Заголовок:
Выступление М.Гельмана в прямом эфире радио "Маяк"
Источник:
Сайт радиокомпании "Маяк" в Интернете
Дата:
1999-12-20 (год-месяц-день)
Организация:
[1] Союз правых сил. Избирательный блок на выборах 1999 г.
Персона:
[2] Гельман Марат Александрович

Unexpected BOF: GovBodyDepIDs 831535998, 831535998
Регион:
[3] Москва

Гельман Марат

руководитель Московского штаба Союза правых сил
Эфир: 20 декабря 1999 г. 19:35
Ведущий: Игорь Малов
- В эфире программа "В центре внимания". Ее ведет Игорь Малов. Сегодня у нас в гостях руководитель Московского штаба Союза правых сил Марат Гельман. Начнем мы, наверное, с самого интересного и с самого проблемного. Итоги выборов почти подведены и на самом деле, ясно, что было много нарушений. Я знаю, что даже ночью были какие-то нарушения. Расскажите нашим слушателям, какие нарушения были ночью и в ходе всей кампании, я вижу перед вами целую справку, которую составили ваши сотрудники.
- Нарушений было много. Я никогда не занимался судами, но за время кампании подписал более 150-ти жалоб, исков в прокуратуру. Что касается ночью, то нашим наблюдателям просто отказывались давать заверенные протоколы подписей. Мы знаем, что в некоторых округах власть, те или иные представители власти пытаются и в некоторых случаях достаточно успешно подсыпать бюллетени. А вообще кампания была очень тяжелой и она началась с того, что просто местная милиция забирала наших ребят без всяких оснований. Она начиналась с того, что нашу рекламу заклеивали, наши троллейбусы не выпускали, наш штаб...
- Ваши троллейбусы, простите, что вы имеете в виду?
- У нас была такая замечательная реклама - над троллейбусом ездили по городу с вопросами: "Ты что хочешь жить лучше?", "Ты что самый умный?", "Ты что хочешь жить, как в Европе?" И в качестве ответа должен был появиться ответ такой: "Тогда голосуй за Кириенко". Была очень смешная ситуация, а когда нам сказали, что не дай Бог, если появится имя Кириенко на троллейбусах, то это вызовет какие-то массовые волнения, порчу имущества и так далее.
- Я прошу прощения, у нас есть звонок в студию, наверное, на счет нарушений. Слушаем вас.
- Светлана Владимировна. Мне удивительно за другими то они смотрели, а почему они не видели как за них голосовали? Вот, в частности, на нашем участке 6-8 человек за столом обсуждают - голосуйте за СПС, голосуйте за СПС. Куда лезет Кириенко со своим дефолтом, посадил всех, народ...
- вопрос понятен. Скажите, в ваш адрес какие-то жалобы были по поводу действий ваших наблюдателей, какие-то заявления в суд подавались?
- Никаких заявлений не подавалось. Здесь, конечно, разница в том, что московская власть имеет огромные возможности для нарушения. 18 числа по всем почтовым ящикам во многих округах разбрасывалась газета "Метро" и газета "Решающий голос". 18 числа уже невозможна никакая агитация. 19 числа агитация, например, на участке 115, чтобы быть совсем конкретным, член участковой комиссии вел агитацию за Лужкова. То есть нарушений огромное количество, мы на все реагировали, мы все подаем жалобы, более того, мы хотим предупредить, что по окончанию выборов ни одной из этих жалоб мы не оставим и будем стараться довести до конца.
- Здесь как раз вопрос, Марат Александрович. Для чего вы подаете в суд по поводу нарушений в Москве после выборов? Ну все понятно, вы взяли 12 с лишним процентов, если не ошибаюсь, да?
- Да.
- Как бы что теперь изменится. Ну допустим, выяснится, что вы могли бы взять там 15 процентов. В чем дело? Ведь Кириенко все равно не станет мэром.
- Во-первых, мы вели кампанию и по Союзу правых сил одномандатные кандидаты, мы вели кампанию федеральную, то есть по федеральному округу московскому. Я хочу сказать, что вполне возможно вначале отменить по одному округу, потом по второму округу, а потом уже поднять вопрос об отмене результатов выбора мэра. Дело в том, что та коллекция нарушений, которую мы зафиксировали, собрали она очень внушительна.
- То есть вы рассчитываете на повторные выборы?
- Мы не исключаем такого исхода событий, безусловно. Но нам очень важно, чтобы москвичи видели, что делалось с их голосами, как ими манипулировали.
- У нас еще один звонок.
