоковым" повышением цен, при котором удар наносится по основной массе населения с ограниченными доходами. Во-вторых, массовой распродажей народной собственности в частные руки. В результате она перейдет к наиболее состоятельной части общества, которая превратится тем самым в обычных капиталистов. В-третьих, путем денежной реформы, которая в сложившихся условиях должна быть социально ориентированной, т.е. проведенной без ущерба для подавляющей части трудящихся и пенсионеров. Предлагается следующий порядок ее проведения.
Каждый гражданин имеет право на одноразовый (с отметкой в паспорте) обмен своих средств (как наличных, так и находящихся на счетах в сбербанке). При этом обмениваются:
- мелкие вклады в сбербанк (до 10 тыс. рублей по состоянию на 1.01.92 г.) в соотношении 1:1,5, т.е. увеличиваются в полтора раза, чтобы частично компенсировать ущерб, нанесенный им либерализацией цен;
- денежные средства в сумме до 30 тыс. (за вычетом мелких вкладов в сбербанк) в соотношении 1:1;
- сумму, превышающую 30 тыс. рублей, в уменьшающейся пропорции и с обязательным предъявлением декларации об источниках дохода.
3. Взять под контроль и ограничить доходы в негосударственном секторе экономики:
- отменить тайну вкладов и коммерческую тайну; ввести единые именные счета, отменив множественные безымянные вклады в банках;
- ввести представление декларации о доходах, превышающих более чем в 10 раз официально установленную минимальную заработную плату. Ужесточить ответственность за искажение сведений о доходах;
- предотвратить возможность накопления у частных лиц денежных и иных средств в размерах, превращающих их в капитал; создать эффективную налоговую систему; восстановить прогрессивный налог на крупные доходы и ввести налог на наследство, облагая им имущество стоимостью свыше 50 тыс.рублей, отменить начисление процентов на крупные вклады; на восстановительный период (1992-1995 гг.) установить, что ни один гражданин в стране, независимо от рода деятельности, не может иметь доход, более чем в 20 раз превышающих установленный минимум заработной платы;
- провести полную проверку всех кооперативов и совместных предприятий; в случае нарушения ими действующих законодательных и нормативных актов их имущество конфисковать;
- национализировать биржевую, банковскую и страховую деятельность; при этом собственность мелких вкладчиков и акционеров компенсировать полностью;
- приостановить действие, а затем пересмотреть принятые в 1087-1991 гг. законодательные и нормативные акты, позволяющие частным лицам скапливать многомиллионные состояния путем торгово-закупочных операций, биржевой деятельности, использования наемного труда и т.д.
4. Провести в кратчайший срок совместно с профсоюзами общую реформу оплаты труда в государственном секторе: - устранить явные диспропорции в уровнях заработной платы отдельных групп трудящихся, возникшие за годы внедрения "дикого" рынка;
- рост доходов трудовых коллективов связать с ростом объемов производства; в условиях действия государственных фиксированных и предельных цен всю сверхприбыль, полученную в результате снижения себестоимости и увеличения выпуска продукции в натуральном измерении, оставлять в распоряжении трудовых коллективов:
- оплату труда руководителей предприятий поставить в прямую зависимость от заработной платы рабочих;
- установить в качестве верхнего предела оплаты труда государственных служащих 10-кратную минимальную заработную плату (вместо 21:1 в настоящее время);
- ввести повсеместный рабочий контроль за мерой труда и мерой потребления.
На период до упорядочения заработной платы ввести мораторий на ее рост.
V.
Особым направлением в преодолении экономического хаоса следует считать борьбу с коррупцией и экономическими преступлениями. В этих целях:
1. Принять Закон о борьбе с коррупцией, в частности, предусмотрев в нем:
- повышенную ответственность организаторов преступных групп по сравнению с непосредственными исполнителями;
- использование в качестве доказательств материалов, полученных с применением технических средств (киносъемок, звукозаписи и т.п.).
2. Принять Закон о государственной службе, которым:
- запретить совмещение работы в органах власти (исполнительной, законодательной и судебной) с любыми видами предпринимательской и коммерческой деятельности:
- обязать государственных служащих представлять декларацию о всех доходах, независимо от их размера и источников, сделать эти декларации доступными для средств массовой информации.
3. Восстановить и ужесточить ответственность за спекуляцию, в первую очередь за перепродажу товаров из госторговли.
