Заголовок:
А.Лившиц. Путиномика (технология)
Источник:
Известия, № 223 (26302) от 06.12.2002
Дата:
2002-12-06 (год-месяц-день)
Персона:
[1] Лившиц Александр Яковлевич
[2] Путин Владимир Владимирович
Орган власти:
[3] Президент РФ

Путиномика (технология)

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Александр ЛИВШИЦ
С приходом второго президента начался экономический рост. Критики говорят: непричастен. Сработала девальвация 1998 года. Экономика пошла бы вверх при любом начальнике. Не согласен. Наличие чернозема еще не гарантирует тучную ниву. Всего лишь земля. Может и сорняками зарасти. Надо постараться, чтобы оттуда вылезло что-то хорошее. Так и в экономике. Только старания называются политикой. У нее есть содержание и технология. Посмотрим на последнюю. Без анализа. Только наблюдения. Причем фрагментарные. Б.Н. Ельцин правил указами. Теперь они исчезли. А вослед полетели камни. Мол, возникали из глубин аппарата. Внезапно. Исполнялись плохо. Все правильно. Даже добавлю: разжигали нездоровые аппетиты. Один политик как-то убеждал: "Не верь коту, лисе и Государственной думе. Забита саботажниками. Портят бюджеты. Давай их двигать указами". "Нет уж, - говорю, - лучше плохие и демократические, чем хорошие и диктаторские. Иначе далеко зайдем. Россия все-таки". Насилу отбился.
Первый президент, кстати, все это прекрасно понимал. Выпускал указы не потому, что обожал командовать. Хотел другого - реформ. Без указов их бы не было вовсе. Даже свободной торговли. Поскольку депутаты плохо принимали то, что исходило от Кремля и Белого дома. Отпихивали. Да еще ругались. Сейчас иначе. Думское большинство породнилось с правительством. Крепкая семья. Регулярно рождает законы. Указы стали ненужными. Вот их и закопали. И не надо ворошить.
Казалось бы, самое время переходить на автопилот. Рынка и законов. Но пока, видно, не получается. Поскольку пошел поток президентских поручений. В этом году перевалит за две тысячи. Ельцинская норма была поменьше. Поручение, конечно, слабее закона и указа. Но только юридически. А политически - сильнее. Поскольку личное задание президента. С фамилией адресата. Сроком исполнения. Нарушил закон или указ - когда еще до тебя доберутся. А тут двойной контроль - администрация президента и аппарат правительства. Мгновенный спрос. Невыполнение поручения - большой грех. Не знаю, правда, случая, чтобы чиновника сняли именно за это. Но если уж собрались двинуть и перечисляют ошибки, то обычно начинают с сорванного задания президента.
Чем больше поручений, тем выше ответственность. Того, кто их подписывает. Но когда берешь на себя, снимаешь с других. А там, внизу, - люди разные. Многие и так всего боятся. Лишь бы в случае чего не оказаться крайним. При лавине поручений страх становится сильнее. Бюрократ забивается в кусты. Поглубже. Отсиживается. Выползает только по приказу. Исполнил - и назад. Чуть что - пальцем вверх: "Извини, брат, что наступил на ногу. Царь велел. А в душе я против". Замечу еще, что командует не только президент. Дает задания премьер. И вице-премьеры. Сообща могут просто закидать. Да так, что будет некогда даже отписываться. Не то что выполнять. Президент часто встречается с членами правительства. Вместе. И поодиночке. Такое бывало и раньше. Но крайне редко. Поскольку Б.Н. Ельцин предпочитал общаться с председателем. Уж если министр прорывался, то через его голову. Премьер, понятно, ревновал. Злился. И прыгун долго не задерживался. В правительстве. Теперь по-другому. Контакты плановые. Стало быть, интрига выметена. Министры, думаю, довольны. Зовет - значит, доверяет. И облегчает жизнь. Ведь сопротивление подчас бывает отчаянным. Бьешься как в стену. А тут могучий аргумент: "делаю то и так, что и как сказал президент". Выложил на стол. Сломал оппозицию. Всем большой привет.
Заметен экономический советник. Держится особняком. Уворачивается от объятий Белого дома. Имеет право говорить то, что думает. Выступает принципиально. Часто оппонирует правительству. Тормошит. Не дает покоя. Короче, делает свою работу. Компенсируя вдобавок чересчур лояльную Думу. Критикует, правда, публично. И довольно резко. Раньше такого не допускали. Понятно, что из правительства слышится ворчание: "Ни за что не отвечает. Только дает советы. А мы тут отдуваемся". Обычная реакция. То же самое было в 90-е годы. Дуться нечего. На советников не обижаются. И чем чаще будут жаловаться, тем дольше просидит.
Впечатление такое. Президент вникает во все. Предпочитает ручное управление. Зачем? Кризиса-то нет. Экономическая обстановка вполне приличная. Значит, ему так удобно. Стиль. И, похоже, вынужденный. Система власти осталась косной. Реформ тут не было. Чиновники по-прежнему бегут от самостоятельных решений. Ждут команд. Реагируют только на них. Вот и получают. Иными словами, президент сидит в старой аппаратной машине. На водительском месте. Автоматики нет. Навигатора - тоже. Железо изношено. Резина лысая. А ехать надо. Потому и ведет своеобразно. Какая машина - такая и езда.