Заголовок:
Интервью Е.Сидоренко газете "Время МН"
Источник:
Время МН, № 1072, 11 декабря 2002 г.
Дата:
2002-12-10 (год-месяц-день)
Организация:
[1] Многопартийность в целом
Персона:
[2] Сидоренко Евгений Николаевич
Орган власти:
[3] Минюст. Министерство юстиции РФ

Минюст начал проверку политических партий

Прямая речь
Подводить итоги партстроительства еще рано, считает заместитель министра юстиции РФ ЕВГЕНИЙ СИДОРЕНКО.
— Евгений Николаевич, можно ли говорить о том, что сложившийся за год до выборов политический рельеф сохранится до начала предвыборной кампании?
— Начнем с того, что само по себе понятие такого срока регистрации — одно из наиболее часто встречающихся заблуждений. По старому законодательству (напомню, что 14 июля прошлого года вступил в силу закон о политических партиях) общественно-политическое объединение действительно было вправе принимать участие в выборах при условии, что оно зарегистрировано за год до начала выборов. Теперь для партий этого положения нет. В выборах вправе участвовать партия, которая до дня объявления выборов подтвердит регистрацию своих региональных отделений.
В то же время закон о партиях установил двухлетний переходный период. Те общественно-политические объединения, которые были зарегистрированы по ранее действовавшему законодательству, должны в течение двух лет определиться: либо преобразоваться в политические партии, либо утратить 14 июля следующего года — но не раньше — свой политический статус и право участвовать в выборах. Для них этот год никто не отменял.
Регистрация же новых партий, естественно, идет начиная с 14 июля. И на момент объявления выборов мы дадим в Центризбирком сведения о тех партиях, которые к этому дню подтвердят регистрацию 45 своих отделений. Напомню, что регистрация политических партий проходит в три этапа. Регистрация самой политической партии, после которой она действует уже как юридическое лицо, но еще с ограниченными полномочиями. Затем в течение шести месяцев партия должна зарегистрировать не менее 45 региональных отделений. Это второй этап, на мой взгляд, наиболее сложный. И еще в течение месяца партия должна представить в Минюст сведения об этой самой регистрации, после чего она считается окончательно созданной и действует в полном объеме своих полномочий, в том числе и участвует в выборах.
На сегодняшний день мы зарегистрировали 47 политических партий. Из них 25 преобразованы из прежних общественно-политических объединений. Остальные — новые партии. Регистрацию региональных отделений пока подтвердили 20.
Еще 13 партиям мы отказали в регистрации. Пять из них исправили те недостатки, которые послужили основанием для отказа, и мы их зарегистрировали после повторной подачи документов.
— До начала избирательной кампании Минюсту предстоит провести проверку партий: могут ли уже зарегистрированные вами партии после этого оказаться вне игры?
— Мы уже начали эти проверки. Составлен график. Но начальные результаты никаких сенсаций не принесут, они касаются партий, зарегистрированных первыми: у них приличная численность, так что вопросов к ним практически нет. Вопросы будут, видимо, к партиям, зарегистрированным позже. По некоторым — я не буду сейчас их называть — у нас есть определенные сомнения, потому что они заявляли численность на грани риска, например, 10500 членов... Тут мы видим недостаток закона, где прописана необходимость проверки численности после регистрации. Хотя гораздо эффективнее и проще было бы провести проверку в момент регистрации. Мы же регистрируем на веру, потом проверяем и если обнаруживаем, что были сфальсифицированы документы, то должны идти в суд, добиваться ликвидации партии.
Основная проверка будет вестись, разумеется, на местах. В регионах изучат деятельность партии и попросят представить информацию о ее членах: все ли там граждане России, все ли там с 18 лет — бывают, к сожалению, случаи, когда и несовершеннолетних в партию записывают.
— Нет риска, что эта процедура превратится в простую формальность: что мешает, например, региональным отделениям пополнить свои списки "мертвыми душами"?
— Здесь надо понимать, что формализм неизбежен, если это оправданно. Мы будем проверять всех, но я не скрываю, что глубина проверки и объем будут различными. Естественно, мы не будем копаться в персональной численности коммунистической партии. Потому что ее численность явно превышает все необходимые пределы. А 20 там тысяч или 30 — это не наше дело. Но какие-то новые партии, которые неизвестно откуда взялись, неизвестно, сколько у них людей, и при регистрации у нас были определенные сомнения, мы будем проверять более глубоко, более основательно. И вопросы, которые встают в ходе проверки, будут дифференцированы. Главный смысл проверки в том, чтобы с этими партиями не было недоразумений, которые выявятся уже в ходе избирательной кампании. То есть к осени мы должны твердо представлять себе, что все партии добропорядочны, полноценны, функциональны.