4. Возложить борьбу с коррупцией и экономическими преступлениями на органы федеральной безопасности.
5. Восстановить административную, а в необходимых случаях и уголовную ответственность за бродяжничество и нищенство, создав одновременно при органах социальной защиты специальную службу по оказанию помощи гражданам, попавшим в критическое положение.
YI.
Коренным образом следует изменить внешнеэкономическую деятельность:
1. Усилить государственный контроль над внешней торговлей, ужесточить порядок лицензирования внешнеторговой деятельности, исключить участие в ней частных коммерческих фирм, запретить экспорт продукции, дефицит которой затрудняет работу других предприятий страны, приостановить на ближайшие 2-3 года импорт всех предметов роскоши.
2. Немедленно отказаться от ориентации на внешние займы и кредиты, которые превращают страну в "вечного" должника, тратившего только на выплату процентов по полученным займам всю свою валютную выручку.
Использовать только те кредиты для покупки новейшего оборудования, технологий, "ноу-хау" и т.п., которые обеспечивают быструю валютную окупаемость.
3. Ограничить срок получения иностранными компаниями прибыли от вложенных в нашу экономику средств. В связи с этим запретить продажу акций действующих предприятий зарубежным фирмам. Установить, что условием иностранных капиталовложений является выкуп у инвеститоров в жестко определенный срок предприятий, создаваемых с их участием. Этот выкуп должен производиться либо за счет прямой поставки зарубежным партнерам части производимой продукции, либо из валютной выручки за ее продажу на мировом рынке.
4. В области валютной политики:
- ввести твердый валютный курс рубля, отражающий соотношение цен на топливные и сырьевые ресурсы на внутреннем и мировом рынке;
- запретить обращение валюты на территории страны, включая расчеты с иностранными гражданами;
- запретить организациям и гражданам нашей страны держать валютные счета в зарубежных банках.
VII.
Начавшийся в стране процесс приватизации народного имущества стал одной из главных причин разорения народа.
Союз коммунистов предлагает:
1. Немедленно остановить распродажу народного имущества в частные руки. Пересмотреть нормативные акты, допускающие приватизацию. Провести ревизию ранее совершенных сделок. В случае необходимости вынести вопрос о недопустимости капиталистической частной собственности на средства производства на всенародный референдум.
2. Провести в 1992-1995 гг. преобразования отношений собственности исходя из следующих принципов:
- основой экономического строя является общенародная собственность на средства производства и на землю, выступающая в различных формах;
- предприятия мелкотоварного производства и сферы услуг по желанию их трудовых коллективов могут приобретаться в коллективную собственность; коллективы колхозов и совхозов имеют право преобразоваться в ассоциации, объединения, союзы и т.п.;
- допускается трудовая частная собственность на средства производства для индивидуальной трудовой деятельности, крестьянских хозяйства и т.д.,; использование наемного труда допускается лишь в ограниченных размерах, например, на сезонных работах.
3. Передать в ходе экономической реформы большую часть предприятий безвозмездно в полное хозяйственное владение их трудовым коллективам. Установить, что полное хозяйственное владение предусматривает право владения, использования и распоряжения имуществом и результатами труда, включая самостоятельное решение вопросов планирования производства, реализации продукции, распределения доходов и найма администрации.
Тем самым предприятия, оставаясь в общенародной собственности, преобразуются из государственных в народные самоуправляемые. Их самостоятельность ограничивается только отсутствием права снижения стоимости полученных средств производства (в т.ч. за счет продажи) и сохранением на определенный период профиля производственной деятельности.
4. Сохранить часть предприятий, имеющих жизненно важное значение для общества, под непосредственным управлением государственных органов. Обеспечить на этих предприятиях полновластие коллективов в решении социальных вопросов, введение рабочего контроля и т.п. Компенсировать некоторое ограничение их экономической свободы соответствующей поддержкой со стороны государства.
Предлагаемые преобразования позволят в значительной мере преодолеть отчуждение всех групп трудящихся от средств производства, обеспечат из заинтересованность в конечных результатах труда.
ххх
Союз коммунистов твердо убежден, что наша страна и наш народ располагают всеми возможностями, чтобы в кратчайшие сроки преодолеть искусственно организованный кризис, обеспечить благосостояние, добиться социальной справедливости.
Оргкомитет Союза коммунистов - 23 марта 1992 г.