- У меня вопрос к вашему гостю такой. Я, Вера Петровна, москвичка, Орехово-Борисово Южная. Куда могут деться, что с ними случиться с чистыми бюллетенями. Люди, которые жаждут проголосовать не проголосовали, им не дали возможности?
-Если вам не дали возможность проголосовать власти, то звоните нам 745-32-07, расскажите в чем была ситуация и мы вам поможем написать.
- Вы знаете, я у вас был в штабе, Бог с ним понятно все с нарушениями, понятно, что по этому поводу еще будет тянуться длинный шлейф, который возможно где-то и поставит под сомнение результаты выборов. Хотелось бы, на самом деле, день такой как бы вот поствыборный...
- Радостный день.
- Ну для вас, конечно, не сомневаюсь. Может быть, для некоторых других блоков он не такой радостный. Я был у вас в штабе в разгар кампании, если вы помните, и я, честно говоря, совершенно не представлял себе и не ожидал, что вот такой стиль может быть, стиль поведения, стиль жизни в штабе бывшего премьера, все-таки целый премьер. Какие-то люди, молодежь суетится, как-то очень весело, где-то там пиво в углу какой-то парень пьет, одновременно рисует какую-то листовку, кто-то там по телефону по трем трубкам разговаривает - это что, я знаю, что много журналистов приходило туда, это что как бы такая вот специальная игра на журналистов или это стиль такой, потому что я был немножко шокирован?
- Наш штаб действительно был уникальным, он был самым демократичным, он был абсолютно открытым, в него было очень легко попасть. Что касается людей, дело в том, что основу нашего штаба составили московская альтернатива и те наши многочисленные сторонники Сергея Кириенко, которых мы нашли во время неофициально Москвы. То есть действительно очень много студенчества, действительно очень много людей творческих у нас работало. В нашем штабе вы могли столкнуться с Тимуром Кибировым, с Таней Толстой, со Славой Курицыным.
- Для тех, кто не знает - это перечислены поэт, писатель, а вот Курицына я и сам не знаю.
- Литературовед, художники. То есть действительно была очень творческая атмосфера и мы делали позитивную кампанию. Ведь за все время мы не позволили себе ни одного личного выпада против Лужкова.
- А вот, кстати, в этой связи у меня к вам вопрос. Известно, что это не первая предвыборная кампания, которую вы ведете и чем ваши предвыборные технологии отличаются от коммунистов или, скажем, "Отечества". Чем же отличаются ваши технологии от других?
- В первую очередь, я хотел бы сказать, что до сих пор я не выступал публично в качестве руководителя компании, потому что это всегда связано с тем, что ты должен и доверять политику, от имени которого ты выступаешь, он должен тебе доверять, а главное то, что Сергей Кириенко впервые, мне показалось, что возможность идентифицироваться. Это политик нового поколения...
- Это серьезно для человека искусства, которому вы принадлежите.
- Это очень серьезно. Кстати, было огромное количество претензий со стороны моих коллег - как так ты можешь заниматься политикой. Я пытаюсь объяснить, что я здесь выступаю в качестве ополченца такого, что я позван своим поколением для того, чтобы сделать эту работу и в отличие от других политиков, которые стараются делать карьеру, как только увижу, что политики нового поколения взяли власть в России я с удовольствием вернусь к своим...
- То есть сами в Думу не пойдете?
- Сам я в Думу ни в коем случае не пойду и мечтаю, на самом деле, вернуться к занятиям искусства.
- У нас телефонный звонок.
- Владимир Иванович, Москва. Если удастся доказать, что все эти безобразные нарушения переступили закон через меры и будут повторные выборы, то как ваше мнение, Марат Александрович, если народ узнает, что Лужков просто обманом вышел, так сказать, обманул доверие всех москвичей, можно ли в дальнейшем доверять вообще такому человеку?
- Вопрос с Лужковым очень сложный. Мне кажется, что проблема с ним - это проблема системы, которую он построил и которая для Москвы ужасна. Поэтому и во второй раз мы не будем ему личных каких-то претензий предъявлять, мы будем показывать, как он плохо работает в Москве.
- Хотелось поговорить о том, что у нас в обществе является как бы вопросами, стоящими за пределами закрытого обсуждения практически, поговорить об имиджмейкерах. Ведь на самом деле, вы как руководитель штаба так или иначе главный имиджмейкер Союза правых сил. Но прежде, чем задать вам вопрос о том, какова была роль штаба, может быть, вынесенных имиджмейкеров в таком заметном результате Союза правых сил, я бы хотел сделать сюрприз. Мы сегодня записали точку зрения по этому вопросу политического обозревателя газеты "Московские новости" Евгения Красникова. Пусть он ну хотя бы заочно поприсутствует в нашей студии.