— Однако уже сейчас добропорядочность отдельных партий вызывает сомнения. Стоит вспомнить скандал, разгоревшийся, когда после регистрации Национально-державной партии России на многих телеканалах был показан учредительный съезд, где лидер движения — великодержавный антисемит Борис Миронов — призвал "вытравливать жидовское демократическое нутро".
— Скандал, вероятно, кем-то инсценирован. Я недоумеваю: откуда идет эта информация? Тут произошло смешение ряда факторов, и главное — личностного и публично-общественного. Партия как таковая прошла у нас очень жесткий контроль. Никаких претензий к ней мы сегодня не имеем, и регистрация прошла абсолютно в соответствии с законом, я это подчеркиваю. Другое дело, что в руководстве партии есть некоторое количество одиозных личностей. Мы все знаем, кто такие Севостьянов, Миронов, Терехов. Но деятельность человека до формирования партии и его деятельность уже как руководителя партии — разные вещи. Юридических оснований для предъявлении претензий к партии у нас нет, она зарегистрирована в полном соответствии с законом. С момента регистрации никаких действий, нарушающих закон, ни партией, ни ее руководящими лицами допущено не было.
Что касается документов, то здесь идет прямое искажение фактов: документ, который цитировался в СМИ, не фигурирует в официальных документах этой партии. И был принят задолго до ее создания на собрании представителей разных общественных организаций. А во многих публикациях цитаты выдаются за цитаты из уставных документах партии, поэтому я и говорю о фальсификации.
— Озвучивать что ?
— Материалы, которые были опубликованы в СМИ, мы собрали, отправили в прокуратуру. Проводить проверку: где было сказано, что было сказано — это не наша компетенция.
— Несмотря на барьеры, которые закон выставил перед радикальными политиками, многие из них довольно уютно чувствуют себя под "крышей" общественных организаций и имеют полное право в период выборов блокироваться с партиями...
— Не думаю, что мы здесь будем беспомощны. Просто это потребует более изощренной и тщательной работы. Дело в том, что по закону о противодействии политическому экстремизму, если партия блокируется с организацией и возьмет на вооружение ее лозунги, цели, задачи (и не дай бог методы), все эти действия будут вменены в вину самой партии.
К тому же думаю, что эти объединения не столь значительны. За ними не стоит такого числа людей, чтобы серьезно помочь кому-то. А вот дискредитировать они могут. Партии, при всем их разнообразии, сегодня объединяет одно: желание добропорядочно участвовать в политической жизни. Обратите внимание: партия "Либеральная Россия" в общественном сознании поначалу связывалась с деньгами Березовского. И она пошла на то, чтобы отмежеваться от этой фигуры. От того, что могло бы повредить ее репутации.
— Однако члены партии "Либеральная Россия", собравшиеся в Петербурге на внеочередной съезд, единогласно восстановили Бориса Березовского в партии.
— Это собрание не имеет законного статуса. По двум основаниям: как съезд партии оно неправомочно, поскольку "Либеральная Россия" не зарегистрировала региональных отделений и, на мой взгляд, вообще не вправе проводить съезд. А если этот съезд организован оргкомитетом, то оргкомитет уже утратил свои полномочия после создания партии.
— Вернемся к теме противодействия политическому экстремизму. Закон существенно расширил полномочия Минюста в области контроля за общественными организациями. Удалось ли их реализовать?
— Сейчас в судах находятся сотни инициированных нами исков о прекращении деятельности общественных объединений по разным основаниям, но я не берусь привести точную статистику по организациям именно экстремистского толка. Например, Пресненский суд Москвы (кстати, уже почти год) рассматривает вопрос о прекращении деятельности "Народной национальной партии", которая давно связана с движением скинхедов. Формально в иске вы можете не увидеть слова "экстремизм", хотя на самом деле организация привлекла наше внимание именно этим. Потому что часто мы ставим вопрос о ликвидации объединения по формальным основаниям: допустим, как не прошедшего перерегистрацию. Экстремистскую деятельность еще нужно доказать — суды в этом отношении очень требовательны.
Буквально на днях на заседании рабочей группы федеральной антитеррористической комиссии мы как раз просили представителей МВД, ФСБ обратить внимание на этот аспект. Тем более что теперь введено новое понятие, и мы говорим не только о ликвидации зарегистрированных, но и о возможности запрещения незарегистрированных организаций. Таким образом мы можем добиваться через суд не только запрета, но и признания экстремистскими незарегистрированных организаций с вытекающими отсюда последствиями, в том числе и уголовно-правового характера. Такая работа пока еще только начинается.
Беседовала Анастасия Корня