- КРАСНИКОВ: Результаты, полученные на парламентских выборах в Государственную Думу это триумф пиаровской технологии. Подлинными победителями на этих выборах являются именно имиджмейкеры, которые действительно показали, что могут делать все, что хотят и добиваться какого угодно результата. Это не является сюрпризом, потому что в общем-то свое блестящее умение российские имиджмейкеры продемонстрировали еще в 1996 году, когда из ничего рейтинг Бориса Ельцина вдруг вырос до каких-то космических размеров. В этот раз, в принципе, все было проделано именно таким же образом с не меньшим успехом. Из ничего был создан мощный Союз правых сил, практически, тот же самый Союз, который на прошлых парламентских выборах провалился.
- Ваша точка зрения.
- За исключением того, что он был без Сергея Кириенко. На самом деле, конечно же, выборы выиграл Сергей Кириенко, который оказался блестящим оратором, мудрым политиком и, я абсолютно не согласен с Красиковым, тем более, что в своих статьях, я помню, в "Московских новостях" он раза два написал, что беда Кириенко в том, что он выбрал Гельмана. Что касается роли людей, которые работают с политиками, она действительно важна. Потому что ведь выборы это изматывающая ведь и там, например, каждые дебаты должны готовиться, какие-то материалы должны делаться и должны это делать люди профессиональные. Но, если бы меня кто-то спросил, как эксперта - сколько долей у кого в победе Союза правых сил, то, конечно, здесь у Сергея Кириенко, там я не знаю, 99 процентов этой победы, это его победа, один процент, возможно, я, конечно, очень рад и счастлив, что имел к этой победе какое-то отношение.
- То есть вы считаете, что практически СПС - Союз правых сил персонифицировался, так сказать, его идеи персонифицировались исключительно...
- Нет, мы говорим о тех вещах, которые дали преимущество. Потому что действительно демократические силы выступали на прошлых выборах и не было ощущения, что пришли новые правые, что пришло новое поколение и из тех людей, которые за нас голосовали, сегодня мы видим это, всего лишь 10 процентов это те, кто в прошлый раз голосовал за ДВР, то есть это новый политический класс появился.
- А можно ли тогда сказать, что в результате этих выборов являются, ну таким знаком принципиальной смены подхода к оценкам политиков со стороны избирателей. Кто вообще они такие эти избиратели СПС?
- Хороший вопрос. Ну, во-первых, действительно, мне кажется, что в том, что касается Сергея Кириенко, то, что он новый было, может быть, даже важнее, чем то, что он правый, то есть не левые правые, а новые старые боролись. Но избиратели СПС их не существовало, они сформировались как политический класс именно, я думаю, где-то с апреля месяца, они сформированы...
- О, так быстро. С апреля и по, так сказать, декабрь уже целый класс сформировался.
- Это правда. Я хочу сказать, что было очень большое количество аполитичных людей самостоятельных, которые ничего никогда не просили у государства и поэтому не интересовались государством, но, которые в тот момент, когда появилась такая перспектива во главе с Примаковым такого ухода в прошлое, просто в каком-то смысле испугались за свою самостоятельность и сформировались вот в этот новый политический класс. За нас голосовало в основном городское население 20 крупных городов дали нам основные проценты.
- Ну кроме того, я бы еще добавил, что СПС постоянно говорил о том, что, так сказать, является оппозицией правая оппозиция власти. Вот теперь вы не оппозиция, теперь вы часть власти. И в какой части этой власти вы находитесь, как вы там позиционируетесь?
- Ну все-таки это вопрос к нашим политическим лидерам, а не ко мне. Я знаю очень четко, что основная линия борьбы сегодня идет между прошлым и будущим, между номенклатурным капитализмом и свободным обществом. И я знаю, что по этой линии Союз правых сил всегда будет на стороне будущего, всегда будет на стороне свободного открытого общества.
- У нас есть еще звонок в студии.
- Скажите, пожалуйста, а вы беспристрастно любые берете информацию о нарушениях. У нас и в субботу и в воскресенье было нарушение, притом, зафиксировано через горячую линию, газетки лежали в ящиках, они у нас есть, кстати. На двери утром были наклеены портреты с призывами...
- А за кого, простите, были призывы?
- Газетка - это портрет с Задорновым висели вечером не было, а утром висели, а он как раз у нас и победил. Газетка - это "Московский дворик", это где Кириенко, где его пропагандируют. А телефонный был звонок, мы даже записали на магнитофон - там тоже все о молодых и о СПС. Это же тоже вы должны рассматривать.
- Спасибо. Ну уже Марат Гельман говорил сегодня, что по поводу всех нарушений можно обращаться в Союз правых сил в их штаб, где, видимо, работа продолжается.
- Единственное, что я хочу сказать, что "Московский дворик" не распространялся 18-19 это мы знаем точно.
- А сейчас, радио великая вещь, мы попытаемся перенестись на крыльях из Москвы, про которую мы уже рассказали все что возможно в Санкт-Петербург и корреспондент "Известей" Юлия Кантор у нас на связи, она расскажет о том, как выборы шли там и как там проходили выборы Союза правых сил.
- КАНТОР: Петербург вошел в тройку городов, большинство избирателей которых проголосовало за Союз правых сил. Дело в том, что наш город Самара и Нижний Новгород отдали предпочтение Союзу правых сил и "Единству". Причем, давайте обратим внимание на то, что нижегородцы голосовали за своих земляков, а в Самаре избиратели отдавали голоса блоку, от которого баллотировался их ныне действующих губернатор. В этом смысле, Петербург отличается от этих двух городов тем, что мы в Петербурге голосовали за идеологию. Союз правых сил набрал в Петербурге более 17 процентов голосов избирателей, столько же набрали представители "Единства", чуть больше на 2 десятых процента - 17,8 процента у "Единства" в Санкт-Петербурге. Здесь сыграла роль поддержка Владимира Путина, который высказывался в пользу "Единства" и Путин популярен в Санкт-Петербурге. Напомню также, что Владимир Путин улетел на "Политический Олимп" именно из города на Неве. Что касается ОВР, то здесь около 12 процента голосов и в последние дни перед выборами, 19 декабря рейтинг ОВР колебался от 20 до 10 процентов и в этом отношении сыграли негативную роль для ОВР, бесспорно, скандалы, связанные с переносом выборов губернатора, который номер 3 в списке ОВР. Как известно, Верховный суд отменил...
- Да, Юля, спасибо. Мы просто уже рассказывали об этом в эфире. Спасибо, что вы рассказали нам с места событий, что происходило в Питере. Я не случайно попросил включить Санкт-Петербург. Как, Марат, вы оцениваете ситуацию с СПС там, что это такое - заметное ослабление губернатора или это все-таки, как сказала Юля, голосование за идеологию СПС?
- Безусловно, это голосование за идеологию и ослабление губернатора просто это некоторое условие, которое позволило достичь этакого результата. В Москве Лужков перенес дату выборов мэра, но сделал это более деликатно и у нас формальных поводов для отмены этих выборов не было. Хотя, Сергей Кириенко с самого начала говорил, что он против этого, потому что Москва столица, Москва не должна быть ареной конфликта между, допустим, федеральной властью и местной. А совместив выборы мэра, вроде выборы в местную власть и выборы в Госдуму Лужков в общем-то очень сильно подвел москвичей.
- А Яковлев петербуржцев получается?
- Яковлев, безусловно, хотел, да, то есть он хотел использовать петербуржцев для того, чтобы свои какие-то федеральные амбиции и свои амбиции в качестве губернатора реализовать.
- Последний вопрос к вам, честно говоря, я бы не хотел, чтобы он прозвучал как политический, все уже устали от политики за эти последние несколько месяцев, вы, наверное, особенно. Поэтому вопрос чисто человеческий. Вы все-таки хозяин галереи, человек искусства, мы сегодня отчасти об этом говорили. Как же получается, теперь политика навсегда это на всю жизнь или все-таки вернетесь когда-нибудь? Вы об этом отчасти, но как-то очень вскользь, единственное, что я понял, что вы в Думу не хотите. А в губернаторы?
- Я говорил все время Лужкову и сейчас повторяю. Как только он прекратит заниматься искусством, я готов прекратить заниматься политикой. То есть я считаю, что взаимодействие деятелей искусства и политики должно быть на равных. Но сегодняшняя власть она выстроила систему фаворитизма, когда политик окружен там придворным художником, придворным поставщиком, я не знаю, стройматериалов. Мы хотим нормального диалога с властью и, собственно говоря, ни в коем случае я не хотел бы, чтобы моя деятельность воспринималась как политическая, а именно я хочу, чтобы политикой занимались политики, а деятели культуры занимались бы культурой.
- В эфире была программа "В центре внимания". Напомню, в гостях у нас был руководитель Московского штаба Союза правых сил Марат Гельман. Вел программу Игорь Малов. Всего вам доброго.
- До свидания.